Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2004


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

О преподавании психологии в средней общеобразовательной школе

 

Жизнь скоро предъявит
свои неумолимые требования.
Психология начинает
приобретать
слишком важное научное значение,
чтобы ее отсутствие среди предметов
гуманитарного образования
не было замечено.
Я уверен, что этот пробел
очень скоро будет заполнен.

Г.И. Челпанов

Разрешите обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на весьма существенный аспект практической деятельности психолога, а именно на возможность преподавания психологии как учебного предмета в общеобразовательной школе. Преподавание психологии в школе ни в коей мере не заменяет работу практического психолога. Это еще одно направление деятельности практической психологии в системе образования на пути ее профессионального восхождения.
Конечно, преподавательская деятельность требует специальной и продолжительной подготовки. Профессия «психолог» – очень широкое понятие. Школьный психолог (или педагог-психолог, практический психолог образования), психолог-исследователь (научный работник), преподаватель психологии в вузе и учитель психологии в школе – это тесно связанные, взаимообусловленные, но разные специальности.
Цель данной публикации – обратить внимание на актуальность проблемы преподавания психологии в средней общеобразовательной школе, обосновать востребованность этого предмета современной системой образования, пробудить ваш интерес к еще одной сфере деятельности, где возможна творческая реализация полученных в вузе психологических знаний и собственных личностных устремлений.

ГАРАНТ ПРАВ РЕБЕНКА

Психология представлена во всех областях общественной жизни – экономической, производственной, социальной, в области искусств и спорта, сохранения здоровья, обороны страны и др. Но, пожалуй, в наибольшей степени влияние научно-практической психологии заметно в развитии современной системы образования.
Психологи пришли в детские сады, школы как гаранты права каждого ребенка на полноценное психическое и личностное развитие, на развитие его индивидуальности. В их задачу входит создание условий для благоприятного и позитивного проживания ребенком дошкольного и школьного детства, оказания помощи как самим детям, так и их родителям, воспитателям, учителям в решении проблем обучения, поведения, общения, отношений.
Все еще приходится слышать странные споры: с кем должен работать практический психолог – с детьми, педагогами или родителями? Психолог, конечно, работает не только с ребенком, но всегда ради ребенка. Он работает с педагогами, родителями, взрослыми, которые окружают ребенка и создают ему те или иные условия жизни и развития. Центром внимания и смыслом деятельности психолога является ребенок (дошкольник, младший школьник, подросток, юноша), его интересы как растущего человека и развивающейся личности, индивидуальности.
Психологи весьма интенсивно проводят научно-практическую и просветительскую работу с взрослыми, справедливо полагая, что им без психологических знаний невозможно грамотно включать ребенка в процесс обучения, воспитания как в семье, так и в любом образовательном учреждении.
Занятия, приоткрывающие тайны психологической науки, проводятся и с учащимися. Но отдельные советы психолога, даже очень квалифицированные, семинары по значимым проблемам, не дающие, однако, целостного представления о психическом развитии человека, вряд ли могут оказать реальную помощь детям в понимании сущностных характеристик человеческих способностей, отношений, чувств, творчества, смысла жизни.
Гуманизация образования – это не защита учащихся от сложностей бытия, а подготовка их к самостоятельной, активной жизни в обществе социальных перемен. Сейчас мы сталкиваемся с определенным противоречием. Государственное образование ставит задачу полноценного развития ребенка, но система обучения и воспитания накладывает весьма существенные ограничения на возможность решения этой задачи, так как не предусматривает предоставления ребенку знаний о нем самом.

ЧТОБЫ СЕБЯ ПОЗНАТЬ

Вопрос о преподавании психологии в школе не нов. Уже в XVIII веке русские просветители подчеркивали важность для молодого человека познания самого себя. Так, историк и государственный деятель В.Н. Татищев (1686–1750) в статье «Разговор о пользе наук и училищ» среди главных наук называет науку, способствующую тому, «чтобы человек мог себя познать».
На протяжении более века преподавание психологии в школе находится в центре внимания ученых и рассматривается как важное направление деятельности психолога в системе общего среднего образования.
Проблема преподавания психологии в школе интенсивно обсуждалась в кругах известнейших московских и питерских ученых – психологов и педагогов (П.П.Блонский, А.П.Нечаев, Г.И.Челпанов, К.Н.Корнилов и др.), были и неоднократные попытки ее позитивного решения. Поколение бабушек и дедушек современных молодых людей изучало психологию в старших классах школы по учебнику замечательного ученого Бориса Михайловича Теплова. Б.М.Теплов подчеркивал: «Психология дает возможность понимать самого себя… А знать себя необходимо для самовоспитания… для того, чтобы сознательно выбирать такую специальность, такую работу, в которой можно принести больше всего пользы родине и получить больше всего удовлетворения».
Ученые утверждали, что психология необходима как предмет общего образования. Г.И.Челпанов задавал резонный вопрос: «Если мы считаем необходимым, чтобы молодые люди знали природу растений, камней, то отчего же в такой же мере не необходимо для них знание внутреннего мира? Отчего научное знание того, что такое память, внимание, воображение, аффекты, не столько же ценно, сколько является ценным знание внешних явлений?»
Но, несмотря на столь длительную историю завоевания своего места в общем среднем образовании, школьный предмет «Психология» вновь является актуальным и спорным одновременно, требующим разработки как своего научно-учебного содержания и методов преподавания, так и подготовки кадров преподавателей.

