Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2004
КАК ПЕРЕСТАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ И НАЧАТЬ УЧИТЬСЯ


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

КАК ПЕРЕСТАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ
И НАЧАТЬ УЧИТЬСЯ

 

Тревога — память о будущем.

Эмиль Чоран,
французский эссеист

Среди наиболее частых и типичных проблем, с которыми приходится сталкиваться психологу в школе, одно из первых мест принадлежит тревожному поведению детей. Учителя, ученики и их родители обращают внимание, в частности, на то беспокойство, которое вызывают у детей ситуации проверки знаний. Многие ученики жалуются, что боятся ответов у доски, контрольных работ и тем более экзаменов. Причем их волнует не только полученная в результате оценка, но и то впечатление, которое они производят на учителя и одноклассников. И позитивный, и негативный опыт имеет тенденцию обобщаться, и бывает достаточно одного неудачного устного ответа, чтобы потерять интерес к изучаемому предмету и приобрести стойкую боязнь публичного выступления.

СПАСИ И СОХРАНИ

Школьному психологу хорошо знакомы те ухищрения, на которые готовы пойти дети, лишь бы избежать выхода к доске или написания диктанта. Однако некоторые ученики не только не хотят отвечать, но при этом еще и не могут справиться с волнением. Известны случаи, когда дети в прямом смысле слова заболевают в ожидании административной контрольной: у них повышается температура, болит и кружится голова. Такая же реакция может наблюдаться и в процессе выполнения задания.
Из всего сказанного напрашивается вывод: традиционно принятые формы контроля за процессом усвоения знаний не лучшим образом сказываются на эмоциональном состоянии детей и по-своему правы те, кто ратует за школу без отметок. Впрочем, верно и обратное: тревога мешает ученикам показать себя в истинном свете и создает у проверяющих неверное представление об их знаниях и способностях.
Учитель может по своему усмотрению сократить число контрольных работ, но не в его власти освободить детей от экзаменов. Вряд ли вообще оправдано стремление взрослых оградить детей от психотравмирующих ситуаций. Создав в школе щадящий режим оценивания знаний, мы не в состоянии спасти учащихся от переживаний, связанных с установлением отношений друг с другом и с учителями. Даже если в школе не ставят отметок учителя, то их своим отношением ставят одноклассники.
Может быть, правильнее научить детей переживать ситуации, в которых они оказываются (в данном случае речь идет об учебных ситуациях), и таким образом справляться с собственным беспокойством?

О ПОЛЬЗЕ ОПТИМИЗМА

Прежде чем отвечать на поставленный вопрос, полезно разобраться в самом явлении тревожности — следует ли его рассматривать только как однозначно негативное, оказывающее тормозящее влияние на результат деятельности, или подобное заключение слишком категорично.
Думаю, что практическим психологам известны исследования тревожности у детей и подростков, выполненные А.М. Прихожан. Она подчеркивает, что именно тревожность лежит в основе многих нарушений психического развития детей. Однако Прихожан обратила внимание и на мотивирующую функцию тревожности, влияние которой может носить не только негативный, но и позитивный характер. Тревога оказывает дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, но может носить и мобилизующий характер в старшем подростковом возрасте.
В этой связи вспоминаются жалобы учителей на непрогнозируемое поведение детей на экзаменах. Нередки случаи, когда уверенные в себе и успешные подростки оказывались не в состоянии ответить на достаточно простые вопросы, в то время как их значительно менее уверенные в себе одноклассники с выраженной тревожностью демонстрировали неожиданно высокие результаты. Если успехи последних радуют, то неудачи первых вызывают недоумение и заставляют задуматься о причинах «провала». Причем в школе такого «провалившегося» ребенка пожалеют и поставят отметку, учитывая его предыдущие успехи. Но на вступительных экзаменах в вузе во внимание принимается только сегодняшний ответ. И недавние школьные отличники далеко не всегда оказываются на высоте.
Интересные данные о влиянии чувства тревоги на успешность деятельности были получены зарубежными психологами. В частности, согласно результатам одного исследования, самоуверенные студенты склонны плохо готовиться к экзаменам, а их не менее способные, но более тревожные сверстники, опасающиеся провалиться на экзаменах, усердно готовятся и получают высокие оценки. На основании этих данных делается вывод о пользе «умеренного» оптимизма по сравнению с оптимизмом «слепым».

