Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Маленький исследователь:
как научить дошкольника
приобретать знания

Маленький исследователь:
как научить младшего школьника
приобретать знания

А.И. Савенков
Ярославль:
Академия развития, 2002

Две книги Александра Савенкова с почти одинаковыми названиями отчасти дублируют друг друга. По признанию самого автора, это связано со специализацией читающей аудитории: те, кто интересуются проблемами развития дошколят, редко заглядывают в книги про школьную жизнь. Ну а для учителей и подавно характерен некоторый снобизм по отношению к дошкольному образованию. Поэтому тема одна, проблематика общая, история вопроса, естественно, тоже. А книжки — две. Для тех, кто работает с младшими школьниками, и для тех, кто имеет дело с малышами.
Книги посвящены исследовательскому поведению детей. «Что лежит в его основе? В чем характерные особенности детской исследовательской деятельности? Как опыт собственных исследований влияет на личностное развитие ребенка? Каковы возможности и перспективы организации самостоятельных исследовательских изысканий в рамках учебного процесса?» — вот круг вопросов, рассматриваемых Савенковым.
Благодаря блистательной эрудиции автора история вопроса превращается для читателя в увлекательное путешествие по педагогическим системам прошлого. А известная доля юмора (одного из важнейших показателей креативности) избавляет текст от академичной напыщенности и излишней претенциозности. Так, например, не без удовольствия узнаешь об экспериментах английского психолога Б.Ф. Скиннера по сравнению исследовательского поведения крыс и людей. Итоги опытов позволяют заключить, что людям порой свойственно большее бескорыстие в решении интеллектуальных задач, чем конкурирующим с ними интеллектуально продвинутым зверюшкам.
В целом же книга серьезна и обстоятельна, хотя написана прозрачным и легким языком.
В исследовательской деятельности, по мнению автора, наиболее рельефно проявляются творческие способности ребенка. Последние, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Природа творчества едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому исследовательская деятельность детей должна организовываться практически по той же схеме, что и деятельность маститого ученого. Детей можно и нужно учить ставить проблемы, выдвигать гипотезы, искать пути доказательств, обобщать полученные результаты. Это возможно, доказывает автор, ссылаясь на свою экспериментальную работу.
Правда, и в общем оптимистическом настрое книги встречаются настораживающие ноты. Опыт автора свидетельствует, что собственные исследования интересны и продуктивны для одаренных детей — для тех, кто способен к проявлению интеллектуальной активности. Их, как правило, не так уж много в стандартном классе массовой школы. А вот те, кого трудно заподозрить в склонности к свободному полету, с трудом могут организоваться для самостоятельной поисковой работы. Продуктивность занятий для детей с невысокой креативностью гораздо выше при традиционном обучении, основанном на трансляции знания и регламентации деятельности.
Так что не стоит слишком уж заноситься перед крысами: «школы разные нужны».

Марина АРОМШТАМ