Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2004


ИГРОТЕКА

ИГРА «ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ»

Окончание. См.6/2004

ВАРИАНТ ИГРЫ С КЛАССОМ

Данный вариант позволяет охватить гораздо больше участников, чем предыдущие варианты игры «Профконсультация». Однако качество и обстоятельность таких бесед будут намного скромнее, чем в вышеописанных вариантах. Этот вариант занимает один урок (хотя можно отвести на игру и больше времени).
Общая схема игры примерно следующая.
1. Все участники делятся на пары (возможно разделение и на команды по три человека — особенно если в классе нечетное количество учеников).
2. В каждой паре распределяются роли: кто-то будет «учащимся», а кто-то — «профконсультантом».
3. Ведущий знакомит всех со схемой разговора. Профконсультанты будут задавать учащемуся вопросы, а учащийся отвечать на них. Лучше эти вопросы кратко записать на доске:
1) Какую профессию собирается выбрать учащийся?
2) Куда он будет поступать после школы?
3) Какие трудности он видит на пути к своей профессиональной цели?
4) Как он собирается преодолевать эти трудности, как будет готовиться к профессии и поступлению в профессиональное учебное заведение?
5) Есть ли у него резервный вариант выбора?
4. Было бы хорошо, если бы каждый участник на отдельном листочке нарисовал табличку, в которой будут отражаться итоги беседы (см. табл. 1).
5. В течение 7–10 минут участники игры проводят первую беседу, задавая друг другу вопросы (см. пункт 3) и отвечая на них.
6. Далее ведущий предлагает каждому «учащемуся» и каждому «консультанту» на отдельных листочках оценить, насколько обоснованными и продуманными были ответы на вопросы («консультант» оценивает ответы «учащегося», а «учащийся» сам оценивает свои ответы). Ответ на каждый вопрос может быть оценен по условной 10-балльной школе. После этого они показывают друг другу свои оценки и кратко обсуждают, чьи оценки оказались наиболее удачными.
7. «Консультант» дает общие советы «учащемуся» по каждому из обозначенных вопросов. Например, уточняет, какую лучше выбрать профессию, куда лучше поступать, как лучше готовиться к поступлению, какой иметь резервный вариант...
8. Затем и «консультант» и «учащийся» отдельно оценивают на своих листочках, насколько эти советы-рекомендации оказались удачными, также используя для этого условную 10-балльную шкалу (табл. 1).

Таблица 1

ПРИМЕР ЗАПОЛНЕННОГО БЛАНКА
для варианта игры «Профконсультация»
в работе с классом

Вопросы
(позиции, с которых анализируется выбор профессии)1
Я консультирую (указать,
кого именно, — Ф.И.О.)
Я — учащийся (указать Ф.И.О.)
Мои оценки ответов учащегося Мои оценки собственных рекомендаций учащемуся Оценки моих собственных ответов Оценки рекомендаций консультанта
1. Выбираемая профессия 3 5 5 3
2. Дальнейшее обучение после школы 5 5 7 4
3. Кто и что может помешать достижению профессиональных целей 5 6 7 5
4. Пути подготовки к поступлению и пути преодоления препятствий на пути к целям 2 4 4 3
5. Резервный вариант профессионального выбора 8 8 10 9

1 Участники могут проставлять только номера вопросов, если сами вопросы уже обозначены на доске ведущим.

После этого игроки меняются ролями и игра возобновляется. Лучше обменяться ролями где-то в середине урока по команде ведущего (для этого он заблаговременно несколько раз напоминает, когда произойдет такой обмен ролями).

УПРАЖНЕНИЕ "СОВЕТЧИК"
Игровое консультирование в работе с классом

Данное упражнение является не столько игрой, сколько специально организованной упрощенной процедурой групповой экспертной оценки с элементами игры.
Целью процедуры является получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных товарищами-одноклассниками.
Методика может проводиться с целым классом, но более эффективно она проходит в подгруппе из 12–15 человек.
Время проведения — от 15 до 25 минут.
Процедура включает следующие этапы:
1. Все участники вырывают из тетрадей чистые листочки.
2. Листочки кладутся вертикально и делятся на три равные колонки — делается бланк (см. табл. 2).

Таблица 2

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА ДЛЯ УПРАЖНЕНИЯ «СОВЕТЧИК»

Ф.И.О. всех уч-ся в классе
(в строго определенном порядке
и по номерам)
Рекомендуемая
профессия
Рекомендуемое
учебное заведение
(или место работы)
после школы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7...
и т.д.
   

3. Каждый участник вписывает в свой бланк фамилии и имена всех присутствующих в классе (или в группе) под диктовку ведущего. Важно, чтобы все были вписаны в одном и том же порядке.
4. Всем дается задание: напротив каждой фамилии (включая собственную) проставить наиболее подходящие профессии и соответствующие учебные заведения, которые можно было бы порекомендовать данному человеку. Желательно не пропускать никого. Надо отнестись к этому заданию как можно серьезнее и не писать глупости. На все это отводится примерно 7–10 минут.
5. Ведущий собирает листочки и начинает подводить итоги. Берется первый листочек, зачитывается первая по списку фамилия и сразу же зачитывается рекомендуемая профессия и учебное заведение. После этого берется второй листочек, зачитывается та же фамилия и соответствующие рекомендации и т.д. После того как зачитывается все по первому человеку в списке, ведущий переходит ко второму и т.д.
Ведущий может посоветовать ребятам повнимательнее прислушаться к советам своих товарищей, а что-то можно для себя и пометить в тетрадях. По нашему опыту, в среднем 5–7 человек в классе обычно действительно что-то для себя записывают (правда, в основном это девушки).
К сожалению, и здесь возможны глупые шутки, когда кто-то рекомендует своим товарищам «туалеты чистить» и т.п. Ведущий это просто не зачитывает и не обращает на такие «советы» никакого внимания.
Если кто-то в классе попросит не зачитывать рекомендации одноклассников, то ведущий должен спокойно удовлетворить эту просьбу. В этом случае надо предложить ученику, если он того пожелает, после урока самому посмотреть, что написали ему товарищи.
Признаемся, что у нас пока таких случаев не было, но они вполне возможны.

Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук,
профессор
факультета психологии
МГУ им. М.В. Ломоносова