Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2004


ИГРОТЕКА

ВЕРЕТЁНА ТОЧЁНЫ, ВЕНИКИ МОЧЁНЫ

Игры на регуляцию психофизического состояния

Часто бывает так, что эмоциональное состояние группы не соответствует будущей деятельности. Участники либо заторможены, либо находятся в возбужденном состоянии перед серьезной и ответственной частью занятия. В этом случае ведущему необходимо соответствующим образом настроить детей, создать адекватную психологическую атмосферу.
Настройки бывают разными: бодрящими, концентрирующими внимание, релаксационными и т.д. Ведущему важно не только выбрать настройку, соответствующую целям, которые он перед собой ставит, но и грамотно ее провести. Игры на регуляцию психофизического состояния рекомендуется использовать не только в начале, но и в конце занятия для снятия усталости, а также в тех случаях, когда завершается один смысловой блок занятия и начинается другой.
При подготовке публикации использованы материалы доктора педагогических наук Елены Левановой, президента некоммерческого образовательного учреждения «Психолого-педагогический институт воспитания», и Ирины Телегиной, вице-президента НОУ «ППИВ».

БУГИ-ВУГИ

Взявшись за руки, все участники идут по кругу и напевают:

Мы танцуем буги-вуги,
поворачиваясь в круге,
и в ладоши хлопаем вот так.

Играющие хлопают в ладоши.
Далее все движения сопровождаются такой песней:

Руку правую вперед,
а потом ее назад,
а потом опять вперед
и немного потрясем.

Танец повторяется:
Мы танцуем буги-вуги...

Продолжая танец-игру, начальные слова заменяют на: «руку левую вперед», «ногу...», «ухо...» и т.д. — насколько хватит фантазии и сил.
Стимулируйте фантазию участников, пусть они сами предлагают варианты игры.
Эта игра хорошо проходит в группе младших школьников, старших подростков и взрослых. Это связано с возрастными и психофизиологическими особенностями. Младшие подростки воспринимают игры подобного рода как «детские», из которых они уже выросли. Поэтому, чтобы не создавать излишнего напряжения в группе, лучше от них воздержаться.

ВЕРЕТЕНА ТОЧЁНЫ

Всех находящихся в зале ведущий разбивает на три команды. Одна команда «Веретена точёны», вторая — «Веники мочёны», третья — «Барыня, барыня, сударыня барыня». Ведущий указывает рукой на одну из команд, и та кричит свое название. С течением времени темп игры увеличивается.
Практически все игры, связанные с увеличением ритма и громкости, способствуют повышению уровня эмоционального состояния.

ДОЖДИК

Все участники стоят в кругу. Ведущий идет внутри круга, и, когда он заглядывает в глаза участнику, тот начинает повторять его движения до тех пор, пока ведущий не пройдет круг, снова не подойдет к нему, не заглянет в глаза и не поменяет движение.
Ведущий идет по кругу и, заглядывая по очереди в глаза участникам, трет ладошкой о ладошку, на втором круге — щелкает пальцами, на третьем — хлопает ладонями по коленям, на четвертом — неритмично хлопает в ладоши, на пятом — стучит по коленям, на 6-м — хлопает в ладоши, на 7-м — щелкает пальцами, на 8-м — шуршит ладошками. Дождик заканчивается и затихает.
Целью этого упражнения является релаксация, снижение мышечного тонуса, настрой на лиричный лад. Можно сказать участникам о том, что дождик, прошедший в нашей группе, навеял грусть, размышления, спокойствие, неважно, идет ли он за окном, важно, что происходит с нами. (Не стоит увлекаться разговорами о погоде.)

ЕГОРКИ

«Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки» — это присказка, которую говорят все хором, затем каждый участник делает глубокий вдох и самостоятельно на выдохе вслух считает: «Раз Егорка, два Егорка...» и т.д. У кого будет больше «Егорок», тот — победитель.
Эта игра основана на дыхательном ритме. Стремление выиграть заставляет участников набирать больше воздуха, дыхательная система находится в активном состоянии, что приводит весь организм к достаточно высокой степени мобилизации.

ИППОДРОМ

Все сидят в кругу. Ведущий сидит так, чтобы его было всем хорошо видно. Его стул как бы отделен от всех остальных. Можно посадить участников полукругом.
Ведущий говорит:
– Есть ли у нас ладони? — Участники показывают. — А колени? — Кто-то неизбежно хлопает ладошкой по коленке. — Отлично! Именно так выходят кони на поле ипподрома. Все вместе, — медленное поочередное похлопывание по коленям. — Кони вышли на старт, одной рукой бьем по колену, как бы взрывая землю. Старт! Побежали! — быстрое похлопывание. — Бежим! Бежим! По мостовой! — удары кулаками в грудь поочередно (а-ля Кинг-Конг). — По песочку! — быстро тереть ладонями друг о друга. — По болоту! — быстро захватить пятернями колени и вертикально поднять руки с громким чмоканьем. — Барьер! — руками описывается полукруг на уровни груди. И так далее.
Можно придумать свои варианты «пересеченной местности». Все это быстро чередуется в любой последовательности. Финал: Скоро финал! — быстро хлопаем. — Приближаются трибуны! Трибуна девушек. Девушки, кричим! А вот трибуна юношей! Ребята, давай! — Возгласы. — Вот финиш. Ура! Мы победили!
Можно провести несколько «забегов». Игра проводится с постоянным увеличением ритма.

