Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2004


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ВО ВЛАСТИ ПОЗНАНИЯ

...Влияние мотивации — это вещь деликатная,
легко не обнаруживается,
но в конце концов дающая о себе знать
роковым образом.

П.Я. Гальперин

Несколько лет назад, решившись попробовать себя в качестве школьного психолога, я имела весьма расплывчатые представления о том, чем мне предстоит заниматься. Выручили администрация и педагоги, которые возлагали на психолога большие надежды и потому сразу же обозначили приоритетные направления работы.
В числе первых, а значит и наиболее важных, была названа работа с мотивированными детьми. Такая постановка вопроса первоначально вызвала недоумение: зачем работать с детьми, с которыми и так все в порядке? Однако постепенно, по мере проникновения в школьную жизнь, мое представление об этих детях как вполне благополучных перестало быть столь категоричным. Не зря педагоги били тревогу: внешне успешные и уравновешенные, они оказались весьма уязвимыми по отношению к быстро и непредсказуемо меняющимся условиям обучения.

ЧУДАКИ

Прежде чем говорить о проблемах мотивированных детей, было бы неплохо разобраться, а о ком в данном случае идет речь. В психологии такого специального понятия не существует, так как известно, что любая деятельность побуждается каким-либо мотивом, и отсутствие мотива означает и отсутствие деятельности. И в этом смысле всех детей можно назвать мотивированными — ведь все они заняты учебой, хотя и с разной степенью успешности. Другое дело, что мотивы, лежащие в основе учебной деятельности, отличаются большим разнообразием и более того — могут быть скрыты даже от самого учащегося, а тем более от окружающих его людей.
Мотивы процесса учения в общем виде можно разделить на внешние и внутренние; если внутренние соответствуют ее содержанию, то внешние потому так и называются, что никак не связаны с содержанием того, что человек делает. Адекватной мотивацией учебной деятельности выступает мотивация познавательная.
Однако наши дети нередко учатся ради похвалы родителей и хороших отметок или ради того, чтобы не быть белой вороной среди своих одноклассников. Сами знания и процесс учения их не очень интересуют, им важен результат.
Лишь очень небольшое число учеников ориентировано на получение знания — именно их в педагогической среде и называют мотивированными. Они хотят и, как правило, могут хорошо учиться. По мнению П.Я. Гальперина, у них бескорыстная и ненасытная страсть к знаниям. Он называет таких учеников чудаками, потому что никакой другой мотивацией нельзя заменить этого страстного стремления к знаниям. Это и есть внутренняя мотивация учебной деятельности.
Мотивированных детей немного, и администрация школы вполне обоснованно считает, что такое богатство нужно холить и лелеять. Большинство первоклассников убеждены, что они отправляются в школу за знаниями, однако на самом деле многие из них ориентируются на внешние атрибуты школьной жизни, позволяющие им приблизиться к миру взрослых. В идеале к концу пребывания в начальной школе у них должна сформироваться учебная деятельность с выраженным познавательным мотивом. На практике все обстоит иначе — большинство детей ходит в школу, «потому что все ходят», а у некоторых даже появляется резко отрицательное отношение к школе, которое они распространяют и на процесс приобретения знаний вообще. Озабоченные педагоги обращают свой взор в сторону психологов в надежде получить квалифицированную помощь.

ВНЕШНЯЯ КАРТИНА

Наблюдения за мотивированными детьми показали, что они отличаются друг от друга. Прежде всего, бросаются в глаза возрастные особенности. В силу того что мне приходится иметь дело с учениками 5–11-х классов, речь пойдет именно о них.
Мотивированные 5–6-классники хорошо учатся, аккуратно выполняют все задания учителя. Они всегда знают, какая тема изучается и когда ожидается контрольная работа. Выраженный интерес к какой-либо одной предметной области — явление исключительное. У них есть любимые учебные предметы, что, как правило, определяется отношением к учителю. Познавательный мотив отличается большой широтой: им равно интересно и почему нельзя делить на ноль, и почему в русском и английском языке разное число букв.
В этом возрасте дети трепетно относятся к отметкам. Они надеются, что их труды будут должным образом оценены, и прилагают немало усилий к тому, чтобы достичь желаемого отличного результата.
Уже к концу 6-го класса картина меняется.
Во-первых, становится очевидной тенденция определения круга интересов, хотя первоначально и весьма расплывчатых. Дети еще не в состоянии конкретно обозначить наиболее привлекательную для них предметную область, но уже могут точно сказать, что им неинтересно. Одни отдают предпочтение гуманитарным дисциплинам, другие — математике, третьих явно тянет к природе. При этом они могут быть одинаково успешными по всем школьным предметам.
Во-вторых, мотивированные дети подчас стремятся к самим знаниям, а не к оценке за демонстрируемые результаты. Они могут владеть большим объемом информации по тому или иному предмету и при этом иметь удовлетворительные отметки. В кругу сверстников они нередко рассказывают о заинтересовавших их фактах, на уроках делают яркие сообщения и доклады, удивляя педагогов объемом даже не переработанной, а усвоенной информации. При этом они иногда не прилагают никаких усилий, чтобы ответить на вопросы контрольной работы. Один восьмиклассник активно помогал разобраться в компьютерах не только одноклассникам, но и ребятам постарше, имея на то полное основание, так как прочитал не менее дюжины книг по программированию, однако по информатике выше тройки никак заработать не мог.
При переходе в старшую школу подростки вынуждены профессионально определиться. Мотивированные старшеклассники нередко оказываются в более выгодном положении по сравнению с неопределившимися одноклассниками, не имеющими выраженного интереса. Как правило, к этому возрасту мотивированные подростки не только владеют знаниями, но и умеют их грамотно продемонстрировать — им уже небезразлично, какими они предстают перед педагогами и одноклассниками. Причем они не только излагают доступные им сведения, но и умеют аргументированно отстоять свою точку зрения. В последнем случае ради истины они готовы пойти на конфликт с учителем, которого не очень уважают.

