Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2004


ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ

Продолжение. См. № 7/2004

ПОДГОТОВКА К
ТЕМАТИЧЕСКОМУ СООБЩЕНИЮ

Как отмечалось ранее, тематическое сообщение на родительском собрании — это 10–15-минутное выступление психолога по теме, заранее согласованной с классным руководителем, которая определяется актуальностью и необходимостью ее обсуждения с родителями. Запрос на тематическое содержание может исходить и от родителей, и от педагогов. Часто психолог сам выступает с инициативой вынесения на обсуждение какой-либо темы, исходя из своих представлений о ее актуальности.
При подготовке к сообщению можно использовать следующий план действий:
· обозначить актуальность темы, сказать о том, почему родителям необходимо обратить внимание на эту проблему именно на данном этапе развития детей;
· кратко охарактеризовать содержание темы, рассказать о возможных, в том числе и неблагоприятных, последствиях прохождения детьми данного периода возрастного развития;
· перечислить различные аспекты заявленной темы, выделив тот, который будет рассмотрен на данной встрече;
· обсудить с родителями выделенный аспект, уделить внимание психологическим феноменам и их причинно-следственным связям, основываясь на общепсихологических знаниях, опыте наблюдения и взаимодействия с учащимися конкретного класса;
· наметить пути профилактики возможных трудностей и преодоления уже имеющихся, акцентируя внимание на роли родителей в этом процессе; объяснить, каким образом родители могут способствовать благополучному развитию детей или, наоборот, затруднять его;
· сообщить о возможности индивидуальных встреч с психологом для более подробного обсуждения темы в приложении к ситуации конкретного ребенка и его родителя. Если тема у многих вызвала живой интерес, можно предложить провести отдельное тематическое собрание.

Пример выступления

Приведем пример тематического выступления психолога на общем родительском собрании класса, подготовленного по плану, приведенному выше.

Тема:
Как развивать самостоятельность школьников
при подготовке домашних заданий

Актуальность темы

Сегодня нам представляется важным рассмотреть тему самостоятельности детей при подготовке домашних заданий.
Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Время урока, как правило, не позволяет в достаточной степени отработать и закрепить все учебные навыки. Кроме того, все дети разные — одному достаточно решить 5–10 однотипных задач, чтобы усвоить принцип их решения, а другому, чтобы не испытывать затруднений, потребуется решить значительно больше таких задач.
В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними.
Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей — это забота об их будущем.

Проблемное содержание темы

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.
Это означает, что ребенок может:
· сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;
· спланировать очередность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;
· распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);
· понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;
· применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;
· представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания. Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слово, то я: а) думаю, какое правило подходит, может помочь; б) нахожу это правило, применяю к слову; в) если я уверен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.
Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей.
Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей — это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.
Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, — это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести и в свою взрослую жизнь.
И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а впоследствии — к неуверенности.

Обозначение аспекта, который будет рассмотрен на данной встрече

Можно выделить ряд существенных аспектов темы самостоятельного выполнения детьми домашних заданий. Имеет значение, насколько ребенку интересно учиться в школе, насколько для него важно быть успешным учеником, каковы особенности характера и нервной системы ребенка, каковы особенности взаимодействия родителей с детьми при выполнении домашних заданий.
Сегодня мы рассмотрим один из аспектов: какое именно участие родителей в выполнении детьми домашних заданий будет способствовать формированию их самостоятельности.

Обсуждение выделенного аспекта

Анализируя частые жалобы на то, что дети не умеют самостоятельно выполнять домашние задания, мы выделили две распространенные стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности.
Часть родителей, движимая лучшими побуждениями, практически все время находится с детьми, выполняя все задания вместе с ними. Но домашняя работа над уроками — это поле деятельности прежде всего ребенка, и очень важно оставлять его наедине с заданиями, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками.
Некоторые родители твердо убеждены в необходимости предоставления ребенку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребенок систематически сталкивается с затруднениями, которые не может преодолеть, он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребенок также может утаивать часть домашних заданий от родителей (нет задания — нет проблем).

Пути профилактики возможных трудностей и преодоления уже имеющихся

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий может приблизиться к «золотой середине»? Какие наши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей?
Ответить на эти вопросы нам поможет правило, сформулированное для родителей Ю.Б.Гиппенрейтер:
«Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
При этом:
возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому;
по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».
Применяя это правило, следует обратить внимание на компоненты, из которых складывается самостоятельность. Возможно, сначала понадобится значительная помощь родителей: ребенок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объем, что для него легче, а что сложнее. Имеет смысл проговаривать с ним эти шаги. Затем в течение какого-то времени надо будет напоминать ему о том, сколько задано и что именно, а впоследствии у ребенка выработается привычка делать это самостоятельно.
Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.

