Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2004


ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

МИФЫ И РИФЫ

Размышления о работе психолога с родителями

Присутствие психолога в школе стало привычным как для преподавателей и учащихся, так и для родителей. Сфера его деятельности расширяется, охватывая не только диагностическую и коррекционную работу, но и работу развивающего, профилактического характера. Психологи все чаще используют фронтальные развивающие занятия, что важно, так как из их поля зрения не выпадают в целом благополучные дети.
Работа профилактического характера с родителями учащихся также становится все более востребованной и школой, и самими родителями. Речь идет не столько о психологических консультациях по поводу уже имеющихся проблем (это обычное дело), сколько о повышении психологической компетентности родителей, поиске и обозначении психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться в процессе взаимодействия с детьми. Если такая работа проводится регулярно, носит систематический характер, то она может внести заметный вклад в согласование представлений, позиций родителей и педагогов как субъектов образовательного пространства.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ

Тематические выступления психолога на родительском собрании являются интересной формой профилактической и развивающей работы с родителями. Выступление может быть коротким и являться частью общего собрания, а может стать содержанием отдельной встречи, на которую родители придут специально. В любом случае с точки зрения налаживания конструктивного взаимодействия это полезно.
Конечно, не стоит думать, что тематическое выступление на родительском собрании — это очень просто и легко. Если психолог хочет, чтобы взаимодействие с родителями принесло реальную пользу, то важно строить его на основе субъект-субъектных отношений. Психолог может способствовать развитию психологической культуры родителей, если удержится на позиции доброжелательного отношения к ним, уважения к их родительскому опыту.
Многие психологи, особенно начинающие, могут испытывать высокий уровень напряженности и тревоги, когда оказываются перед необходимостью участия в родительском собрании, а также когда анализируют результаты своей встречи с родителями.
Мне представляется, что в ситуации неопределенности у неопытного психолога могут актуализироваться представления иррационального характера, своеобразная мифология, связанная с профессиональной деятельностью. Мифы, как известно, отличаются от реальности и могут поддерживать и усиливать тревогу, неуверенность. Попробуем во всем этом разобраться.

В РОЛИ ПЕРЕВОДЧИКА

Миф

· Родители знают достаточно много, и вряд ли я смогу рассказать им что-то новое.

Реальность

Психологические знания со временем ассимилируются с обыденными представлениями, имеющимися у психолога, — это естественный процесс профессионального становления психолога как специалиста. Однако это не значит, что знания родителей, имеющих опыт общения с детьми, наблюдения за ходом их развития и даже интересующихся психологической литературой, носят целостный и систематизированный характер. Психолог лучше разбирается в возрастной психологии хотя бы в силу того, что систематически осваивает эти знания.
Многие причинно-следственные связи не очевидны для людей, профессионально не занимающихся психологией. Когда психолог обращает на них внимание родителей, это позволяет им по-новому взглянуть на развитие своего ребенка, на отношения с ним и способствует изменению взаимодействия с детьми в более конструктивную сторону.
В психологии накоплен богатый материал о психологических закономерностях, описаны и проанализированы различные психологические феномены. Это источник полезных знаний для людей. Психолог, занимающийся практической деятельностью, во многом является переводчиком этих знаний с научного языка, доступного немногим, на язык человеческий, понятный тем, кто не является специалистом в области психологии.
Кроме того, опираясь на данные психологической диагностики, наблюдения, на опыт своего общения с учащимися, психолог может поделиться с родителями своими профессиональными выводами о тенденциях, имеющихся в классе, об особенностях развития детей на данном этапе их жизни, а также выделить наиболее актуальные для родителей конкретного класса аспекты обсуждаемой темы.
Важно не игнорировать знания, уже имеющиеся у родителей, а добавить в них дополнительные грани, акцентировать внимание на наиболее важных аспектах, создать возможность для восприятия фактов с разных точек зрения. Важно, чтобы произошла встреча родительского жизненного опыта и психологических знаний. Встреча не как противостояние, противодействие, а как диалог и возникновение контакта.
Таким образом, психолог обладает большим диапазоном возможностей привнести нечто новое, полезное для родителей, конструктивное для развития, воспитания детей и взаимодействия с ними.

ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ТОЛЬКО ЧАСТЬ

Миф

· У другого психолога (более опытного, знающего и т.п.) сразу бы все получилось, все родители были бы заинтересованы темой, довольны собранием, хотели бы встречаться с психологом снова и снова.