ТРЕНИНГ УВЕРЕННОСТИ

Признание позитивного влияния умеренной тревоги не освобождает нас от решения вопроса об оказании помощи тревожным детям. Очевидно, что чувство беспокойства мешает им сосредоточиться во время выполнения учебного задания, а также замедляет процесс включения в работу, что особенно нежелательно при ограниченном временем тестировании. Кроме того, тревожные дети мнительны и внушаемы, и достаточно сильному ученику высказать свое мнение, пусть и ошибочное, как оно будет подхвачено и принято за эталон.
Педагоги нашей гимназии давно обратили внимание на весьма неблагоприятную ситуацию, в которой оказываются тревожные дети в школе. Учителя осознают, что не могут сделать беспокойного ребенка спокойным — это не в их компетенции. Кроме того, они интуитивно приходят к выводу о полезности умеренной тревоги, обратив внимание на то, что тревожные дети весьма эмоциональны и потому их жизнь наполнена не только негативными переживаниями тревоги, но и весьма позитивными чувствами, связанными с успехом. Более спокойные одноклассники имеют гораздо меньший опыт переживаний, как негативных, так и позитивных.
Поэтому учителя ищут способы оказания помощи тревожным детям, надеясь уменьшить их переживания по поводу психотравмирующих проверочных ситуаций на уроке. И иногда находят. Об одной такой находке и пойдет речь.
Обычно после слов учителя: «К доске пойдет...» –в классе воцаряется напряженная тишина, которая разряжается вздохом облегчения после того, как назван «счастливчик». Наверное, совсем обойтись без опросов не получится, однако построить их иным способом возможно. Вместо традиционного опроса с выходом к доске с дневником можно организовать совместную беседу, дискуссию, в которой принимают участие все — и дети, и учитель. Учитель заранее определяет тему дискуссии, к которой предусмотрена подготовка дома. Во время обсуждения дети не только излагают хорошо известные факты, но и высказывают свое мнение, не боясь ошибиться. По ходу дела учитель видит, какие вопросы оказались недостаточно понятыми детьми, и лишний раз на них останавливается.
По завершении такого урока-дискуссии учитель оценивает работу класса в целом, а также ставит отметки наиболее активным и высказавшим оригинальные идеи ученикам. Наблюдение за детьми на таких уроках показывает, что в число активных, как правило, попадают наиболее осведомленные и потому хорошо ориентирующиеся в учебном материале. Среди них оказываются и тревожные дети, не решающиеся поднять руку в ситуации прямого вопроса: «Кто хочет пойти к доске?» Атмосфера коллективного обсуждения ослабляет напряженность и стимулирует желание продемонстрировать свои знания, иногда даже выходящие за рамки учебника.
Такие дискуссии весьма продуктивны на «устных» уроках — литературы, истории, биологии. Как правило, в них участвуют почти все ученики, и молчание свидетельствует не о боязни проверки знаний, а об их отсутствии.
Такие уроки-дискуссии обладают двойным эффектом. Во-первых, учитель получает возможность адекватным образом оценить знания учеников и выделить те, оказавшиеся наиболее сложными содержательные моменты, на которых следует еще раз остановиться. Это происходит за счет того, что сопровождающее традиционную форму опроса эмоциональное беспокойство сменяется желанием проявить себя.
Во-вторых, в ситуации, когда дети отвечают на те вопросы, которые лучше знают, они приобретают опыт успешных выступлений. Получив наглядное доказательство своего успеха, они обретают веру в собственные возможности, что, по сути дела, является педагогическим тренингом уверенности.

ПОЗИТИВНАЯ САМООЦЕНКА

При характеристике явления тревожности психологи единодушно отмечают, что это эмоциональное переживание связано с ожиданием возможного неблагополучия. В связи с этим коррекционная работа с детьми направлена прежде всего на обретение уверенности в своих силах. Педагоги смогли создать такие оценочные ситуации на уроке, которые способствуют формированию позитивного образа Я.
Хочется надеяться, что на таких уроках происходит смена позиции тревожного ребенка: с ожидания неблагополучия на ожидание благополучия. Учителю литературы удалось «разговорить» одного восьмиклассника, отличавшегося мрачным восприятием жизни в целом и заниженной учебной самооценкой в частности. Учившиеся с ним не один год одноклассники были настолько удивлены этим, что не нашли ничего лучшего, как заставить его отвечать и на следующем уроке. Он справился и с этим испытанием.
Данный случай — скорее исключение, чем правило, ибо изменения в поведении происходят очень медленно, но все-таки происходят. Как известно, самооценка может быть завышенной, заниженной или адекватной, однако крайне желательно, чтобы она была позитивной. Об этом и следует подумать, имея дело с тревожным ребенком.
Вряд ли нужно перестраивать систему оценивания знаний таким образом, чтобы исключить неприятные для детей переживания. Но при этом возможно, благодаря накоплению у детей опыта успешных ответов, снизить тревожность в таких психотравмирующих ситуациях, как выпускное сочинение или вступительный экзамен.
Не следует забывать о том, что в школе ребенок приобретает не только знания, но и опыт разрешения внешних и внутренних конфликтов. Задача школы — позаботиться о том, чтобы в дальнейшем на него хотелось опереться.

Марина СТЕПАНОВА,
гимназия № 1541