ОПИРАТЬСЯ НА САМОГО СЕБЯ

А между тем дети имеют слабое представление о психике человека, о содержании собственного внутреннего мира. Слова о «богатстве внутреннего мира» воспринимаются ими как красивая метафора, не имеющая отношения ни к ним самим, ни к окружающим людям.
Все знают, что физическая травма опасна и что надо учить, как избегать травм и оказывать первую помощь. О стрессах, страхах, тревожности (психических травмах) в последнее время тоже стали довольно много писать и говорить. О психологических же травмах, о психологическом нездоровье – даже разговора нет.
Ребенок, достигнув определенного возраста, познает себя в физическом отношении. Признаки физиологической зрелости во многом самоочевидны. А психологическое самопознание, самосознание для ребенка – процесс сложный, иногда мучительный. Выводы о самом себе нередко бывают ошибочны, так как знаниями о себе ребенок не располагает.
Незнание законов развития психики, непонимание, что такое способности, неумение отличить устойчивый интерес от мимолетного увлечения, непонимание самого себя приводят к тому, что ребенок (подросток, юноша) нередко не может сделать самостоятельного выбора: профильного класса, формы обучения, будущей профессии, друга или подруги, жизненной позиции.
Неумение понять личностные проблемы, отсутствие представлений о способах их разрешения нарушают позитивное отношение школьников к себе и другим, деформируют образ жизни в целом, нередко толкают детей к социально неодобряемым формам поведения, к различного рода правонарушениям.
Подрастающему человеку все время говорят, что надо уметь управлять своим поведением, но не говорят, как это делать. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Они часто обращаются с вопросами о том, как узнать себя, как развить те или иные качества личности, как определить свои способности, как наладить отношения со сверстниками и взрослыми. Просят подсказать им, как изменить что-то в своем поведении, характере.
Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях.
Ребенка одинаково легко убедить как в его неполноценности, так и в гениальности. И то и другое крайне вредно для развития личности. Он должен научиться сам понимать свои сильные и слабые стороны. Познание бесконечных потенциальных возможностей, заложенных в человеке природой и социумом, может побудить ребенка надеяться и опираться прежде всего на самого себя, а не только ждать и требовать чего-то от других.
Чем глубже ребенок осознает самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, тем более четко формируются у него представления о своем дальнейшем жизненном пути.

СВЯЗАНО С КУЛЬТУРОЙ

В настоящее время преподавание психологии – лишь эпизодические включения в процесс обучения. Научно-популярная психологическая литература тоже не дает систематического знания. Пользуясь психологической неграмотностью общества, новоявленные «специалисты-психологи» (различные экстрасенсы, предсказатели, гадалки) просто обманывают доверчивых людей.
Одной из задач современного образования является формирование критичности, самостоятельности мышления и устойчивости детей к информационным воздействиям.
Все провозглашаемые обществом нравственные ценности – гуманизация, демократизация, сотрудничество, толерантность – основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей. Поэтому необходимость психологического образования со школьных лет вытекает непосредственно из потребностей современной общественной жизни, практики обучения и воспитания.
Образование в школе нерасторжимо связано с культурой. Напомним, что культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и развитых человечеством в ходе его истории. Культура выражает степень познания и практического овладения законами природы и общественной жизни.
Образование не только питается культурой, но и влияет на ее сохранение и развитие. Культура создает личность, и чем более широк круг культуры, в который вводит ребенка взрослый, тем более значимыми становятся основания для развития полноценной личности.
Еще Й. Лангмейер и З. Матейчик, обсуждая вопросы об источниках психической депривации в детском возрасте, очень точно отмечали, что ребенок, изолированный от культуры современного общества, подвергается опасности, ибо у него не возникает потребности жить культурно, то есть потребности в приобретении тех ценностей, которые признаются обществом.
К любому учебному предмету в школе нельзя подходить с точки зрения его практической полезности в повседневной жизни. Усвоение основ разных наук содействует общему развитию учащихся, расширяет их умственный кругозор, раздвигает границы культурного пространства, создает условия для последующего профессионального выбора, для углубленного изучения наук в более полном объеме в высших учебных заведениях.
Иногда, как ни странно, даже в среде высокопросвещенных людей можно услышать суждения о том, что обучение в школе должно носить прагматический характер: следует учить тому, что может конкретно пригодиться в жизни.
Но, во-первых, жизнь так сложна и непредсказуема, что никто не знает, чего она потребует от человека в тот или иной момент, в той или иной ситуации. А во-вторых, жесткие прагматические рамки тормозят общее развитие человека, не позволяют войти в современную культуру общества, провоцируют интеллектуальное и эмоциональное отупение.
Как тут не вспомнить замечательную семейку Простаковых из незабвенного «Недоросля» Д.И.Фонвизина.
Правдин. Да не так же ли вы знаете и географию?..
Митрофан (тихо матери). Да я и не возьму в толк, о чем спрашивают.
Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволите. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь...