Реальность

Безусловно, опыт практической работы, уровень сформированности коммуникативных умений, наличие навыка публичных выступлений, наконец, личностные особенности играют свою роль, когда психолог вступает в контакт с группой родителей. В то же время каждому психологу приходится сталкиваться с недоверием, напряженностью, невысокой мотивацией, сопротивлением родителей, когда их ставят перед необходимостью слушать и воспринимать выступление психолога.
Когда речь идет о взаимодействии, ответственность за его результаты распределяется между участниками. Пусть даже она в большей степени лежит на психологе, но все-таки не целиком. Об этом важно помнить и отдавать себе отчет в том, какую часть ответственности реально может и готов взять на себя психолог.
Психолог может взять на себя ответственность за то, чтобы тематическое сообщение было интересным и актуальным для родителей, за то, чтобы материал излагался доступно, за то, чтобы его собственное поведение соответствовало позиции уважительного, доброжелательного отношения к родителям, за то, наконец, чтобы присутствовать на родительском собрании, если имеется договоренность с классным руководителем, родителями об этом.
Психолог не может отвечать за то, что не все родители проявят большую заинтересованность в обсуждении той или иной темы, что не все уйдут, переполненные чувством благодарности и глубокого удовлетворения от встречи с психологом, что не все родители проявят готовность и желание встречаться с психологом в формате родительских собраний систематически.
И в этом смысле вряд ли стоит брать на себя задачи такого рода, а когда они не решаются в полном объеме, сетовать и укорять себя: «У другого психолога все бы получилось». Это миф, а реальность такова, что, если часть родителей проявит интерес, найдет что-то полезное для себя в обсуждаемой теме, захочет и сможет еще раз прийти на встречу с психологом (на собрание или индивидуально), — это хороший результат использования такой формы работы, как родительское собрание.
Опасность ожидания от всех родителей полной удовлетворенности заключается еще и в том, что можно отойти от позиции равноправного взаимодействия и пойти по пути пристройки «снизу», начать искать расположенности родителей путем заискивания перед ними.
Другой вариант — психолог занимает позицию всезнающего эксперта: «Я отвечу на все ваши вопросы, я знаю, как надо, и вам об этом расскажу». К сожалению ни одно из отступлений от позиции уважительных, доброжелательных, равноправных отношений с родителями не способствует формированию стабильного, долговременного интереса со стороны родителей к сотрудничеству со школьным психологом.

ЭКСПЕРТИЗА НА ПРОФПРИГОДНОСТЬ?

Миф

· Если я не смогу ответить на все вопросы родителей, они решат, что я недостаточно компетентный психолог.

Реальность

Трудно найти психолога, который знает ответы на все вопросы, а если таковые и встречаются, то возникает вполне закономерный вопрос: какие собственные внутриличностные задачи они решают, надувая щеки и морща лоб?
В психологии еще много белых пятен, и поэтому психолог может чего-то не знать в силу того, что достоверно это пока не известно никому. Кроме того, есть вещи, о которых он сам пока не задумывался, с которыми не встречался. И это вполне естественно.
Если воспринимать вопросы, которые возникают у родителей, не как экспертизу на профпригодность, а как ориентир для дальнейшего развития, то сама ситуация собрания — это ситуация взаимного обмена. Психолог не только дает полезную информацию, пищу для размышления, но и получает ориентиры для своего профессионального развития.
С нашей точки зрения, психолог имеет право сказать родителям, что не знает точного ответа на их вопрос, и предложить поразмышлять вместе (особенно уместно это по отношению к вопросам сложным, неоднозначным, не имеющим четких вариантов ответа в психологии). Психолог имеет право сообщить родителям, что он не готов дать ответ на вопрос в данный момент, но к следующей встрече просмотрит необходимую литературу, обдумает вопрос и подготовится к ответу. Это нисколько не умаляет квалификации психолога, а скорее свидетельствует о его серьезном профессиональном подходе к обсуждаемой теме.
Осмысление сложностей и затруднений, с которыми можно встретиться на родительском собрании, внимание к собственным опасениям, беспокойству, тревоге — важная часть профессиональной деятельности школьного психолога. Поняв, сколько у имеющихся опасений реальных оснований, а сколько мифов, проанализировав свои ожидания и проверив их на предмет адекватности и реалистичности, психолог может обрести большую уверенность и спокойствие на предстоящей встрече с родителями.

Неля ПИЛИПКО,
психолог-консультант