Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

КАУЗОМЕТРИЯ

Александр Кроник,
Рашад Ахмеров
М.: Смысл, 2003

Эта книга вышла в серии «Психодиогнастические монографии», что полностью соответствует ее содержанию. Действительно, в ней органично сочетается серьезное научное рассмотрение проблемы с подробным описанием авторской методики.
Знакомясь с публикациями Кроника, в которых поднималась проблема психологического возраста, и даже пройдя тестирование по одной из разработанных им методик, я и не предполагала, что Александр Кроник с соавторами разработал целое научное направление, основы которого и раскрываются в этой книге.
Каузометрия (идея которой разрабатывалась в течение двадцати лет) представляет собой «развивающуюся систему психолого-биографических методов самопознания, психодиагностики и психотерапии, которая основана на понимании души человека как множества воспоминаний, переживаний и ожиданий, объединенных стремлением человека к счастью». Именно состояние счастья рассматривается авторами книги как ключевое для человека.
Несмотря на то что счастье — одно из самых относительных понятий, авторы смело берутся за его препарирование, выдвигая мотивационную теорию счастья. В ее основу легла идея о том, что счастье — «результат превращения мотивации к миру в бесконечно большую величину, что осознается человеком как переживание полноты бытия, связанного с самоосуществлением». В соответствии с этим психологические пути обретения счастья понимаются авторами как способы регулирования человеком своей «мотивации к миру». Согласно классификации Александра Кроника и Рашада Ахмерова, существуют четыре таких способа, и авторы подробно рассматривают каждый из них, соотнося с имеющимися психологическими и философскими взглядами на личность человека.
На этом базируется представление о жизненном пути человека, состоящем из субъективно окрашенных событий. «Экспресс-диагностика картины жизни» открывает возможности диагностической и психотерапевтической работы с психологическим возрастом человека. Читатели найдут подробные инструкции по проведению диагностической беседы, основам построения «графиков жизни» и анализу полученных результатов.
«Метод индивидуальной каузометрии», позволяющий выстроить и проанализировать индивидуальную картину жизни, рассматривается как в «ручном», так и в компьютерном вариантах. Для изучения и коррекции взаимоотношений (и личных, и производственных) предлагается метод совместной каузометрии.
Коррекционные возможности каузометрии расширяет «биографический тренинг», целью которого является формирование у человека особого «чувства пути», помогающего ему ориентироваться в изменяющейся жизни.
Несмотря на некоторую сложность материала книга, написанная с большой любовью к читателям, несомненно будет интересна и полезна психологам и психотерапевтам, а также всем заинтересованным в своем личностном развитии.

Ольга РЕШЕТНИКОВА