Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2004


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

КОГДА УЙДЕМ СО ШКОЛЬНОГО ДВОРА...

 

Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

М. Цветаева

Профессия учителя испокон веков является, пожалуй, самой уважаемой и почитаемой. Ее представители не только дают знания, воспитывают, определяют духовный рост человека, но и становятся для многих из нас близкими, любимыми людьми. Можно было бы долго петь самые искренние дифирамбы любимым учителям, но не о них сейчас пойдет речь.
Мне не понаслышке известно, какое влияние порой оказывает на ребенка встреча с педагогическими ошибками, грубостью, бестактностью учителей. Я тоже в свое время сталкивалась с этим и даже несколько лет училась в школе, где подобная «педагогика» была нормой жизни.
Когда я закончила седьмой класс, мои родители, поддавшись веяниям времени, решили перевести меня из обычной «дворовой» школы в школу привилегированную, «особую», «с углубленным изучением всех предметов». Я, как человек крайне любознательный, 1 сентября с радостью отправилась в новую школу, в новый класс. Проучившись там два года, я вернулась в родной двор с большим опытом выживания в «элитной среде» и обучения у «высокопрофессиональных» педагогов.
Я вовсе не хочу никому мстить, даже вспоминать о ком-то из преподавателей с целью восстановления справедливости нет желания. К сожалению, проблемы, о которых мне хочется написать, встречаются на каждом шагу и актуальны для многих школ. Они стали более чем обыденными. Часто мы оставляем их без внимания. Но, на мой взгляд, беда в том, что ничто не проходит бесследно.

Не щадя живота

С тем, как складываются отношения учащихся и педагога, тесно связана проблема успеваемости. Да и не только она. Это и интерес или отвращение к предмету, желание учиться, умение и стремление общаться с преподавателями, задавать дополнительные вопросы и т.д. Всем известны случаи, когда работа талантливого педагога вызывала у учащихся особый интерес к предмету, позволяющий достичь в его изучении определенных высот, превзойти уровень общеобразовательной школы. И еще — сохранить на всю жизнь трепетное, благодарное отношение к учителю.
Грубость, культивирование личных обид и неприязни, нетактичное поведение взрослых по отношению к учащимся часто рассматриваются как одна из важнейших причин тревожности. Подобная тревожность встречается в психологической и педагогической литературе под названиями «дидактогенного невроза», «дидактогений».
Развивающийся «дидактогенный невроз» — явление крайне вредное, способное разрушить весь смысл педагогического процесса, отбивающее у учащихся тягу к знаниям на многие годы, а порой и на всю жизнь. Истребляющее веру в саму возможность взаимопонимания с учителем. Одна моя знакомая — жертва подобной «педагогики» — жаловалась, что, окончив школу и поступив в вуз, почти до третьего курса испытывала панический ужас при общении с преподавателями. При этом нужно подчеркнуть, что преподаватели вуза относились к студентам с большим уважением и ничем не провоцировали их.
К сожалению, в наше время довольно часто встречаются учителя, которые не щадя живота своего взращивают в своих подопечных тревожность и страх — непроизвольно, заботясь лишь «о благе детей», о соблюдении дисциплины на уроках, о собственном педагогическом статусе. Есть, вероятно, и те, кто делает это вполне осознанно, получая определенное удовольствие от того, что появление его в классе вызывает у учащихся спазмы желудка, нервный тик и тремор конечностей. Боятся — значит уважают.
На эту тему недавно показывали выпуск «Ералаша». Молодая учительница приходит в класс — вежливая, с любовью и надеждой в глазах. На нее никто не обращает внимания. Один сердобольный ученик вызывает ее в коридор: «Да вы что? Разве не знаете как надо? Посмотрите, как Марь Иванна ведет урок. Нужно открыть дверь ногой, шарахнуть по доске указкой и заорать: «Заткнитесь, идиоты!» — вот тогда вас зауважают...»
Весьма правдивая картина, не так ли? Наша классная руководительница, кстати, ласково называла наш класс «гадюшником». Неужели ей самой это нравилось?

Свидетельство бессилия

Какую цель ставит перед собой педагог? Мне действительно интересно, как же происходит трансформация педагогической задачи? Ради чего взрослые, уважаемые люди порой объявляют настоящую войну своим подопечным?
Есть такая хорошая психологическая игра. Группа участников разыгрывает сказку. К примеру, «Репку». Каждый выбирает себе персонаж. При этом допускается участие в игре двух бабушек, четырех Жучек и пр. До начала игры каждый определяет для себя цель персонажа, не важно — соответствующую сюжету сказки или нет. Например, бабка ставит своей целью — приготовить из репки изысканное блюдо, кошка — слопать мышку, дед вытащить Репку, а Репка — остаться на грядке. Достичь цели — означает побудить!
Далее начинается собственно игра. Игроки имеют право сделать один или два-три хода-«поступка», сказка развивается по сюжету или иначе. Суть не в этом.
В конце игры участники сверяют достигнутые цели с поставленными. Для многих эта процедура оказывается шокирующей. Бабки «съели» деда, внучка вышла замуж за бизнесмена. Часть участников с удивлением понимает, что первоначальные цели были давно позабыты. Другая — бьет себя в грудь, доказывая, что именно ради поставленной цели они и пришли к подобному результату. То есть попросту сами себя пытаются обмануть. Вторых, обычно, больше.
Увы, так же и учителя. Одни — «высокие» — цели непроизвольно подменяются другими. Иначе как можно объяснить действия учителя, который в младших классах выводит ученику двойку за четверть? Кому эта двойка поставлена? Уж не себе ли? Не свидетельство ли собственного педагогического бессилия?