ОШИБОЧНО И НЕВПОПАД

Психология является необходимой частью общей культуры. Понять культуру, сделать ее достоянием собственной личности без знания психологии человека невозможно. Все формы культуры проникнуты сведениями о психике, душе, внутреннем мире человека.
В устном народном творчестве, обычаях, обрядах, религиозных текстах, художественной литературе, искусстве психологические истины преподносятся не в явной «поучительной» форме, а в образах и образных ситуациях. Их можно, замечает Е.А. Климов, «дешифровать» усилием мысли, но лишь в том случае, когда эта мысль опирается на психологические знания. Многие произведения искусства проходят мимо сознания людей, слабо приобщенных к психологической культуре.
Дети, все время погружаясь во взаимодействие с взрослыми и сверстниками, с социальной средой своего обитания, осваивают стихийно психологическую наполненность этого взаимодействия, не осознавая и не понимая его научной сущности. Они, конечно, приобретают ценнейший опыт, получая житейские психологические знания в раннем возрасте.
Каждый ребенок – маленький психолог, он многое понимает. Он быстро постигает, например, принцип «разделяй и властвуй» и использует его, в частности, во взаимоотношениях с родителями. Блестящие примеры этого мы находим в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти»:
«– Ну, Нюра, довольно, не плачь!
– Я плачу не тебе, а тете Симе».
Или другой пример. Вера, четырех лет, говорит маме: «Ты можешь пойти за мороженым… Я не для того говорю, что за мороженым, а для того, чтобы ты вышла немного на воздух».
Основываясь на житейском опыте, люди применяют приемы психологии в повседневной жизни нередко невпопад и ошибочно. Так как в нашем обществе, к сожалению, фактически отсутствует психологическая культура, взрослые – родители, педагоги, руководители – не могут приобщить к ней молодое поколение. Это задача общеобразовательной школы.

В ДУХЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Знания о человеке, которые получают дети, должны быть научной информацией. Нужна научная, систематическая психология, а не знакомство с отдельными психологическими вопросами на уроках литературы, истории, биологии, физиологии, на различного рода тренинговых занятиях с психологом.
Целью преподавания психологии в школе можно считать овладение каждым школьником элементарной психологической культурой как частью общей культуры.
Приобщение людей к психологическим знаниям в школьном возрасте, быть может, приведет наше общество к пониманию необходимости этой науки для полноценного развития человека и человечества, для признания ценности человека самого по себе, вне зависимости от национальности, социального статуса, должности, возраста и пр. Без знания основ психологии личности очень трудно воспитать молодое поколение в духе толерантности – уважения к человеку как таковому.
Наиболее благоприятным возрастом для включения детей в область научного познания психологии является возраст 9–10 лет. В третьем-четвертом классе дети уже умеют самостоятельно читать и писать, они привыкли к классу, овладели основами учебной деятельности. Они поняли, что мир знаний огромен и многогранен, начинают осознавать, что овладение знаниями в значительной степени зависит от них самих. Но как и почему зависит, всем ли дано усвоить школьную программу, в чем причины успехов и неудач, – на эти вопросы дети не имеют понятных им и научно обоснованных ответов.
Опыт преподавателя психологии показывает, что детям интересен и понятен учебный материал по психологии, изложенный в доступной для них форме.
Психология по праву может встать в один ряд с изучением родного языка, математики, природоведения. Именно в начальной школе формируется научное мировоззрение ребенка, и именно этот возрастной период сензитивен для формирования психологического компонента мировоззрения, включающего в себя понимание человека как высшей ценности реального мира.
Приобщение школьников к психологической культуре, овладение ими психологической грамотностью предполагает развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром природы и миром людей, миром культуры и с самим собой.

