Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2004


КОЛЛЕГИ

ТЕАТР, УВИДЕННЫЙ ВО СНЕ

В деятельности актера и психолога есть много общего. И те и другие, пытаясь понять личность человека, выходят на его подсознание. Через сны.
Наверно, не найдется человека, который с уверенностью сказал бы, что такое сон. Даже те, кто изучал это явление и понимает, какие части головного мозга возбуждены, а какие — заторможены, когда мы находимся в объятиях Морфея, вряд ли вспомнит об этом, проснувшись утром под необычайным впечатлением от собственного сна.
Сны приходят и уходят, оставляя ощущение причастности к чему-то большому и непонятному, что гораздо мудрее нас, а иногда веселее и легкомысленнее. Подчас мы, не запомнив конкретного сюжета, надолго сохраняем в себе эмоции и переживания, которые испытывали в момент пробуждения.
Эти необычные, в чем-то даже иррациональные свойства сна, имеющие тем не менее сильное воздействие на психику человека, и решила использовать главный режиссер одного из самых, на мой взгляд, психологичных российских театров Ольга Чернявская.

СТОЛ АЛХИМИКА

Название «Театр сновидений» пришло к Ольге Чернявской во сне

Название «Театр сновидений»
пришло к Ольге Чернявской во сне

Узнав, что в Питере, наряду с Музеем снов (про который можно прочитать в «Школьном психологе», № 22, 2001), существует еще и Театр сновидений, я порадовалась за жителей северной столицы, которые, в отличие от остальных, находятся гораздо ближе к своим грезам. Вспоминая необычную обстановку Музея снов, я ожидала увидеть и в Театре сновидений что-то таинственное. И действительно, переступив порог небольшого одноэтажного строения, затерявшегося в лабиринте старых питерских дворов, я попала в мир, полный загадочных образов и символов.
В небольшой комнатке, которая заменяет фойе, я заметила длинный стол (здесь его называют «Стол алхимика»), где был рассыпан песок и разложены всевозможные стеклянные сосуды, камешки, лепестки роз, кусочки ткани. Приглядевшись повнимательнее, я поняла, что все эти элементы не разбросаны в художественном беспорядке, а связаны между собой самым неожиданным образом.
Человек, попытавшийся разгадать язык этих символов, не осознает, что уже попал в первую «ловушку», куда ненавязчиво направляют своих гостей хозяева театра. И ты уже не пассивный зритель, каким был несколько мгновений назад, а соучастник какого-то значительного, но непонятного тебе пока действа, которое только-только начинается и которое тебе предстоит постигнуть во всей полноте, переступив порог зрительного зала.

МАШИНА ВРЕМЕНИ

«Театр сновидений Ольги Чернявской» — это небольшой камерный театр, хотя его основатели называют его театральной мастерской. Это объясняется не только небольшим помещением и составом труппы, но и постоянным творческим поиском. Хотя мастерская существует больше двадцати лет, ее названия менялись в зависимости от концепции: «Авангард», «Театр мистерии и метаморфозы», «Театр тонкой реальности», «Театр сновидений».
Сама Ольга Чернявская объясняет это желанием уточнить эстетическую концепцию, при этом духовная и гражданская позиция остаются неизменными: возрождение русской культуры и духовности. «Мы немножечко меняем язык, способ общения, растем, взрослеем, хотя нам очень интересно наше прошлое, настоящее и будущее, связь поколений», — говорит она. Среди средств воплощения этих идей можно назвать фольклорные игры, спектакли-мистерии, массовые театральные действа.
Театр много гастролировал, в том числе и за рубежом, завоевав немало престижных наград. Предмет особой гордости — главный приз на международном театральном фестивале «Добрый театр» за фольклорные игрища для детей и родителей «Быль и небылица».
«Нас интересует духовный мир наших предков и те связи, которые сохранились у каждого из нас. Смогла ли «асфальтовая культура», уничтожить это, или мы еще сможем что-то возродить? Оказалось, что это происходит очень быстро: в каждом из нас есть духовная память, которую невозможно уничтожить. Она активизируется во время массовых спектаклей, когда мы становимся единым целым, — считает Ольга. — Наш театр — это духовное пространство, своеобразная «машина времени», где мы все одновременно являемся людьми прошлого, настоящего и будущего.
Был разработан специальный театрализованный «экологический тренинг», который происходит на природе в любую погоду. Актеры театра становятся скоморохами. Ведь раньше скоморохи владели техниками воздействия на сознание огромной толпы. И мы это воссоздаем: несколько наших актеров управляются с толпой от четырех до семи тысяч человек».