Поставить на место

Дети, испытывающие школьную тревожность, часто рассматривают оценку как выражение отношения педагога. В психологии это принято трактовать как признак некоторой незрелости, неготовности к школьному обучению. Но как же быть, если сами учителя так часто используют оценки именно для этих целей — выражения своего отношения к учащимся.
И память услужливо стирает то, ради чего пришел учитель в класс. Теперь у него новая цель — сделать так, например, чтобы ненавистный Вовочка перестал наконец-то глупо улыбаться. Чтобы заплакал, чтобы понял — кто здесь главный. Почему-то для многих педагогов слово «воспитать» становится синонимом слов «сломать», «поставить на место» и «унизить». Каких только страшных историй не хранят за собой школьные двери.
Интересен тот факт, что обучение в школе, по свидетельствам психологов, в большинстве случаев способствует снижению тревожности у учащихся. Это объясняется тем, что сама по себе учебная ситуация, повторяющаяся изо дня в день, воспринимается детьми как стабильная. Даже тревожные учащиеся со временем оказываются способными адаптироваться к ней, перестают испытывать страх, выступают у доски, отвечают с места, задают учителю вопросы, общаются с одноклассниками.
Что же происходит, когда в действие вступает так называемый «дидактогенный невроз»? Стабилизирующее влияние школы сходит на нет. Ученик не способен справиться с постоянным травмирующим фактором страха. И если при первом столкновении с несправедливостью учителя, например при переходе из младшей школы в среднюю или при поступлении в новую школу, ребенок испытывает страх и недоумение, то со временем его реакция становится все сильнее. Дидактогения вызывает безразличие, или агрессию, или психосоматические явления. Ребенок объективно начинает плохо учиться, он хуже запоминает и понимает материал, он чаще и продолжительнее болеет, соответственно все больше пропуская занятия.

Все могут короли

Конечно, есть дети, которым удается соответствовать требованиям «въедливого» педагога. Они создают иллюзию того, что требования учителя вполне правомерны. Если могут одни, значит, могут и другие.
Это неудивительно, ведь в экстремальных ситуациях человеческий организм оказывается способен совершать истинные чудеса. Только вот длительное время оставаться в экстремальной ситуации человек не способен. За моментом мобилизации, обязательно следует момент разрядки, реакция на стресс, истощение нервное и физическое.
Аналогичная ситуация создается и в современной школе. Если разобраться в проблеме более внимательно, то выяснится, что такие вот «упорные труженики» учатся на пределе возможностей. Страх перед преподавателем заставляет их садиться за домашнее задание, как только они возвращаются из школы, и зубрить ночи напролет, а в классе постоянно находиться в напряжении, боясь привлечь к себе внимание. И не нужно иллюзий — это именно страх. Можно выучить наизусть, можно заставить себя переписать или перерешать огромный объем материала, но только вот понять и полюбить предмет невозможно.
Остается открытым вопрос: а что же, собственно, можно сделать в этой ситуации, как помочь? Может быть, каждому педагогу время от времени было бы полезно задуматься о том, какие цели он перед собой ставит и какие средства выбирает для их достижения.
И еще. Мне хочется предостеречь учителей, которые думают, что страх рождает в душах учеников уважение. К сожалению (или к счастью), дети теперь все больше начитанные и к старшим классам со всей очевидностью осознают, что учитель кричит на них от бессилия, унижает от собственной некомпетентности, издевается, потому что хочет на время забыть о своих комплексах.
Уже в начальных классах дети приходят домой и объясняют родителям: «У нас Анна Семеновна какая-то психованная. Орет все время». Если вас подобная оценка устраивает, дело ваше.
Более того, вот несколько советов, которые помогут вам стать настоящими «королями дидактогении»:
заставляйте учащихся работать сверх меры, предъявляя завышенные требования; для объяснения своей позиции как можно чаще провозглашайте лозунг: «На «пять» мой предмет знает Господь Бог, на «четыре» я сам (а), ну а про вас и говорить нечего»;
требуйте от учащихся делать то, что они не в состоянии выполнить, и как можно больше;
в случае неудачи ребенка подчеркивайте его «никчемность», чтобы прочнее сформировалась привычка опускать руки;
настраивайте ребенка на то, что он никогда не сможет достигнуть успеха, преодолеть препятствия;
формируйте у ребенка ощущение собственной слабости, ничтожности, это удержит его от реализации творческих способностей, затруднит общение с взрослыми и сверстниками;
высмеивайте страхи ребенка;
на уроках и переменах делайте как можно больше замечаний, постоянно увеличивайте количество окриков, одергиваний — это поможет вызвать у учащихся и агрессию, и тревогу;
никогда не сдерживайте себя, не задумывайтесь долго над тем, что вы говорите ребенку; не бойтесь выражать свой гнев и презрение в открытую;
самое главное — создайте неблагоприятный психологический климат в классе, понижайте самооценку учащихся, отвергайте их достижения.
И в конечном счете ваш авторитет достигнет заоблачных высот и ученики будут бояться даже лишний раз вздохнуть на ваших уроках.

* * *

Подводя итог, хочется заметить, что в войне, которую ведут учителя с учениками, нет и не может быть победителей. Проигрывают все. И те, кого не устраивают бесконечные битвы, должны помнить, что возможность прекратить их всегда существует. Преподаватель волен первым протянуть руку своим ученикам. Ваш авторитет от этого никак не пострадает!
И пройдет много-много лет. К вам будут приезжать благодарные ученики, признательные за то, что вы были для них близким другом, мудрым советчиком. Просто Учителем с большой буквы.

Ольга ШЕВНИНА