ОЧНАЯ СТАВКА С СУБЛИЧНОСТЬЮ
Работа с субличностями в коррекции
созависимости
Окончание. См. № 11/2004
Субличности
созависимых изучены и описаны достаточно полно,
чтобы представлять себе, с какими именно
структурами придется иметь дело и клиенту, и
психологу. Здесь мне хотелось бы поделиться
одним из многочисленных вариантов «прицельного
выхода» на самую непризнанную и оттого самую,
наверно, беспокойную субличность, которая
приносит созависимому человеку особенно много
хлопот. Это та его часть, которая дает о себе
знать при встрече с людьми каким-то
неконтролируемым образом. Она вмешивается во
взаимодействие и начинает управлять реакциями,
репликами, действиями, принятием решений.
Лучше всего метод организации «встречи» с
собственной субличностью работает в групповых
видах коррекции созависимости. Вместе с тем хотя
работа клиента происходит и в группе, но все
равно самостоятельно, индивидуально.
НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ
После традиционных этапов шеринга и разминки
надо предложить участникам группы сесть в два
концентрических круга. Один из кругов —
внутренний, меньшего диаметра, стулья или кресла
в нем развернуты наружу, и участники,
соответственно, будут повернуты лицом вовне.
Второй круг — большего диаметра, однако
количество посадочных мест в нем точно такое же.
Стулья или кресла в нем, наоборот, повернуты
вовнутрь, и участники сидят друг напротив друга
таким образом, чтобы у каждого был свой визави.
Если в группе четное число участников, это легко
выполнимо. Если число нечетное, ведущему
придется совместить свою роль на какое-то время с
ролью участника, чтобы никто не остался баз пары.
После этого сообщается следующая инструкция.
Инструкция к работе в кругах
Мы, люди, устроены удивительным образом. Мы
можем довольно спокойно смотреть на то, что
происходит в природе, — как падает снег,
например, или как течет ручей, или как качаются
деревья на ветру. Но что-то меняется, когда мы
смотрим на людей. Глядя на другого человека,
сохранить свой покой почему-то не так легко.
Нечто начинает происходить внутри нас помимо
нашей воли, просыпается какой-то важный процесс и
идет своим чередом — в сознании, в мышлении, в
теле. Иногда мы улавливаем его отголоски, иногда
нет, но целиком мы вряд ли его осознаем.
Давайте попробуем сделать это здесь. Я прошу вас
сейчас, глядя на другого человека, постараться
осознать тот момент в себе, когда вы начинаете
терять изначальный уровень покоя. Проследите,
как вы это делаете, — в теле, в мыслях, в чувствах.
О чем вы начинаете думать, как вы себя чувствуете,
как движется тело, куда оно хочет двинуться, что
сделать?
Понаблюдайте, как это происходит у вас с разными
людьми — одинаково или нет? С какими людьми это
происходит наиболее интенсивно? Воздерживайтесь
от поиска причин этой интенсивности, оставайтесь
максимально отрешенными, чтобы успеть
зафиксировать возможно больше реакций.
Представьте себя в образе бесстрастной
видеокамеры, снимающей некий процесс,
происходящий в вас самих. По моему сигналу вы
будете перемещаться с места на место по часовой
стрелке. Передвигаются только участники
внешнего круга. Итак, начали!
Очень важен тон, которым сообщается инструкция.
К сожалению, часто происходит так, что самая
лучшая инструкция и самая блестящая техника
теряют свою силу из-за неверной интонации при
озвучивании текста инструкции. В групповой
коррекционной работе звучание инструкции должно
исключить провоцирование возникновения у
участников мотивов соревнования за «лучшее
качество» выполнения упражнений и тем более за
более высокий темп его выполнения.
Тон обращения должен быть лишен оттенков задора
и приглашения к соревновательности,
состязательности, с тем чтобы не вызвать
соответствующего настроения у участников, иначе
вся работа пойдет в совершенно неправильном
направлении. Нужно выдержать серьезность без
оттенка устрашения и спокойствие без ноток
усыпления (чтобы найти верный тон, лучше всего
потренироваться с диктофоном).
На каждый интервал времени при «смотрении на
другого» (на самом деле — момента проявления
активности субличности) можно отвести
приблизительно 1,5–2 минуты. Потом участники
меняются местами: те, кто сидел снаружи и
перемещался, садится теперь вовнутрь. Таким
образом, каждый встретится с каждым два раза.
