Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

СЛОВАРЬ
ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

В.Б. Шапарь
М.: АСТ;
Харьков:
Торсинг, 2004

Двадцать лет назад издание первого в нашей стране психологического словаря (не считая выпущенного за полвека до этого словаря Выготского и Варшавы) стало настоящим событием. За последующие годы подобные словари издавались неоднократно, и сегодня их счет, без преувеличения, пошел на дюжины. Такого не наблюдается больше ни в одной области, только в психологии. Кажется, психологи сами никак не могут определиться со своей терминологией, и все новые энтузиасты предлагают сборники дефиниций и разъяснений.
Итог этой активности мог бы подвести самый полный и безупречный словарь, который профессиональное сообщество признало бы эталонным. Но такого пока нет (и вряд ли он скоро появится), а самый новый словарь, вышедший незадолго до Нового года, — это лишь еще одна, далеко не окончательная, попытка внести ясность в понятийный аппарат психологии.
Попытка не хуже прочих, а в некоторых отношениях и лучше. Но и она грешит теми же изъянами, что и многочисленные аналоги, и вследствие этого представляет собой не столько свод научного знания, сколько диагностический срез современного состояния психологической мысли. По большому счету, профессиональному сообществу не в чем упрекнуть составителя. Точнее, любой упрек он заслужил в той же мере, что и все мы — по отдельности и вместе взятые.
Название не следует понимать буквально — оно лишь дань времени: сегодня, говоря о психологии, принято непременно добавлять «практическая», иное считается дурным тоном. То же можно сказать и про анонс на обложке — «Психоанализ и другие направления психологии», «Методики исследования глубинного сознания» (насчет последнего — хотелось бы еще понять, что это такое?).
Мы пока не переболели всеми этими глубинными заморочками, так что вся психология у нас проходит довеском к психоанализу под маркой «и др.». Что же касается содержания словаря, то оно покрывает не только глубинную психологию и не исчерпывается прикладной проблематикой. Здесь представлены термины и понятия из разных областей теории и практики. Их выбор, а также степень подробности разъяснений определяется, судя по всему, личными предпочтениями составителя.
Так, статья про ТАТ занимает четыре с половиной страницы, а вот о тесте «Рисунок человека» В. Шапарь знает меньше, соответственно и статья занимает несколько строчек. Этот тест здесь назван проективным (что в частности верно), но автору, похоже, неизвестно, что первоначально он создан как тест интеллекта и по сей день используется и в этом качестве. Соответственно и читатель об этом не узнает.
Вообще, по мнению Шапаря, родоначальником тестологии выступает Д. Кэттелл, немалый вклад внес в ее развитие и Ф. Гальтон. И это при том, что в действительности Кэттелл — ученик Гальтона, развивавший его идеи. Таких недосказанностей, неточностей и явных ошибок в словаре встречается много, всех и не перечислишь. Так что квалифицированному психологу, получившему фундаментальное образование, словарь вряд ли будет полезен. Но «Словарь практического психолога» не ему и предназначен и своего благодарного читателя наверняка найдет.

Сергей СТЕПАНОВ