ЛЕГКО И БЫСТРО

Очевидно, работа с мотивированными детьми не может быть одинаковой на протяжении всего школьного обучения. Взрослея, дети меняются, и, пожалуй, главная задача психолога — распознать эти изменения, отличить декларируемые мотивы от реально действующих. Наряду с опросниками в данном случае весьма информативной может оказаться доверительная беседа с ребенком.
Что касается коррекционной работы, то в настоящее время психологи не могут похвастаться готовыми программами по формированию познавательной мотивации, появление которой выступает скорее закономерным итогом, чем целью педагогической работы. Познавательная мотивация возникает в процессе самого познания, получения знаний, и поэтому не может быть привнесена извне. Ребенка можно заставить учиться, апеллируя к чувству долга и ответственности, а как сделать так, чтобы этот процесс стал ему интересен сам по себе? Желание учиться, тяга к знаниям предполагают изменение школьного обучения, и прежде всего его содержания. Именно об этом постоянно говорят сторонники развивающего обучения, по мнению которых овладение теоретическими знаниями выступает средством образования внутренних мотивов учения.
Однако большинство детей учится в обычных массовых школах по традиционным программам и стандартным учебникам. О таких детях и идет речь.
Мотивированные дети, успешно проучившись в начальной и средней школе, как правило, оказываются в состоянии быстро и легко усвоить школьную программу и в дальнейшем, что само по себе может быть оценено только положительно.
Однако оборотной стороной этого выступает снижение их активности. Опытные педагоги замечают, что они перестают учиться. При этом внешне все может выглядеть весьма благополучно, так как ребята по-прежнему успевают намного лучше своих сверстников, а небольшое снижение успеваемости вполне может быть отнесено за счет появления внешкольных интересов. Мне неоднократно приходилось наблюдать за такими подростками 8–9-го класса, которые легко и быстро понимают новый материал и в дальнейшем не утруждают себя более глубоким в него проникновением.
Одна такая леворукая девочка умудрялась на уроке математики одной рукой записывать формулы, а другой рисовать крестики-нолики. Из круглой отличницы она превратилась в хорошистку, что особенно никого не волновало: ни ее (на смену радости от пятерок пришло равнодушное отношение к успехам), ни учителей (которые, понятно, озабочены неуспевающими учениками).
Именно последнее и явилось одной из причин такого поведения девочки: ей стало скучно выслушивать одно и то же объяснение по несколько раз. В данном случае помогло то, что в 10-м классе школьница выбрала соответствующие своим интересам и уровню развития спецкурсы и индивидуальные проекты.

ОБРАТИТЬСЯ В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ

Однако, к сожалению, у учителей, озабоченных подтягиванием неуспевающих, нередко не доходят руки до их одаренных, в прошлом мотивированных одноклассников. Приходится долго и монотонно объяснять, что в школе должно быть комфортно всем, в том числе и мотивированным детям, которым следует давать более сложные задания.
Встречаются дети с выраженным познавательным интересом, но при этом не настроенные на использование накопленного богатства в прагматических целях — о них уже шла речь выше. В этом случае могут оказаться полезными специальные беседы по формированию успешного поведения, иначе говоря, мотивации достижения. Особенно эффективны такие беседы с подростками, которые уже ориентированы на овладение профессией, а значит, готовы к демонстрации своих способностей и даже некоторого превосходства по сравнению с другими.
Что касается детей помладше, то, лишенные тщеславия, они отказываются участвовать в олимпиадах, не стремятся показать себя в выгодном свете перед одноклассниками. Данные наблюдения свидетельствуют, что небесполезным будет подкрепление успешного выступления ребенка.
Моя задача состояла не в том, чтобы дать готовые советы о рекомендации, а обратить внимание на детей, которые по внешним показателям никак не могут быть отнесены к категории трудных и проблемных. Однако внутренняя познавательная мотивация от грубого с ней обращения может легко обратиться в свою противоположность и стать внешней.
Не хотелось бы!

Марина СТЕПАНОВА,
педагог-психолог московской гимназии № 1541