Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2004


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

 

Из справки департамента образования г. Москвы

О СОСТОЯНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Сеть образовательных учреждений г. Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из 42 сиротских учреждений (в которых на 1.09.2003 г. воспитывается 3201 ребенок в возрасте от 3 до 18 лет) и пяти интернатных учреждений с сиротскими группами на 94 человека. В 22 учреждениях находятся дети с сохранным интеллектом, в 20 — с нарушением умственного и физического развития. Таким образом, контингент воспитанников специальных (коррекционных) учреждений составляет 46,5% от общего числа всех детей-сирот.
Среди воспитанников детских домов и школ-интернатов круглыми сиротами являются лишь 16% (538 чел.). Остальные дети — социальные сироты.
Основная масса детей-сирот — это дети, обучающиеся на средней (47,4%) и начальной (21%) ступенях образования.
Анализ состояния здоровья воспитанников показывает, что 64% из них страдают различными хроническими формами соматических заболеваний. Более трети детей имеют расстройства и заболевания, связанные с нарушением ЦНС, в том числе психические заболевания различной степени тяжести, социально-опасные болезни. При этом тяжелые формы заболеваний наблюдаются у 13% воспитанников (413 чел.).
Особенностью комплектования детских домов и школ-интернатов является то, что многие из поступающих туда детей долгое время находились в асоциальной среде и не обладают соответствующим их возрасту уровнем образования. Половина таких детей поступает в учреждения в подростковом возрасте.
Часть воспитанников не могла обучаться в школе в силу своих психофизических особенностей. Четверть детей (826 чел.) имеют речевые нарушения различного уровня, из них более половины дошкольники и обучающиеся в начальной школе. Среди воспитанников, страдающих речевой дисфункцией, 99 чел. (12%) с тяжелыми формами нарушения речи. У многих воспитанников даже с интеллектом «норма» картина нарушений при общем недоразвитии речи сопровождается недостаточной сформированностью высших психических функций. Для их диагностики и коррекции требуются специалисты, умеющие использовать нейропсихологические методы.
Проведение психолого-педагогических мониторингов показывает, что большинство детей, поступающих в детские дома, отличаются девиантными формами поведения, дефектами личностного развития, психопатоподобными нарушениями, склонностью к бродяжничеству, клептомании, неумением адаптироваться в подростковой среде. Все это ведет к социальной дезадаптации воспитанников, нарушению социальной коммуникативности, что наиболее ярко проявляется в период их школьного обучения. Как результат — социальная депривация детей.

 

ОПЫТ МОСКВЫ
ГЛАЗАМИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Констатирующая часть справки, составленной Московским городским департаментом образования, красноречиво характеризует медико-психологическое состояние детей, находящихся в детских домах и интернатах города. Прочитав ее, понимаешь, что перед работающими там психологами (впрочем, как и остальными специалистами) стоят гигантские задачи по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению этой категории детей.
Об организации этой работы в столице я попросила рассказать Ларису Константиновну СЕЛЯВИНУ — заместителя руководителя Департамента образования по социальной защите детства

В Москве более десяти лет назад сложилась система сопровождения детей-сирот, находящихся в детских домах и школах-интернатах. Верхушкой этой пирамиды является Московский городской департамент образования и находящиеся в его подчинении окружные департаменты.
Основным звеном этой работы выступают психолого-медико-педагогические центры, которых сейчас в системе образования столицы 35. По решению коллегии «О работе окружных управлений образования по развитию учреждений интернатного типа» от 06.01.2000 г. для оказания целенаправленной психолого-медико-социальной помощи детям-сиротам за каждым ППСМ-центром закреплены конкретные учреждения.
Педагоги-психологи и социальные педагоги есть и в самих детских учреждениях (всего в 26 из них работают 39 человек). Как правило, в большинстве учреждений работает только один психолог. Так что говорить о наличии там полноценной психологической службы преждевременно. Поэтому работа по психолого-медико-социальному сопровождению детей реально может проводиться только совместно со специалистами ППМС-центров.
Можно сказать, что ППМС-центры играют роль ресурсных центров, поскольку в них сосредоточены не только высококвалифицированные специалисты, но и материально-технические средства для диагностики, коррекции и реабилитации детей-сирот, консультативной и методической помощи специалистам органов опеки и попечительства муниципальных образований.
Отличительная особенность ППМС-центров состоит в возможности максимальной индивидуализации и комплексном характере оказываемой детям помощи.