Приглашение к дальнейшему контакту

Время не позволяет нам подробно рассмотреть все аспекты этой темы сегодня. Если у вас появилось желание продолжить обсуждение, можно собраться еще раз, посвятив теме самостоятельности детей больше времени. (Можно наметить конкретную дату встречи, если значительная часть родителей проявит интерес.)
Возможно, у кого-то из вас возникли конкретные вопросы, связанные с выполнением домашних заданий вашим ребенком. Мы сможем обсудить их на индивидуальной встрече. На общем собрании речь, как правило, идет об общих тенденциях, а индивидуальная встреча дает возможность более детально проанализировать конкретную ситуацию. Если у кого-нибудь появилось (или появится позже) такое желание, вы можете связаться со мной (сообщите родителям, каким образом они могут с вами связаться).

ПОДГОТОВКА К ТЕМАТИЧЕСКОМУ
РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ

Тематическое родительское собрание предполагает добровольное участие родителей. Учитывая трудности, связанные с возникновением сопротивления у родителей, невысоким уровнем интереса, а также несколько настороженным отношением к новым формам работы с представителем школы (а именно эту роль родители приписывают психологу), необходимо уделить особое внимание подготовительному этапу тематического родительского собрания.

Основные задачи подготовительного этапа

1. Выбор возможных тем родительских собраний, формулирование их названий.
2. Повышение уровня мотивации родителей на участие в тематическом родительском собрании.
3. Сбор данных, которые помогут конкретизировать тематическое содержание собрания для конкретного класса.
4. Подготовка тематического содержания собрания, планирование последовательности обсуждаемых вопросов в соответствии с целями и задачами собрания.

Последовательность действий психолога на подготовительном этапе тематического родительского собрания может быть такой:
· сформулировать названия тем так, чтобы они вызывали интерес родителей, желание принять участие в собрании;
· организовать участие родителей в выборе темы собрания, разработав анкету для родителей и проведя опрос;
· обработать результаты анкетирования, выбрать темы, вызывающие наибольший интерес у родителей, установить последовательность тематических встреч (не более 2–3 в течение года);
· разработать проект собрания по выбранной теме (сформулировать цель, задачи собрания, осмыслить, какая информация, в том числе диагностического характера, может понадобиться при подготовке к нему);
· собрать и проанализировать информацию диагностического характера в контексте темы (опрос и/или тестирование учащихся; анализ данных психологического наблюдения, бесед с классным руководителем);
· наладить взаимодействие с родителями в ходе подготовки к собранию;
· продумать содержание предстоящего собрания, составить план его проведения, определить порядок обсуждаемых вопросов;
· пригласить родителей на собрание.
Рассмотрим подробнее содержание каждого из этих действий.

Формулирование названий тем

Определяя варианты возможных тем собрания, важно ориентироваться в том, что может быть актуально для родителей учащихся конкретного класса (темы, связанные с возрастными особенностями детей; с этапом школьной жизни; с актуальными проблемами класса).
Желательно, чтобы в самом названии содержалась некая интрига, вызывающая интерес у возможных участников.
Название темы должно соответствовать тому аспекту, который психолог предполагает обсудить на родительском собрании, и быть простым и понятным. Вряд ли название «Профессиональная ориентация в контексте личностного самоопределения» привлечет внимание родителей. Тема «Как помочь ребенку выбрать профессию» наверняка соберет большую аудиторию, поскольку такое название созвучно вопросам, волнующим родителей старшеклассников.
Однако одной удачной формулировки недостаточно. Если тема будет предложена несвоевременно (например, упомянутая тема по профориентации выносится на обсуждение в конце одиннадцатого класса, когда основная масса детей и родителей уже определила для себя последующие действия), она также не будет интересна родителям. Подобная тема обычно вызывает живой отклик у родителей в начале десятого класса.
Таким образом, психолог составляет список возможных тем собраний (не менее 4), которые затем сможет предложить для выбора родителям.

