Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2004


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ОЧНАЯ СТАВКА С СУБЛИЧНОСТЬЮ

Работа с субличностями в коррекции созависимости

Окончание. См. № 11/2004

Субличности созависимых изучены и описаны достаточно полно, чтобы представлять себе, с какими именно структурами придется иметь дело и клиенту, и психологу. Здесь мне хотелось бы поделиться одним из многочисленных вариантов «прицельного выхода» на самую непризнанную и оттого самую, наверно, беспокойную субличность, которая приносит созависимому человеку особенно много хлопот. Это та его часть, которая дает о себе знать при встрече с людьми каким-то неконтролируемым образом. Она вмешивается во взаимодействие и начинает управлять реакциями, репликами, действиями, принятием решений.
Лучше всего метод организации «встречи» с собственной субличностью работает в групповых видах коррекции созависимости. Вместе с тем хотя работа клиента происходит и в группе, но все равно самостоятельно, индивидуально.

НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ

После традиционных этапов шеринга и разминки надо предложить участникам группы сесть в два концентрических круга. Один из кругов — внутренний, меньшего диаметра, стулья или кресла в нем развернуты наружу, и участники, соответственно, будут повернуты лицом вовне. Второй круг — большего диаметра, однако количество посадочных мест в нем точно такое же. Стулья или кресла в нем, наоборот, повернуты вовнутрь, и участники сидят друг напротив друга таким образом, чтобы у каждого был свой визави.
Если в группе четное число участников, это легко выполнимо. Если число нечетное, ведущему придется совместить свою роль на какое-то время с ролью участника, чтобы никто не остался баз пары. После этого сообщается следующая инструкция.

Инструкция к работе в кругах

Мы, люди, устроены удивительным образом. Мы можем довольно спокойно смотреть на то, что происходит в природе, — как падает снег, например, или как течет ручей, или как качаются деревья на ветру. Но что-то меняется, когда мы смотрим на людей. Глядя на другого человека, сохранить свой покой почему-то не так легко. Нечто начинает происходить внутри нас помимо нашей воли, просыпается какой-то важный процесс и идет своим чередом — в сознании, в мышлении, в теле. Иногда мы улавливаем его отголоски, иногда нет, но целиком мы вряд ли его осознаем.
Давайте попробуем сделать это здесь. Я прошу вас сейчас, глядя на другого человека, постараться осознать тот момент в себе, когда вы начинаете терять изначальный уровень покоя. Проследите, как вы это делаете, — в теле, в мыслях, в чувствах. О чем вы начинаете думать, как вы себя чувствуете, как движется тело, куда оно хочет двинуться, что сделать?
Понаблюдайте, как это происходит у вас с разными людьми — одинаково или нет? С какими людьми это происходит наиболее интенсивно? Воздерживайтесь от поиска причин этой интенсивности, оставайтесь максимально отрешенными, чтобы успеть зафиксировать возможно больше реакций. Представьте себя в образе бесстрастной видеокамеры, снимающей некий процесс, происходящий в вас самих. По моему сигналу вы будете перемещаться с места на место по часовой стрелке. Передвигаются только участники внешнего круга. Итак, начали!

Очень важен тон, которым сообщается инструкция. К сожалению, часто происходит так, что самая лучшая инструкция и самая блестящая техника теряют свою силу из-за неверной интонации при озвучивании текста инструкции. В групповой коррекционной работе звучание инструкции должно исключить провоцирование возникновения у участников мотивов соревнования за «лучшее качество» выполнения упражнений и тем более за более высокий темп его выполнения.
Тон обращения должен быть лишен оттенков задора и приглашения к соревновательности, состязательности, с тем чтобы не вызвать соответствующего настроения у участников, иначе вся работа пойдет в совершенно неправильном направлении. Нужно выдержать серьезность без оттенка устрашения и спокойствие без ноток усыпления (чтобы найти верный тон, лучше всего потренироваться с диктофоном).
На каждый интервал времени при «смотрении на другого» (на самом деле — момента проявления активности субличности) можно отвести приблизительно 1,5–2 минуты. Потом участники меняются местами: те, кто сидел снаружи и перемещался, садится теперь вовнутрь. Таким образом, каждый встретится с каждым два раза.