Приходя в детский дом или школу-интернат, социальный педагог и педагог-психолог ППМС-центра выявляют группы детей, которым необходима специализированная помощь. Такие дети проходят углубленную диагностику и получают консультацию профильных специалистов, ведь в центрах, как правило, работают психологи самой различной специализации.
Коррекционная работа с воспитанниками детских домов также ведется индивидуально. При необходимости ребенок посещает центр от 2 до 6 раз в неделю. Помимо занятий с психологом, дефектологом, логопедом, кроме необходимых медицинских процедур, воспитанники посещают специальные занятия по музыке, физкультуре, ритмике, игровой терапии, изобразительной деятельности.
Дети с тяжелыми формами социальной дезадаптации и отклонениями в развитии на определенном этапе начинают заниматься в группах и студиях по интересам вместе с обычными детьми (по специальным программам), что способствует их интеграции в нормальное детское сообщество. Многие ППМС-центры практикуют клубную форму работы с воспитанниками учреждений для детей-сирот старшего возраста. Эти клубы посещают и дети из полных семей массовых школ. Это облегчает постинтернатную адаптацию и интеграцию ребенка, лишенного родителей, в социум.
Одно из важных направлений — работа по преодолению школьной неуспеваемости детей, которая включает как диагностический, так и коррекционный этапы.
Особым направлением является деятельность специалистов ППМС-центров по методической поддержке педагогов-психологов детских домов и интернатов по их индивидуальным запросам. Это не только участие в работе педагогических советов, но и проведение семинаров-практикумов и тренингов для сотрудников образовательных учреждений по различной тематике: общение с трудными подростками, психологические особенности воспитанников специальных (коррекционных) учреждений и другие острые вопросы.
Мы гордимся тем, что ППМС-центры начинают активно взаимодействовать с научно-исследовательскими институтами и вузами (ПИ РАО, МГППУ, МГПУ) и координируют свою деятельность по повышению квалификации и переподготовке психологов, педагогов и воспитателей с окружными научно-методическими центрами и институтами повышения квалификации.
Хотя система психолого-медико-социального сопровождения в Москве уже дает реальные результаты, существует ряд объективных причин, которые снижают эффективность комплексной работы по реабилитации воспитанников, профилактике их дезадаптации и психолого-медико-педагогическому сопровождению.
Связано это прежде всего с тем, что существующее количество штатных единиц педагогов-психологов и социальных работников явно недостаточно — в целом по городу на одного педагога-психолога приходится от 50 до 100 детей-сирот.
Проведенное недавно анкетирование педагогов-психологов выявило целый ряд проблем в их работе: при такой нагрузке практически не остается времени на индивидуальную работу с педагогами детских домов и школ, в которых обучаются воспитанники. Часто взаимодействие с педагогическим коллективом сводится к проведению отдельных семинаров и выступлениям на педсоветах.
По мнению психологов, существующий арсенал диагностических методик, коррекционных и развивающих программ нуждается в корректировке с учетом специфики сиротских учреждений. Эта проблема становится особенно острой еще и потому, что около половины психологов в этих учреждениях имеют незначительный стаж работы, а каждый пятый из них — молодой специалист. Неутешительны и другие статистические данные — четвертая часть педагогов-психологов работает в детских домах и школах-интернатах по совместительству.
Пришло время пересмотра существующих норм и стандартов. Прежде всего, необходимо пойти на увеличение количества психологов и социальных педагогов в детских домах и школах-интернатах и обеспечить им необходимую социальную поддержку.
Не во всех округах складывается полноценное сотрудничество с ППМС-центрами, поскольку многие из этих центров не обладают нужными специалистами для работы со столь сложной категорией детей. По данным Департамента образования, третья часть психологов детских домов и интернатов практически не получает поддержки от окружных ППМС-центров, а большая их часть считает, что помощь со стороны психологов центров оказывается не систематически.
Как и во всем психологическом сообществе, здесь существуют проблемы с научно-методическим обеспечением. Существует острая потребность в разработке научно обоснованной комплексной программы взаимодействия ППМС-центров и сиротских учреждений по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению детей-сирот, где должны быть предусмотрены меры по повышению уровня компетентности педагогических коллективов, включая практико-ориентированные формы повышения их квалификации и супервизию.

Материал подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА

Департамент образования г. Москвы
Тел.: (095) 366-11-05