Разработка анкеты для проведения опроса родителей

Основное назначение анкеты — прояснение круга родительских интересов, поэтому необходимо представить в ней варианты тем, отражающих возрастные особенности учащихся конкретного класса. Кроме того, в ней должны быть предусмотрены строки, куда родители могли бы вписать названия интересных для них тем, отсутствующих в списке. Это будет своеобразным «посланием» психолога родителям, приглашением к сотрудничеству и признанием их права на участие в определении содержания совместных встреч.
Полезно предложить родителям проранжировать выбранные темы по степени интереса, который они вызывают, тогда психологу будет легче выбрать наиболее важные, а также установить их очередность.
При составлении анкеты следует обратить внимание на несколько существенных моментов: четкость и однозначность формулировок; ясность инструкции; доброжелательный тон; наличие приглашения к сотрудничеству; соблюдение принципов безопасности и конфиденциальности. Важно, чтобы родителям была понятна цель проводимого анкетирования. Смысл заполнения анкеты психолог разъясняет устно, либо письменно, во вступительном тексте анкеты.

Вариант анкеты для родителей первого класса

Уважаемые родители!
Мы рады, что ваши дети начинают школьную жизнь, и в то же время понимаем, что это непростой период в жизни каждой семьи. Новые задачи и заботы, которые возникают в семье с появлением первоклассника, порождают, как правило, много вопросов у родителей.
Мы думаем, что обсуждение с психологом волнующих вас тем может быть полезным для вас и ваших детей.
Будем признательны за ответы на вопросы, которые помогут нам выбрать наиболее важные для вас темы.
1. Ознакомьтесь, пожалуйста, с возможными темами родительских собраний и отметьте те из них, которые вызывают интерес. Если в данном списке нет темы, которая вам интересна, укажите ее, пожалуйста.
· Как помочь ребенку адаптироваться к школе.
· Режим дня школьника: важность, возможности и проблемы.
· Как помогать ребенку при подготовке домашних заданий.
· Как учитывать при воспитании темперамент ребенка.
· В мире «нехочух»: что делать при проявлении детского упрямства.
· (Что-то еще.)

2. Какую помощь психолога вы хотели бы получить во время тематических родительских собраний?


Предполагаете ли вы принимать участие в тематических родительских собраниях по выбранным вами темам? (Отметьте один из ответов.)


 

ДА
Скорее да
Если будет возможность
Скорее нет
НЕТ

 

Напишите, пожалуйста, какие дни недели, какое время наиболее удобно вам для участия в тематических родительских собраниях.


Сообщите, пожалуйста, ваше имя и контактный телефон:


Поставьте, пожалуйста, цифру 1 около самой интересной для вас темы, 2 — рядом с чуть менее интересной и так далее.

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ПОМОЩЬ
И ГОТОВНОСТЬ К СОТРУДНИЧЕСТВУ!

Участие родителей в выборе темы собрания

Когда мы говорим о взаимодействии психолога с родителями, то предполагаем проявление активности с обеих сторон. Активность психолога — необходимое условие успешной профессиональной деятельности, поэтому говорить о ней в рамках данной работы нецелесообразно. Что же касается конструктивной активности родителей, то необходимо создать условия для того, чтобы она могла проявиться.
Заполнение родителями анкеты на общем собрании класса в начале года помогает психологу, с одной стороны, сориентироваться в пространстве родительских интересов, а с другой — преодолеть нежелание родителей взаимодействовать с ним на родительских собраниях. Когда человек выбирает тему самостоятельно, она становится в каком-то смысле «его темой», и это повышает вероятность его присутствия на собрании.

Обработка и анализ результатов анкетирования

Ориентируясь на частоту выбора темы родителями, а также на уровень их интереса, психолог составляет список тем и устанавливает последовательность встреч. Темы, не вошедшие в число отобранных, но важные с точки зрения психолога, можно обсудить на общих родительских собраниях, представив их в виде тематических сообщений.
Ответы родителей на вопросы анкеты помогут сориентироваться в ожиданиях родителей. Если они не вполне реалистичны или не относятся к содержанию деятельности психолога (бывает и такое), то следует начать планируемое собрание с уточнения того, какие вопросы можно решить в ходе встречи на тематическом собрании, а какие — в процессе индивидуальной работы с психологом.
Информация о наиболее удобном времени встреч дает возможность выбрать оптимальный для проведения собрания день и тем самым повысить посещаемость.

Неля ПИЛИПКО,
Марина ЧИБИСОВА,
психологи-консультанты

Окончание следует