Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2004


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕЛЬЮ

 

Нельзя создать спрос, но можно
создать условия, вызывающие спрос.

Из фильма по произведениям
О. Генри «Короли и капуста»

Мне неоднократно приходилось слышать от школьных психологов, что им не удается проводить с учащимися психологические тренинги. Действительно, то, что с легкостью проходит в подростковых клубах, психологических кружках или специально организованных группах, в школе начинает буксовать. Не хотят дети ходить на психологию, участвовать в тренингах. Вот и получается: мы видим проблему, знаем, как можно помочь, владеем методиками и при этом абсолютно бессильны.
Конечно, есть успешные специалисты, которые ни разу не оказывались в подобной ситуации. Я восхищаюсь ими и завидую — у меня бывали неудачи, и мне хотелось бы разобраться в причинах.

ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНО

Начнем с того, что лежит на поверхности. Основное требование при проведении всех тренингов — добровольное участие в нем. Не хочешь — можешь уйти. Более того, если контрактом специально не оговорено, можно выйти из группы на любой стадии.
Скажите, как часто спрашивают школьников, хотят ли они участвовать? Может ли кто-то уйти раньше, чем все закончится? По моим наблюдениям, ученикам обычно сообщают, что тогда-то будет тренинг. А иногда — просто приходят дети на классный час, а там психолог с какими-то непонятными и странными заданиями и вопросами. То есть в школе довольно часто нарушается одно из основных условий проведения тренинга — добровольное участие.
Теперь рассмотрим другое условие — формат тренинга. Оптимальное число участников 9–15 человек, время проведения — от 1,5 до 3 часов один раз в неделю. С чем мы сталкиваемся в школе? Если у психолога устойчивое положение и он пользуется авторитетом или существуют четко сформированный запрос, острая необходимость решения какой-либо задачи, то класс могут снять на 1,5 часа с уроков для проведения тренинга. В этом случае приходит около 30 участников.
Требуется особое мастерство ведущего, чтобы удержать такую большую группу. Но самое неприятное в этой ситуации то, что можно не уследить, в каком состоянии находится каждый из участников, с чем уходит, особенно если психолог ведет тренинг один. Такое мероприятие может быть просто небезопасно для участников.
Теперь посмотрим на всю эту ситуацию со стороны участников тренинга. Пришел класс. Это ребята, которые оказались вместе не по своему выбору, а потому, что школа — рядом с домом или отвечает требованиям семьи к образованию. В классе уже сложились отношения, распределены роли. Есть популярные люди и есть изгои. Все ли верят, что будут выполнены условия контракта: добровольность, конфиденциальность и т.д.? Если их привели не спросив, если рядом Петька, который дразнит на переменках?

НА ТОЛСТОЙ ПОДКЛАДКЕ

Описывая тренинг саморазвития для подростков, Г.А. Цукерман выделяет такое необходимое условие успешного проведения, как «толстая подкладка» психологического комфорта. И, как отмечает автор, строится это на позитивной самооценке и чувстве собственного достоинства ребенка (Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. Психология саморазвития. — М., 1995).
Я бы добавила, что школьнику трудно достичь психологического комфорта, если он не занимает достойную позицию в детском коллективе, не чувствует, что принят сверстниками. Неслучайно среди школьных психологов так популярен тренинг сплочения коллектива.
Совершенно очевидно, что сам по себе психологический комфорт в детском коллективе не может стимулировать детей посещать занятия по психологии, участвовать в тренингах. Но без него невозможно обеспечить психологическую безопасность. То есть одно из «условий, обеспечивающих спрос» на психологические знания, — формирование среды, в которой можно безопасно осуществлять психологический эксперимент, без страха быть осмеянным, с надеждой, что дадут высказаться и услышат.
Я бы хотела предложить тренинг, в котором использовались упражнения из программы «Discovery». Эту программу привозила в Россию Джин Бервбе (Jean Bervbe), преподаватель университета Галлаудет штата Вашингтон (США). Университет Галлаудет — особое учебное заведение, в нем получают высшее образование глухие и люди со сниженным слухом. Поэтому там был разработан невербальный тренинг, позволяющий каждому студенту чувствовать себя принятым в коллектив, необходимым сообществу.
Но как у всякого хорошего изобретения, диапазон применения программы оказался значительно шире. За прошедшие 12 лет Джин со своими учениками с неизменным успехом проводила эти тренинги в России: и в школах, где учатся инвалиды, и в школах для трудных подростков, и в престижных гимназиях, и в детских колониях.
Упражнения программы «Discovery» привлекли меня своей игровой формой, своим сходством с физкультурными упражнениями, «Веселыми стартами». Это позволяет подросткам испытать себя, свои возможности, удовлетворить потребность в физическом риске. С другой стороны, форма игры разбивает стереотипы о занятиях психологией как об «умных разговорах», о том, что «лезут в душу».
Еще одно безусловное достоинство — то, что данный тренинг можно проводить на разной «глубине», в зависимости от степени готовности участников к рефлексии происходящего и от мастерства ведущего.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ СПЛОЧЕНИЯ