ЗАГАДОЧНАЯ НАУКА

Знание психологии нужно каждому, какую бы профессию человек ни выбрал – врача, продавца, учителя, менеджера, политика или банкира. А если кто-то из учеников более глубоко заинтересуется психологией, он выберет психологию как профессию, но уже осмысленно.
Могут возразить, что и без изучения психологии в школе многие юноши и девушки знают, что такое психология, и стремятся получить психологическое образование в вузе, чтобы потом работать по данной специальности. Действительно, в настоящее время множество факультетов, институтов, университетов готовят психологов вообще и практических психологов в частности. Но кто и почему идет в психологию?
Знакомство с абитуриентами и студентами психологических факультетов показывает, что выпускники школ идут туда часто по случайным основаниям – это модно, престижно, интересно. Многие, поступая учиться «на психолога», не знают, в чем будет заключаться их профессиональная деятельность. Отдельные развивающие занятия, тренинги, которые проводят с детьми школьные психологи, разжигают интерес, но не дают представления о психологии как науке.
Вопрос о подготовленности выпускников школ к высшему психологическому образованию тоже не нов. Об этом писал еще Г.И. Челпанов: «Я, начав свою академическую деятельность в 90-х годах, столкнулся с этим вопросом. В те годы гимназисты поступали в университет с необыкновенно слабым знанием психологии, правильнее сказать: они ничего не знали. Поэтому приходилось преподавать психологию в очень популярной форме… Но делать было нечего: приходилось читать курс элементарный. Нужно было подумать о том, чтобы ввести преподавание психологии в курс средней школы: как предмет общеобразовательный психология должна иметь место в средней школе» (Г.И. Челпанов. Психология. Философия. Образование. М. – Воронеж, 1995).
Поступая на факультеты математические, биологические, филологические, географические, химические, юридические, исторические, молодые люди имеют представления об основах наук, которые им предстоит изучать. Психология же для них остается загадкой, которую каждый пытается отгадать по-своему, на основе собственных случайных представлений, отрывочных знаний, чьих-то мнений. Отсюда – масса разочарований по мере погружения в психологическую науку и практику.
Все это делает весьма актуальной проблему школьного психологического образования как обязательной составной части общего школьного образования.

ЧТОБЫ САНЧО ПАНСА НЕ ЗАТМИЛ ДОН КИХОТА

Цель преподавания психологии в школе совпадает с основной целью всей системы образования – культурное и социальное развитие ребенка, обеспечивающее ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь. Психология в школе нужна для укрепления не только психического, но и психологического здоровья детей, что имеет отношение к развитию внутреннего мира, духовного содержания их личности.
Р. Фраерман, автор замечательного произведения для детей «Дикая собака Динго», замечал: «Не так уж трудно в конечном счете добиться победы в мире материальных достижений. Гораздо труднее достигнуть гармонии между миром духовным и материальным. Чтобы земной и практичный Санчо Панса не затмил возвышенного духа несравненного Дон Кихота, самоотверженного, беззаветно верующего в долг, правду и добро, всегда готового к борьбе за истину, которая нелегко дается, требует служения и жертв».
В настоящее время существуют разнообразные программы преподавания психологии в школе и учебники по психологии для учащихся.
В лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института Российской академии образования разработан курс психологии в средней общеобразовательной школе. Он рассчитан на 9 лет школьного обучения (с 3-го по 11-й классы), обеспечен программой преподавания, учебниками, методическими рекомендациями для педагогов.
Главный вопрос при разработке курса «Психология» для школы заключается в том, какой материал отобрать как необходимый и каким образом его распределить по возрастам.
Очевидно, что речь должна идти как о самой науке психологии, так и о ребенке, который будет эту науку изучать, усваивать. Поэтому при разработке курса необходимо опираться как на общие научные знания в области психологии, так и на знание основных закономерностей психического и личностного развития на этапах школьного детства, отрочества, ранней юности. Важно, чтобы у школьника не образовалась пропасть между психологическим знанием о человеке вообще и о себе как о человеке.
Большую трудность представляет отбор психологического материала для школьного учебного курса. Г.И. Челпанов писал: «Говорят, что психология неточная наука, что в ней нет устойчивых положений, – различные авторы различно определяют одни и те же понятия. Если психология представляет учения сбивчивые, разноречивые, ей не место в средней школе. Против этого можно сделать следующее замечание. По отношению к современной психологии это мнение неправильно. Следует признать, что в современной психологии борются между собой различные психологические направления, но между тем в психологии есть положения, принятые всеми направлениями. Есть положения, относительно которых все согласны».
Г.И. Челпанов подчеркивал, что именно эти бесспорные вопросы должны входить в состав школьной науки; спорным теориям и гипотезам, конечно, не место в школе.
Этими соображениями авторы предлагаемого учебного курса «Психология в школе» и руководствовались.

Ирина ДУБРОВИНА,
доктор психологических наук