ПСИХОЛОГИ СОХРАНИЛИ ЖИЗНЬ

Но для того чтобы театр отвечал внутренним психологическим запросам современного зрителя, более того, стал его нравственной, духовной опорой, потребовалась новая концепция театра.
«Нам захотелось проникнуть во внутренний мир, или, как мы это называем, «внутренние небеса» каждого отдельного человека. Чтобы познать этот мир, что-то там изменить, высветлить». И тогда произошло органичное соединение науки и искусства — объединились психологи и театралы. «Мы удивляемся, почему этого не произошло раньше, — говорит Ольга Чернявская. — Театр — жизнь человеческого духа на сцене. Мне кажется, что именно здесь зародились и психотерапия, и арт-терапия».
Так началось взаимообогащающее сотрудничество с Санкт-Петербургским институтом сказкотерапии под руководством Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой.
Основатели театра считают, что они много взяли от психологии. На этапе разработки нового проекта начинается непосредственное взаимодействие с психологами — в виде консультаций, непосредственной работы с актерами, режиссером, всем творческим коллективом. «Я им позволяю вмешиваться в творческий процесс. Мне даже не дали сделать спектакль «Поворот песочных часов» таким, как я хотела! — смеется Ольга. — Психологи сохранили жизнь главной героине, грубо вмешавшись в сюжет. В итоге они оказались абсолютно правы».
В результате синтеза психологического подхода к восприятию театрального действия, приемов практической психологии, психотерапии и профессионального театра был создан особый интерактивный театр.
«Наша задача — открыть человеку окно в завтрашний день, дать надежду и поддержку в нашем сложном мире, где все одиноки и разобщены. Поэтому воздействие нашего спектакля сродни психологическому. Мы также являемся своеобразным помощником в разрешении психологических проблем. Но наше воздействие более эффективно, поскольку происходит не только на эмоциональном, но и на эстетическом уровне. Для этого был нужен новый театральный стиль, новый театральный язык, позволяющий выйти на подсознание человека. Сновидения как раз и явились связующим звеном между реальностью и глубинами психики человека», — объясняет Ольга Чернявская.

В ПАРАЛЛЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Во время спектакля происходит непосредственное общение актеров со зрителями

Во время спектакля
происходит
непосредственное общение
актеров со зрителями

Действие спектаклей-сновидений происходит в мире человеческих переживаний, навеянных сном. Именно в этом состоянии человек перерабатывает накопленную информацию и интуитивно ищет пути своего дальнейшего развития.
Интерактивный театр предполагает, что зрители становятся соучастниками происходящего. Механизмы этого взаимодействия продумываются заранее вместе с психологами: человек незаметно для себя перестает быть просто зрителем и включается в работу в своем параллельном зрительском пространстве.
Например, во время спектакля «Поворот песочных часов», где действие происходит в большой песочнице, имитирующей берег моря, зрители имеют возможность что-то строить на песке в своих маленьких песочницах. В результате происходят незаметные изменения и во внутреннем мире человека: снятие напряжения, стресса, гармонизация ощущений и переживаний. Но главное — спектакль-сновидение пробуждает личностные ресурсы человека, помогая разрешить актуальные проблемы на символическом уровне.
Все это происходит в ненавязчивой, безболезненной и часто даже неосознаваемой человеком форме.
Кстати, взаимодействие со зрителями не заканчивается с окончанием спектакля. Расположившись около «Стола алхимика» и рассматривая разложенные там вещи, они вместе с актерами начинают предаваться размышлениям о прошлом, настоящем и будущем. После этого все участники (и взрослые, и дети) должны рассказать о том, какие мысли и ассоциации возникли у них. Иногда это служит началом долгого и интересного разговора.
По ходу беседы у многих (особенно у детей) появляется гордость за то, что они могут так глубоко анализировать происходящее и рассуждать о самых сложных философских проблемах.
Размышляя о перспективах своего театра, Ольга Чернявская пришла к выводу, что «Театр сновидений», может быть, стоит на пороге создания новой технологии познания и гармонизации личности, объединяющей в себе самое эффективное и действенное из различных (материальных и нематериальных) сфер бытия человека.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Театр сновидений
Ольги Чернявской
Тел.: (812) 312-51-97

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Perrino». Компания «Perrino» предоставляет услуги производства и продажи товаров для сна. В широкий ассортимент компании «Perrino» входят такие товары, как кровати, ортопедические решетки и матрасы, подушки и мебель для спальной. Все предлагаемая продукция изготовлена из экологически чистых материалов и соответствует самым строгим стандартам качества и надежности. Подробнее ознакомиться с предлагаемым каталогом и оформить онлайн-заказ на покупку, с бесплатной доставкой по всей России, можно на сайте официального интернет магазина компании «Perrino», который располагается по адресу http://perrino.ru/