Цели тренинга. Сплочение детского коллектива и повышение самооценки детей.
Условия проведения. Необходимо пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей. Например, спортивный зал.
Если участвует больше 20 детей, то нужен еще один взрослый, так как ведущий отвечает за безопасность группы, страхует детей.
Для ведущего важно уделять особое внимание эмоциональной поддержке группы, созданию доброжелательной атмосферы. Вместе с тем надо помнить основную задачу — делать все всем вместе и не обязательно быстро.
Время проведения. Сценарий тренинга рассчитан на 1,5 часа.

ХОД ТРЕНИНГА

Погружение

Ведущий приветствует детей, просит каждого коротко сказать о своих ожиданиях и предположениях по поводу того, зачем они здесь собрались. Если ведущий чувствует, что трудно собрать группу, с которой предстоит работать, то прояснить ожидания участников лучше в виде игры, совместных действий детей. В этом случае энергично, в директивной форме дается инструкция.
Ведущий. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение; поднимите руку те, у кого в классе есть друзья; поднимите руку те, кто знает, что мы будем сегодня делать; поднимите руку те, кто не знает, что мы сегодня будем делать. и т.д.
После этого ведущий объясняет участникам, что будет происходить, и рассказывает притчу, настраивающую на работу.
Ведущий. Сегодня вы будете участвовать в психологическом тренинге. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные задания. Но в тренинге есть одно условие — задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее его сделает, а чтобы сделали все.
Но вначале я хочу рассказать вам притчу.
В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сделать это, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это.
Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать, как эти прутья».
В сегодняшнем тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.
Для разогрева используются достаточно простые задания либо забавные упражнения, выполнение которых может вызвать смех.

Упражнение «Строй»

Ведущий. Я уверена, что вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого до самого темного. Молодцы. А теперь постройтесь по алфавиту, но вы должны это сделать молча. (Варианты: по цвету глаз, по дням рождения.)
После выполнения проводится краткое обсуждение. Ведущий сам определяет, даст ли он детям подробно высказаться или только обозначит ситуацию. Вот некоторые варианты обсуждения.
Ребят расспрашивают, как они выполнили задание, как договорились. Обычно уже на этом этапе в группе выделяются один-два человека, которые начинают всех организовывать, показывать, кто где должен стоять, проверять успешность выполнения инструкции.
Хорошо спросить участников: кому из них помогали, кто им помогал, помогали ли они сами кому-нибудь? Как они думают, кто был главным, всеми руководил? Можно спросить, был ли в группе лидер? Почему они называют конкретного ребенка лидером? Всегда ли он лидер в классе или только в этом упражнении? Как они думают, кто такой лидер?

Упражнение «Ботинки»

Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Ведущий перемешивает ее и разбрасывает подальше в разные концы комнаты. Хорошо, если участники помогают ему в этом. Потом все встают, берутся за руки. Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.
При первой попытке большинство стремится найти свою обувь. Но очень быстро все понимают, что без совместных действий ничего не получится. Если у кого-нибудь из участников ботинки со шнурками — тут без помощи соседей справиться почти невозможно.
Ведущий участвует в упражнении вместе со всеми и своими репликами создает настроение. Помогает детям координировать свои действия с действиями партнеров, учитывать их интересы, быть внимательным к ним.
Так как одно из основных условий во всех заданиях — четкое выполнение инструкции и совместные действия, то уже начиная с упражнения «Ботинки» придется по несколько раз начинать все сначала. Дети могут прийти в отчаяние от неудач, сникнуть, отказаться выполнять по несколько раз одно и то же.
Здесь важно, как ведущий чувствует группу: только он может определить, насколько жестко следует требовать выполнения инструкции или можно где-то не заметить разъединенных рук. Вполне вероятно, что придется стимулировать группу: «Давайте, вы можете!» и поддержать участников: «Постараемся, у нас получится!»
При обсуждении спросить участников, довольны ли они тем, как выполнили упражнение, кто старался, кто помогал, кому помогали. Что обеспечило успешное выполнение упражнения?
Можно использовать прием, продемонстрированный Джин Бервбе. Все участники садятся в круг, и ведущий кладет перед группой карточки с надписями: «сила коллектива», «развитие лидерских навыков», «опора на других», «концентрация на группе»; «определение целей», «самовыражение», «преодоление предрассудков», «уважение», «преодоление страха», «победить робость», «концентрация на себе», «урегулирование споров», «самоконтроль», «важность правил», «готовность к общению», «честность», «принятие решений», «поддержка», «развитие памяти», «сила поощрения», «доверие», «самосознание», «терпение», «вера в себя», «сознание необходимости ясной коммуникации», «преданность группе», «успех», «установление связей», «решение проблемы», «физическое здоровье», «чувство юмора», «личная целеустремленность», «лидер».
(При необходимости можно добавлять любые другие карточки или предъявлять не весь набор.)
Ведущий. Что вы испытали, выполняя это задание? Выберите, пожалуйста, карточки, соответствующие вашим ощущениям, и объясните, почему вы взяли именно эти.
Хорошо, если все карточки будут в нескольких экземплярах, чтобы одну и ту же могли выбрать несколько участников. Можно ограничить число выборов, предложив взять по три карточки, которые кажутся наиболее точными.
Потом детям предлагают показать, какие карточки они выбрали, посмотреть, у кого такой же выбор. Можно спросить, а хочет ли кто-нибудь взять еще какие-нибудь карточки?
Этот прием позволяет задуматься над своими чувствами, а карточки помогают подобрать нужные слова. Ведущему стоит проверить, понимают ли дети смысл всех надписей. Это можно прояснить, задавая уточняющие вопросы: «А почему ты выбрал карточку «самоконтроль»? В чем, как ты думаешь, это проявилось? Как это тебе понадобилось?»

Упражнение «Кочки»

Это кульминация тренинга.
Для выполнения этого упражнения требуется инвентарь: несколько резиновых ковриков 40 х 60 см (количество зависит от уровня группы; минимум три, но больше семи может сильно затянуть время выполнения) и платки (или веревки). Коврики не должны скользить. В случае необходимости их можно заменить картонными папками от бумаги для черчения: разложенную картонку форматом А3 скотчем прикрепляют к полу.
Коврики (это «кочки») разбрасывают по полу так, чтоб расстояние между двумя соседними было меньше широкого шага самого маленького члена группы.
Группа становится в ряд. Участникам последовательно связывают платками ноги (платки лучше, чем веревки, так как не врезаются в ноги при выполнении упражнения) — правую ногу первого ребенка с левой ногой второго и т.д. Получается цепочка. Дети должны перейти цепочкой через комнату по «кочкам».
Если класс большой, то для выполнения этого упражнения детей надо разделить на две группы (до 20 человек). Если группы работают параллельно, то между ними может возникнуть соревнование. В этом случае важно подчеркнуть, что главное не быстро, а правильно выполнить условия и действовать вместе.
Инструкция задается так.
Ведущий. Перед вами болото. Вы должны пересечь его, но можете передвигаться только по кочкам. Если кто-то ступит в болото, упражнение начинается сначала.
В этом задании некоторым детям иногда приходится преодолеть свое стеснение, нерешительность, а порой и страх, чтобы выполнить требуемое условие. По правилам, упражнение должны выполнить все, и ребенок может оказаться в сложной ситуации выбора между своими чувствами и ответственностью перед группой. Здесь особенно важна поддержка ведущего и других детей. Легче, когда знаешь, что кто-то болеет за тебя. Очень важно отметить, что ребенок выполнил условие, преодолел себя, похвалить за достижение, вместе порадоваться успеху. Хорошо также отметить поддержку других детей, то как они помогали, сопереживали.
Может возникнуть ситуация, когда кто-то из детей отказывается выполнить задание. Если сопротивление велико, не стоит настаивать, лучше оказать ребенку мягкую поддержку.
Можно столкнуться с ситуацией, когда группа пытается отвергнуть кого-либо из участников: «Из-за него не получается». Ведущий напоминает условие — должны выполнить все. Он же оценивает, что лучше в данной ситуации: снизить требования, «не заметить» или простить нарушение и поддержать группу, создав ситуацию успеха, или не засчитать выполнение.
При обсуждении не стоит подавлять досаду, дети должны выговорить свое разочарование, если не достигнут результат, но это должно быть: «жалко, что не получилось...», а не «из-за тебя мы...» Ведущему приходится направлять разговор в нужное русло, помогать детям формулировать я-сообщение. Вместе с тем не надо навязывать детям, «что они должны были почувствовать». Можно задавать вопросы типа «как было?», «что испытал?», «на что было похоже?», «как ты сейчас?», «что больше всего понравилось?», «что не понравилось?».
Можно воспользоваться карточками, как в предыдущем упражнении.
После этого упражнения хорошо обратить внимание не только на эмоциональное состояние и личный опыт каждого участника, но и на то, что происходило с группой. Как договаривались, кто руководил, кто помогал, кому помогали, хочется ли кого-либо поблагодарить за помощь и т.д. Хорошо отметить тех, кто внес интересные идеи, как лучше выполнить задание, особенно если это сделали тихие или малопопулярные в классе дети.
Для заключительной части нужны простые упражнения на доверие и взаимодействие. Упражнения «Свеча доверия» и «Пирамида» трудно делать в больших группах. Поэтому «Пирамиду» можно провести как соревнование между двумя подгруппами, а «Свечу доверия» заменить упражнением «Спина к спине».

