Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2004


РЕПОРТАЖ

БЕЗОПАСНА ЛИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА?

Психологи из 20 регионов России 27–28 ноября в очередной раз собрались на берегах Невы на Всероссийскую конференцию «Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании».
Организаторами этого мероприятия выступили Министерство образования России, Психологический институт РАО, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Московский городской психолого-педагогический университет, Комитет по образованию Санкт-Петербурга и Департамент образования г. Москвы. Из Москвы приехала внушительная делегация, состоящая из ученых, представителей Департамента образования и директоров психологических центров.
В рамках конференции прошло совещание Министерства образования РФ с ответственными за деятельность службы практической психологии в органах управления образованием субъектов РФ на тему «Совершенствование научно-методического и информационного обеспечения деятельности службы практической психологии». Состоялся также симпозиум «Взаимодействие структурных элементов службы практической психологии образования в условиях модернизации столичного образования».

СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ

Программа самой конференции состояла из пленарного заседания, а также нескольких секций и круглых столов, где предлагалось обсудить различные проблемы, связанные с безопасностью и культурой в образовании.
Прочитав программку, я увидела многие до боли знакомые имена, без которых не обходится в последнее время ни один форум психологов образования. Перемещаются лишь декорации и контексты, а фигуры остаются.
Приветствовали участников конференции два академика РАО. Первым, на правах хозяина, выступил проректор по научной работе РГПУ им. А.И. Герцена В.В. Лаптев. Он сказал, что ему приятно наконец-то видеть представителей двух столиц (а соответственно, и двух научных школ) в качестве не соперников, а партнеров.
От имени психологов Москвы к собравшимся обратился директор Психологического института РАО и ректор МГППУ В.В. Рубцов. Он отметил, что на всех прошедших в этом году психологических мероприятиях неизбежно вставал вопрос о психологической культуре и психологической безопасности. И разработка этой проблемы как раз и способствовала объединению московских и питерских психологов.
Пленарное заседание началось с выступления И.М. Каманова (начальник отдела практической психологии и охраны здоровья детей Минобразования России), который отметил, что возлагает на это комплексное мероприятие большие надежды. Это относится как к актуальности ее тематики, так и к запланированному на второй день работы конференции совещанию, в рамках которого предполагается определить, какие конкретные шаги следует предпринять субъектам федерации для реализации решения коллегии Министерства образования о развитии психологической службы в стране.
Ряд из уже начатых и запланированных на ближайшее время мероприятий Игорь Михайлович перечислил. Во-первых, подводятся итоги всероссийского конкурса индивидуально ориентированных коррекционных программ. Завершить его планируется в декабре. До нового года должно завершиться окончательное формирование координационного совета по психологии в рамках Министерства образования.
Следующей большой задачей Игорь Михайлович считает создание научно-методических и информационных центров практической психологии в каждом федеральном округе.

КУЛЬТУРУ — В МАССЫ!

Тематика дальнейших выступлений имела самое непосредственное отношение к тематике конференции. Декан психологического факультета РГПУ им. А.И. Герцена В.В. Семикин выступил с большим (я бы даже сказала программным) докладом «Психологическая культура: сущность и проявления».
Виктор Васильевич убежден, что сейчас, на рубеже веков, психология становится неотъемлемой частью общественной жизни. Причем это явление не случайное и временное, а естественное и закономерное. Оно связано с кардинальными изменениями социально-экономической ситуации в стране, развитием процессов демократизации и гуманизации, с фундаментальной потребностью людей в безопасности и защищенности.
Зрелая психологическая культура видится докладчику как «одно из наиболее гармоничных психологических образований», которое является «механизмом эффективной и продуктивной адаптации человека в социуме, доминантой психологического здоровья и фактором качества любой человеческой деятельности, в том числе и образовательной».
Формирование психологической культуры, считает В.В. Семикин, стало результатом большой внутренней работы человека «по сопряжению и гармонизации собственных жизненных интересов и потребностей с интересами окружающего мира и социума».
Другой представитель РГПУ — И.А. Баева (профессор кафедры психологии развития и образования) посвятила свое выступление проблемам психологической безопасности. По мнению Ирины Александровны, речь здесь должна идти о психологической защищенности человека. Необходимо рассматривать несколько ее уровней, начиная от социальной среды, в которой находится человек, кончая его непосредственным окружением. Крайне важно, чтобы образовательная среда, в которой существует ребенок, была дружественной и свободной от психологического насилия.
Выступление И.В. Дубровиной (зав. лабораторией Психологического института РАО) называлось «Школьное психологическое образование как фактор становления психологической культуры в обществе». Ирина Владимировна заметила, что человек не может существовать без культуры и что именно образование ответственно за приобщение ребенка к культуре, причем не столько к знаниям, сколько к духовным ценностям.
Психологическим знаниям здесь отводится особая роль, но изучение психологии в школе не предусмотрено. Может быть, этим и объясняется низкая психологическая культура населения?