КАРЛИКИ-ВЕЛИКАНЫ

Участники игры стоят в кругу. Ведущий говорит «карлики» или «великаны». На слово «карлики» все приседают, на слово «великаны» все встают. Те, кто ошибся, встают внутрь круга, а потом выполняют какое-либо задание.
Игра развивает внимание и координацию движений.

КОРИДОР

Участники делятся на две группы и становятся в две шеренги напротив друг друга. Пара участников, которая стоит в начале, проходит внутри «коридора». Не договариваясь заранее, они должны выполнить одно общее движение, например подпрыгнуть или развести руки. Затем проходит следующая пара, которая выполняет свое движение. Когда все участники выполнят задание, им необходимо объединиться в четверки, потом в восьмерки и, наконец, пройти по комнате вместе, выполняя одно движение.
Это упражнение дает возможность участникам внимательно посмотреть друг на друга, настроиться на взаимодействие в группе. Благодаря этому и повышается уровень эмоционального состояния.

ЛУНОХОД

Ведущий встает на четвереньки и начинает ползать, приговаривая: «Пи-пи, я луноход-1». Подползает к кому-то из участников повеселее и дотрагивается до него. Последний тоже встает на четвереньки, он теперь «луноход-2». Они ползают вместе. Постепенно все участники становятся луноходами, ползают и пищат...
Если кто-то отказывается, не торопите его, а попозже подползите всей гурьбой. Эту игру можно использовать как веселое наказание, например, для того, кто опоздал на занятие. Это обратит внимание на нарушение, но не в форме нотации, которая всегда воспринимается негативно, а сгладит впечатление и позволит перейти к конструктивной работе.

МЫ ОХОТИМСЯ НА ЛЬВА

Хлопая себя руками по коленям, играющие говорят хором слова:

Мы охотимся на льва,
Мы охотимся на льва,
Не боимся мы его,
Не боимся мы его.
У нас каленый меч,
У нас каленый меч
И большое ружье.

(Пистолет ТТ, автомат Калашникова, танк Т-34 и т.п.).
Далее слова сопровождаются соответствующими жестами.
Все: Ой! Что это?
Ведущий: Это озеро, болото, луг, пещера, в ней лев.
Все: Его не обойдешь. Над ним не пролетишь. Под ним не проползешь. Дорога напрямик. Буль-буль-буль, чав-чав, шур-шур, а-а-а.

После слова «лев» все повторяют движения и звуки в обратном порядке.
Ведущий: Убежали!!!
Задача ведущего: сначала акцентировать внимание на словах «не боимся мы его», а потом на «убежали!!!» и точно повторить обратный порядок действий. Темп игры постоянно возрастает.

ОЙ-ЛЯ-КАЛИНА

Ведущий совершает конкретные движения, проговаривая слова, а все участники сначала повторяют за ним медленно, а затем увеличивают темп. Слова следующие:
Ой-ля, калина, ой-ля
(резкие движения руками по передней поверхности бедра сверху вниз),
Ку-ку, ку-ку
(кулаки с вытянутыми указательными пальцами, движения сначала к левому, потом к правому уху),
Ой-ля, калина, ой-ля
(резкие движения руками по передней поверхности бедра сверху вниз),
Ку-ку, ку-ку

(кулаки с вытянутыми указательными пальцами, движения сначала к левому, потом к правому уху),
Румба, румба
(руки сгибаются в локтях, кисти на уровне головы, не сгибая руки в запястьях совершать круговые движения кистями),
Тач-тач-тач
(танцевальные движения бедрами, руки, согнутые в локтях, двигаются на уровне талии),
А-а-а-а-а, о-о-о-о-о
(руки согнуты в локтях на уровне талии, ладонями вниз, совершаются движения влево—вправо),
Пиф-паф
(руки сложены «пистолетиком», движения к левому уху, потом к правому),
Вжик-вжик,
(кулак с вытянутым большим пальцем, движения по шее),
Йоу!
(жест «yes!»).
Темп игры постоянно увеличивается. Добейтесь от участников группы, чтобы все выполняли движения и произносили слова одновременно, громко, дружно и весело.

(Окончание следует)

Владимир ПЛЕШАКОВ,
кандидат
педагогических наук