Упражнение «Пирамида»

Нужен инвентарь: один или два резиновых коврика размером 40 х 60см.
В зависимости от количества людей и возможностей группы кладут на пол один коврик или два, совмещая по длинной стороне.
Группа должна простоять на этой площади 1 минуту, не имея никаких внешних точек опоры. Можно предложить проделать упражнение на двух ковриках, а потом на одном.
После выполнения можно обсудить с участниками, как они договаривались, что помогло им достичь результата или почему не получилось. Опыт показывает, что это упражнение вызывает положительные эмоции независимо от результата. В случае неудачи можно поддержать группу: «Ничего, потренируетесь, в следующий раз получится».

Упражнение «Свеча доверия»

Все участники становятся в круг плечо к плечу, руки согнуты в локтях, выставлены вперед. Ладони подняты вверх, как при игре в волейбол.
Один из участников становится в центр круга. Руки опущены вдоль туловища, глаза закрыты. Он расслабленно опускается на руки стоящих. Группа подхватывает его и медленно, аккуратно передает по кругу. В центре должен побывать каждый участник.

Упражнение «Спина к спине»

Предложите участникам разбиться парами, найти партнера приблизительно такого же роста. Стать спиной друг к другу на расстоянии полшага-шаг и облокотиться на спину партнера. Постараться расслабиться, опираясь друг на друга. Надо найти такое положение, когда удобно обоим.
Можно попробовать выполнить упражнение с другим партнером, в тройках.
Ведущий следит за состоянием участников, насколько они расслаблены. Помогает найти удобное положение.
Если возникает необходимость в обсуждении после этих упражнений, то лучше сделать его кратким.

Упражнение «Путаница»

Это упражнение необходимо провести большой группой, если перед этим работали в подгруппах, для последнего совместного действия. Для маленькой группы это упражнение включается в тренинг, если у детей много энергии и позволяет время.
Все становятся в круг и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки.
Упражнение можно усложнить, если задание выполнять молча.

В заключение подводится итог тому, что происходило на тренинге. Детей просят поделиться впечатлениями, что, по их мнению, было удачно, что нет, какое они вынесли впечатление.

Можно задать вопросы:
Что бы ты хотел еще раз попробовать?
Что бы ты не стал делать?
Как бы ты сделал по-другому?
Что получилось хорошо?

Если участники не умеют формулировать свои мысли, то можно использовать тот же прием, что и в начале тренинга, когда задается инструкция: «Поднимите руку те, кому понравилась игра», «Покажите того, кто больше всех помогал другим», «Покажите того, кто помог сегодня вам», «Покажите того, кому сегодня помогали вы» и т.д.
Младших подростков можно попросить нарисовать дома то, что произвело на них самое сильное впечатление, и сделать выставку рисунков.

Во время тренинга учащиеся приобретают совершенно новый опыт, который практически невозможно получить в учебной ситуации. «Связанные одной цепью», они вынуждены принимать совместные решения и вместе действовать, это дает возможность увидеть каждого с новой стороны. Трудно дразнить человека, если вчера ты удерживал его, чтоб он не попал в «болото». И может, кто-то и «ботаник», но именно он придумал, как всем стать в «Пирамиде». Изменение отношений между детьми увеличит безопасность на занятиях по психологии, поможет детям открыться.

Ирина ЛЕЙБМАН,
кандидат психологических наук,
психолог школы «Логос»

Статья подготовлена при поддержке сайта бесплатных объявлений www.KupluProdamus.Ru. Если вы решили избавиться от ненужных вещей, то необязательно их выкидывать или просто отдавать. На сайте, расположенном по адресу http://kupluprodamus.ru/, вы сможете, совершенно бесплатно, разместить своё объявление о продажи вещей. Сайт постоянно обновляется, поэтому Вы всегда сможете найти что-то интересное и, возможно, нужное в хозяйстве.