Статья опубликована при поддержке ремонтно-строительной компании «Русмастер». Компания предлагает Вам ремонт по дизайн проектам, ремонт сан узлов, туалетов, ванной комнаты, кухни, косметический ремонт, ремонт квартир под ключ в Санкт-Петербурге. Гарантия качества, выполнение в срок, доступные цены, гибкий график оплаты. Узнать подробнее о компании, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://rusmaster.spb.ru/

НА ГРАНИ РИСКА

Выступившая следом Л.А. Регуш (зав. кафедрой психологии развития и образования РГПУ) была еще более категорична. Она считает, что современная ситуация в образовании сродни катастрофе и предотвратить ее может кардинальное изменение политики по отношению к образованию.
Сейчас существует множество опасностей, которым подвергаются дети, переступая порог школы. Психологическая некомпетентность учителя может привести к тому, что будет нарушено психическое здоровье ребенка и сведены на нет его естественные познавательные потребности. Кроме того, дети подвергаются риску из-за противоречий между требованиями к содержанию учебного процесса и возможностями большинства учеников. Находясь в ситуации неуспеха, дети теряют интерес к учебному процессу. Отсюда — большое количество школьников, не желающих учиться. Необходима психологическая экспертиза всего учебного процесса.
Более широко смотрит на проблему психологической безопасности В.Н. Панферов (зав. кафедрой психологии человека РГПУ). Ее отсутствие приводит к унижению личного достоинства, что, в свою очередь, приводит к тому, что многие возможности человека не реализуются.
Докладчик с сожалением отметил: наше социокультурное и историческое развитие привело к тому, что особенностью национальной психологии стала «повышенная амбициозность личности». Неумение достигать согласия в межличностном взаимодействии сказалось и на системе практической психологии, развитию которой «мешала амбициозность собственных же коллег».
Ориентированными на педагогическую практику, а потому более яркими и конкретными были выступления Л.С. Колмогоровой (зав. кафедрой педагогики и психологии начального образования Барнаульского государственного педагогического университета), которая рассказала о результатах эксперимента по повышению психологической культуры учащихся различных возрастных категорий, и Н.И. Исаевой (зав. кафедрой психологии развития и консультативной психологии Белгородского государственного университета) «Психологическая культура в структуре профессиональной культуры психолога образования».

ПОРА ВООРУЖАТЬСЯ?

Следующей составной частью конференции стал симпозиум, посвященный развитию службы практической психологии образования в условиях модернизации столичного образования (организаторы имели в виду прежде всего Москву).
Хотя проблемы, которые поднимали выступающие, были актуальны не только для гостей из больших городов, но и для всех присутствующих. Вначале слово было предоставлено хозяевам. В.П.Иванова (ведущий специалист Комитета по образованию Санкт-Петербурга) поделилась опытом взаимодействия структурных элементов службы практической психологии в системе образования северной столицы.
Неожиданно резким и эмоциональным стало выступление В.В. Рубцова, который камня на камне не оставил от грядущей реформы образования, которая, по его мнению, приведет к уничтожению всех зачатков психологической культуры в школе.
Спасти положение, сказал он, может введение преподавания психологии в школе, а также подготовка кадров для работы с детьми и взрослыми, включающая обучение их эффективным технологиям взаимодействия. «Я берусь за пистолет, когда мне говорят, что в образовательных учреждениях не должно быть практических психологов!» — заявил идеолог московской психологической службы и резюмировал: «Пока психологическая культура не войдет в плоть и кровь системы образования, никакая модернизация ей не поможет!»

В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

Работа продолжилась на секционных заседаниях и круглых столах. Секций было две — «Психологическая культура в социальном взаимодействии и образовательных процессах», «Психологическая безопасность в обществе и образовании. Охрана детства как психологическая проблема».
Я выбрала секцию, на которой обсуждались проблемы психологической культуры (ее ведущими были И.В. Дубровина и В.В. Семикин). И я не пожалела, поскольку там завязалась самая что ни на есть настоящая научная дискуссия. Признаюсь, что на дебатах такого высокого научного уровня мне доводилось присутствовать крайне редко. Поэтому подробно о том, что происходило на этой секции, я расскажу в одном из ближайших номеров «Школьного психолога».
Думаю, следует познакомить читателей и с тем, какие вопросы обсуждались на совещании Министерства образования РФ, проходившем в рамках конференции.
В целом, организаторы конференции остались довольны: и три мероприятия «в одном флаконе» удалось совместить, и «раскрутить» народ на обсуждение актуальных проблем. Хотя, может быть, следовало бы вспомнить классика и не впрягать в одну телегу коня и трепетную лань?

Ольга РЕШЕТНИКОВА