ПИШЕМ, РИСУЕМ, ОБСУЖДАЕМ

По окончании можно предложить участникам расположиться кто где хочет и записать все, что им удалось отследить в себе, своем теле, чувствах и мышлении. Следует отвести на этот этап достаточно времени, чтобы процесс был зафиксирован в словах по возможности очень тщательно. После того как с этим справились все или почти все, следует этап рисования, который предваряется еще одной инструкцией.

Инструкция к этапу рисования

Пожалуйста, прочтите еще раз все, что вам удалось отследить в себе в момент, когда вы видите другого человека. Прочтите это так, как будто вы читаете о каком-то существе, которое делает это отдельно от вас, и вы с ним до этого не были знакомы. Читая о нем, попробуйте представить, что это за существо? Как оно выглядит? Позвольте этому образу появиться, не критикуя и не отворачиваясь от него, просто наблюдая. Когда вы рассмотрите его достаточно подробно, чтобы воспроизвести, нарисовать, — возьмите карандаши, краски и нарисуйте его.

На рисование также нужно отвести достаточное время, чтобы и этот этап процесса встречи с собственной субличностью прошел в естественном для каждого участника темпе и ритме.
Далее следует этап группового обсуждения того, что удалось наблюдать и проанализировать. Участники высказываются в произвольном порядке, как правило – сначала говорят, а затем показывают свой рисунок.
Поскольку информация, которой в этот момент они делятся с другими, очень значима для них, ведущему следует позаботиться о безопасности слушания. Нельзя допускать, чтобы человека, например, торопили показать рисунок или вынуждали сказать больше, чем он уже сказал.
При этом могут быть заданы вопросы в связи с рисунками, и не только. Важно, однако, чтобы участники выражали полное уважение к тому, что происходит с их товарищем по группе. (Если группа встречается не первый раз, то она знает это правило групповой работы, если же это первая сессия или в группе есть новички, это правило стоит подчеркнуть в самом начале встречи.)
Ведущий должен в этот момент выступить гарантом безопасности. Впрочем, если он с самого начала находится в этом состоянии и сознает всю ответственность происходящего по его инициативе взаимодействия, то, как правило, это его намерение обеспечивает нужный тон не только на этапе обсуждения, но и во время всей групповой сессии.

ПОЭТАПНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

После того как высказались все, можно провести в жизнь обычный алгоритм работы с субличностями, как он принят в психосинтезе, например. Это узнавание, понимание, принятие, трансформация и интеграция субличности.
Для трансформации одним из наилучших шагов является направленная трансовая техника «Восхождение» (она подробно описана в литературе, посвященной психосинтезу). Суть ее состоит в том, что ведущий предлагает участникам поэтапную визуализацию процесса восхождения со своей субличностью на вершину высокой горы. Такое восхождение вызывает большие перемены в образе субличности, помогает понять ее место в картине личности.
Более того, сами образы горы и пути в гору также очень информационно емки. Кроме обычных склонов или скалистых уступов, в практике работы с созависимыми встречаются и такие, например, образы, как голый гладкий металлический конус, на который сперва не ясно, как вообще можно взобраться. Или груда очень тяжелых и очень скользких камней, по которым нельзя идти, а можно лишь ползти, и то с риском сорваться, так как они крайне неустойчивы относительно друг друга, и т.п.
Каждый из этапов алгоритма требует отдельного интервала времени. Можно сделать это в рамках одной сессии (и это, как мне кажется, лучший вариант). Описанный процесс можно применять и в рамках индивидуальной работы, однако в группе сам процесс «выхода субличности на сцену» протекает легче в силу только что описанной специфики организации группового процесса.
Возможость наблюдать себя, отслеживать свои процессы в момент встречи с несколькими участниками в поддерживающей и безопасной атмосфере позволяет человеку лучше и точнее определить свою субличность, распознать ее и таким образом получить более четкую картину своей внутренней жизни.
Кроме того, получив информацию, что не существует плохих или хороших субличностей, что они контролируют нас от нашего же невнимания к ним (ведь «собака бывает кусачей только от жизни собачьей»), участники группы понимают, что ключ к их освобождению от этого контроля находится в их собственных руках.
Часто это бывает самым ошеломляющим индивидуальным (иногда и общегрупповым) переживанием за все время сессии.

Галина МОРОЗОВА,
кандидат психологических наук