Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2004


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ЛОСКУТНЫЕ ИСТОРИИ

Я предпочитаю разговаривать
с детьми — есть, по крайней мере, надежда,
что из них выйдут разумные существа...

Сёрен Кьеркегор,
датский философ

Творчество естественно для детского возраста. Оно возникает непроизвольно, стихийно и оказывается по-особенному талантливым и выразительным. Даже в звездах, флагах и корабликах нашего советского детства, уводившего нас от творчества, всегда просматривалась авторская индивидуальность.
Как педагогу или школьному психологу перенести стихийные, естественные творческие порывы в плоскость не только профессионального творческого труда, но и работы по саморазвитию? Один из таких ходов возник в моей профессиональной деятельности школьного педагога-психолога нежданно-негаданно.

ОДНАЖДЫ...

Однажды я с дочками пошла на прогулку. Направились мы в самое интересное для нас место Нижнего Новгорода — на улицу Большая Покровская. Подобная улица, где представлены все местные промыслы и современное искусство, есть, наверное, в каждом городе. В этот день мы остановились у ярких небольших картин, сделанных из ситца. Продававшая их женщина оказалась автором этих работ и удивительно с ними гармонировала: она как будто сошла с одной из своих картин. Картины были жизнерадостные и добрые — и женщина излучала доброту и приветливость, картины были яркие — и женщина была красивая, розовощекая, нарядно одетая. Мы долго разглядывали работы, разговаривали с автором. Особенно понравились сюжеты с ситцевым яйцом и ситцевым половичком.

Публикация статьи произведена при поддержке сайта о коже "У Гиппократа". На сайте Вы найдёте подробную информацию о коже и кожных заболеваниях, лечении с фотографиями и подробными описаниями. Удобный поиск по заболеваниям в алфавитном порядке - акродерматит, базалиома, васкулит, гистиоцитоз, дерматит, импетиго, кератоз и другие. Посмотреть полный список Вы сможете здесь.

Эта встреча произвела на нас большое впечатление.
Потом мы нашли у себя дома лоскутки ситца. Сколько было воспоминаний — о бабушкиных платьях, о распашонках и платьицах, которые я шила дочкам. Одним словом, мы решили тоже делать картины из ситца.
А вылилось это в совершенно особую технику образовательного общения, которую я использовала и в школе.

НЕ ПОТЕРЯТЬ НАСТРОЕНИЯ

Раз техника — нужно разрабатывать технологию. Очень не хотелось, чтобы терялось настроение, которое возникает, когда держишь в руках разноцветные тряпочки. И поэтому техника получилась скоростная.
Кусочки ситца крахмалятся и затем разглаживаются. После этого их можно резать, и они не будут сыпаться и махриться (можно использовать и другие ткани, это даже лучше). Из крахмала же, но в большей концентрации, варится клейстер, наливается в бутылочку — так он может храниться несколько дней в холодильнике. Крахмал нужен для наклеивания деталей картины.
Готовится небольшая (для создания больших ситцевых полотен требуется навык) некрашеная рамка с картоном по ее формату. Нужна еще водоэмульсионная краска для окрашивания рамки (краска стоит недорого, других расходов не будет). В отличие от лоскутной техники, которая известна в изобразительном искусстве, эта техника упрощенная и используется для создания как бы эскизной работы, то есть для удержания образа, мотива, настроения, чувства.
Оказалось, что лоскутки приятны и разнообразны на ощупь даже уже накрахмаленные. Одни совсем тонкие, почти прозрачные, невесомые, другие, наоборот, тяжелые, плотные. Одни гладкие, как подтаявший лед, другие шероховатые, одни кажутся прохладными, другие теплыми.
А расцветку, рисунок фактуры, узоры на лоскутках можно описывать бесконечно.

ПРИБЛИЗИТЬСЯ К ПОНИМАНИЮ

Я спросила своих детей: «Что бы вам хотелось нарисовать, изобразить, что для вас сейчас самое главное?» Младшая дочь начала быстро резать кусочки ситца, старшая долго не начинала. Так и не начала в этот день, но потом все сделала неожиданно быстро.
Сначала делали рисунок, потом по рисункам готовили трафареты или вырезали из ситца на глазок, если были уверены в успехе. Потом намазывали их клейстером — можно кисточкой, а можно пальцами (благо все легко отмывается).
Картина сохла, потом проглаживалась утюгом, вставлялась в рамку. Подбирался нужный цвет рамки. Во время поиска нужного цвета появились большие раскрашенные площади. Не знаю почему, но рисование на большом формате очень интересно для детей (о необходимости использовать листы большого формата при рисовании говорят и художники).
Сколько всего было сказано в ходе этой работы, рассмотрено, припомнено! Я увидела, что картины очень разные. Что они похожи на своих авторов. Помните, вначале я рассказывала о женщине, которая как будто сошла со своих картин? Потом, когда мы нескольким знакомым людям показывали наши картины и предлагали угадать, где чья, они никогда не ошибались. Отмечу, что у девочек разница всего в полтора года.
(Когда я выполняла эту работу с целым классом, то также получила совершенно разные картины. Но это было потом, когда я проанализировала эту работу как психолог и постаралась соблюсти те условия, которые привели к такому результату.)
Когда я в произведениях увидела авторов, мне захотелось, чтобы они рассказали о своей работе. Это была очень доверительная беседа, поэтому я не буду ее здесь приводить, но работы сами могут рассказать многое. На одной был изображен скачущий конь, а другая, по желанию автора, была сначала закрыта вуалью из полупрозрачной ткани. После своего рассказа дочка разрешила снять эту вуаль.
Все знают, как сложно складываются отношения между детьми в семье. И эта совместная работа помогла нам в проговаривании этих отношений, приблизила к пониманию их. Оказывается, в своей картине каждый рассказал что-то о себе, только образно, в виде символов.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ

В следующий раз я проводила такую работу с группой детей на уроках технологий. Моей задачей было показать, как стиль общения влияет на детское творчество. При каких условиях дети начинают общение друг с другом и со взрослыми не на уровне приказов или бытового разговора, а на уровне творческого поиска? Когда рождается уважение и восхищение тем, что делает или говорит другой?
Совместная работа психолога и преподавателя мне показалась весьма интересной, потому что психолог несет опыт выстраивания человеческих отношений, а педагог совершенствует образовательные техники, помогает использовать их с учетом особенностей группы детей. У педагога и школьного психолога должна, конечно, существовать взаимная заинтересованность в совместной работе.
Описанная мной техника может занять от двух до шести уроков. Ее можно проводить как часть планового занятия. Лучше, если работа идет спокойно, без спешки и форсирования событий. Возможна она и как занятие детей с психологом, если это предусмотрено в школе.
Интересна эта техника тем, что она наиболее близка нашей культуре, так как построена на работе с кусочками ситца.
Многие дети, имея опыт переживания своих неудач, теряют остроту восприятия. Это значительно снижает их творческие возможности. Всем хорошо известно, что неуспешные в школе дети, попадая в творческую атмосферу, становятся непринужденней и добиваются больших успехов. Но для этого необязательно уходить из школы, не надо откладывать выявление скрытых возможностей детей на долгий срок. И школа может стать местом, где такие дети вновь обретают успех.
В процессе работы с этой техникой активируются все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Поэтому важно на всех этапах сопровождать эту работу рассказом о возникающих у детей переживаниях. При общении с группой и ведущим у детей совершенствуются навыки здорового эмоционального переживания жизненных ситуаций и понимания своих чувств.
У детей 8–9 лет рассказ о своей картине строится на образах-символах: гриб добра, гриб зла, молния, поражающая зло и несправедливость. В подростковом возрасте рассказ связан с воспоминаниями, например, о летнем отдыхе у бабушки.
Такие рассказы — не просто перечисление событий, а их переживание, и разговорная лексика становится особенной. Образы носят обобщающий характер, поэтому часто их можно спроецировать на события, происходящие в классе, и прояснить для себя таким образом, что именно волнует детей.
Различен и стиль поведения детей: одни долго сомневаются, другие оглядываются на одноклассников, третьи прячут свои листочки от соседей, прикрывая их руками, четвертые много раз все переделывают. Эти ситуации можно просто озвучить, отказавшись от принятой в школьной практике порицательной интонации, которая имеет цель поторопить отстающих или сравнить их с другими, более успешными. Тактики поведения детей, сформулированные безоценочно учителем, сами говорят за себя, и дети не упустят возможности повторить лучшую, заметив ее.
Выражение своих чувств через лоскутные образы и символы, а не напрямую, снимает защитные реакции, вызванные страхом оценки, — в результате чувства становятся доступны для обдумывания.

КАРТИНА МИРА

Эта техника похожа на психотерапевтические техники, но отличается от них. Появляются новые возможности:
Обращение к ситуациям образовательного общения; возвращение к своим образам на всех этапах работы, в результате чего все дети, даже с проблемами общения, успевают выразить себя.
Обращение к этим образам в дальнейшем и возможность наблюдать изменение представлений о мире у детей через сравнение работ разного периода. Работы имеют эстетическую ценность, поэтому становятся частью эстетического пространства класса и школы.
Совмещение этих занятий с основными школьными курсами. Это могут быть занятия по ИЗО, технологиям, музыке или литературе в присутствии педагога-психолога, или занятия по психологии в средней школе, или дополнительные занятия, или часть консультативной и психотерапевтической работы школьного психолога.
Использование в урочное время, так как работа может быть разбита на этапы и не требует материальных затрат и освоения сложных действий.
Важно, чтобы эта техника стала одним из элементов в копилке педагогических приемов, а не была обязательным плановым занятием.
Игра — это естественный способ освоения мира. Дети тоже могут подсказывать свои игры. Например, занятия с лоскутками, скорее всего, будут неинтересны для мальчиков, но они с радостью создадут «картины» из содержимого своих карманов и портфелей (хорошо бы потом их композиции сфотографировать).
А на уроках литературы могут появляться игры с литературными текстами и их героями. Я проводила близкие по сути к этой технике игры с текстами Гоголя, Гофмана, Мирча Элиаде и Булата Окуджавы. Взрослый сопровождает эти игры и помогает организовать их. Тогда и появляются работы, которые можно назвать самовыражением.
А потом их можно рассматривать в разных системах координат, чтобы найти новые решения в общении с детьми. С помощью этой техники можно увидеть, как дети воспринимают мир. Можно развивать их творческие способности, эмоциональную сферу, можно совершенствовать ручной труд и т.д.
Оказывается, что когда педагог ориентируется на непосредственное общение с детьми, они и рассуждают, и творят гораздо эффективнее, чем мы это привыкли видеть в нашей школьной практике. Мир детства гораздо глубже и сложнее того, который мы наблюдаем при традиционном, построенном на дидактике, классно-урочном общении. Противоречие между истинным богатством этого мира и обучением, обедненным зарегулированностью, не позволяет полностью развиться тому, что заложено в человеке природой.

Ирина КАЛИСТРАТОВА,
г. Нижний Новгород