ПИШЕМ, РИСУЕМ, ОБСУЖДАЕМ
По окончании можно предложить участникам
расположиться кто где хочет и записать все, что
им удалось отследить в себе, своем теле, чувствах
и мышлении. Следует отвести на этот этап
достаточно времени, чтобы процесс был
зафиксирован в словах по возможности очень
тщательно. После того как с этим справились все
или почти все, следует этап рисования, который
предваряется еще одной инструкцией.
Инструкция к этапу рисования
Пожалуйста, прочтите еще раз все, что вам
удалось отследить в себе в момент, когда вы
видите другого человека. Прочтите это так, как
будто вы читаете о каком-то существе, которое
делает это отдельно от вас, и вы с ним до этого не
были знакомы. Читая о нем, попробуйте
представить, что это за существо? Как оно
выглядит? Позвольте этому образу появиться, не
критикуя и не отворачиваясь от него, просто
наблюдая. Когда вы рассмотрите его достаточно
подробно, чтобы воспроизвести, нарисовать, —
возьмите карандаши, краски и нарисуйте его.
На рисование также нужно отвести достаточное
время, чтобы и этот этап процесса встречи с
собственной субличностью прошел в естественном
для каждого участника темпе и ритме.
Далее следует этап группового обсуждения того,
что удалось наблюдать и проанализировать.
Участники высказываются в произвольном порядке,
как правило – сначала говорят, а затем
показывают свой рисунок.
Поскольку информация, которой в этот момент они
делятся с другими, очень значима для них,
ведущему следует позаботиться о безопасности
слушания. Нельзя допускать, чтобы человека,
например, торопили показать рисунок или
вынуждали сказать больше, чем он уже сказал.
При этом могут быть заданы вопросы в связи с
рисунками, и не только. Важно, однако, чтобы
участники выражали полное уважение к тому, что
происходит с их товарищем по группе. (Если группа
встречается не первый раз, то она знает это
правило групповой работы, если же это первая
сессия или в группе есть новички, это правило
стоит подчеркнуть в самом начале встречи.)
Ведущий должен в этот момент выступить гарантом
безопасности. Впрочем, если он с самого начала
находится в этом состоянии и сознает всю
ответственность происходящего по его инициативе
взаимодействия, то, как правило, это его
намерение обеспечивает нужный тон не только на
этапе обсуждения, но и во время всей групповой
сессии.
ПОЭТАПНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
После того как высказались все, можно провести
в жизнь обычный алгоритм работы с субличностями,
как он принят в психосинтезе, например. Это
узнавание, понимание, принятие, трансформация и
интеграция субличности.
Для трансформации одним из наилучших шагов
является направленная трансовая техника
«Восхождение» (она подробно описана в
литературе, посвященной психосинтезу). Суть ее
состоит в том, что ведущий предлагает участникам
поэтапную визуализацию процесса восхождения со
своей субличностью на вершину высокой горы.
Такое восхождение вызывает большие перемены в
образе субличности, помогает понять ее место в
картине личности.
Более того, сами образы горы и пути в гору также
очень информационно емки. Кроме обычных склонов
или скалистых уступов, в практике работы с
созависимыми встречаются и такие, например,
образы, как голый гладкий металлический конус, на
который сперва не ясно, как вообще можно
взобраться. Или груда очень тяжелых и очень
скользких камней, по которым нельзя идти, а можно
лишь ползти, и то с риском сорваться, так как они
крайне неустойчивы относительно друг друга, и
т.п.
Каждый из этапов алгоритма требует отдельного
интервала времени. Можно сделать это в рамках
одной сессии (и это, как мне кажется, лучший
вариант). Описанный процесс можно применять и в
рамках индивидуальной работы, однако в группе
сам процесс «выхода субличности на сцену»
протекает легче в силу только что описанной
специфики организации группового процесса.
Возможость наблюдать себя, отслеживать свои
процессы в момент встречи с несколькими
участниками в поддерживающей и безопасной
атмосфере позволяет человеку лучше и точнее
определить свою субличность, распознать ее и
таким образом получить более четкую картину
своей внутренней жизни.
Кроме того, получив информацию, что не существует
плохих или хороших субличностей, что они
контролируют нас от нашего же невнимания к ним
(ведь «собака бывает кусачей только от жизни
собачьей»), участники группы понимают, что ключ к
их освобождению от этого контроля находится в их
собственных руках.
Часто это бывает самым ошеломляющим
индивидуальным (иногда и общегрупповым)
переживанием за все время сессии.
Галина МОРОЗОВА,
кандидат психологических наук
|