Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ:
Учебное пособие

Л.А. Григорович
М.: Гардарики, 2003

Вариативность образования, за которую так ратовали психологи, похоже, коснулась и самих психологов. В последнее время по психологии написано столько учебных пособий, что порой бывает трудно остановиться на каком-то одном и рекомендовать его в качестве основного для студентов.
В частности, по педагогической психологии только в прошлом году вышло как минимум три учебника — Т.В.Габай, Р.Л.Хона (о них рассказывалось на страницах нашего еженедельника) и вот теперь Л.А.Григорович. Кроме того, не так давно были переизданы учебники с аналогичным названием Н.Ф.Талызиной, И.А.Зимней, В.А.Якунина. Какому из перечисленных отдать предпочтение и на каком основании? Причем все вышеназванные учебники настолько отличаются друг от друга, что о педагогической психологии создается впечатление как о науке весьма неопределенной и находящейся в стадии становления.
Такое мнение верно лишь отчасти. Психологи действительно так и не договорились о том, что же считать предметом психологии, однако на самом деле они нередко говорят об одних и тех же явлениях и закономерностях, но каждый по-своему. Данный учебник по педагогической психологии также имеет свое лицо.
Во-первых, обращает на себя внимание желание автора максимально полно представить содержание педагогической психологии. В учебнике дается общая характеристика педагогической психологии, ее предмета, задач и методов; анализируется образовательный процесс в школе и вузе; описывается учебная деятельность. Хочется особо отметить, что в учебнике приводятся психологические особенности не только обучения, но и воспитания.
Во-вторых, педагогическая психология рассматривается автором как наука, которая не сводится к сумме фактов и перечню имен, оставивших в ней след, а имеет свою теорию и методологию.
В-третьих, автор дает характеристику современного состояния педагогической психологии и ссылается на издания последних лет.
В целом данное издание можно назвать фундаментальным, и по его прочтении складывается адекватное представление о педагогической психологии как самостоятельной области психологии, имеющей значение для практики образования. Однако эта фундаментальность имеет и оборотную сторону — предназначенный для будущих психологов, учебник предполагает известную подготовленность и потому, по сути дела, рассчитан на знакомых с психологией читателей.
Кроме того, автору не удалось избежать одного из типичных недостатков учебников по психологии — историко-психологического описания развития науки.
Эта серьезная книга по психологии найдет своего читателя, которым, скорее всего, станет не практикующий психолог, а теоретик, занятый разработкой психолого-педагогических основ образования. В то же время и школьный психолог не пожалеет, если поставит ее к себе на полку, так как и у него наверняка возникнут вопросы теоретического характера (например, что такое психологический анализ урока), обоснованные ответы на которые содержатся в данном учебном пособии.

Марина СТЕПАНОВА