ЗАГАДКА РУССКОГО СЧАСТЬЯ
Отрицание России
во имя человечества
есть ограбление человечества.
Н.И. Бердяев
|
Голландский психолог
Рут Винховен —
главный специалист
по счастью
|
В начале апреля
британская газета «Гардиан» опубликовала
любопытный материал, который немедленно был
перепечатан многими изданиями по всему миру — но
не в России! Последнее кажется странным — ведь
нам, россиянам, эта статья и была непосредственно
посвящена. Впрочем, из одного ее названия
становится понятно, что у нас она вряд ли кого
порадовала бы.
В заголовок статьи автор вынес рефрен из некогда
популярной песенки — «Не беспокойся, будь
счастлив» (Don’t worry, be happy), снабдив его
уточнением: «Но если ты русский, едва ли у тебя
это получится». В статье анализируются данные
психологических исследований, согласно которым
ощущение радости жизни, похоже, напрочь
отсутствует в российской ментальности.
Сам автор статьи к такому выводу относится
скептически. Вообще скепсис — его амплуа. Статья
написана Марком Абрахамсом, главным редактором
«Журнала невероятных исследований» и
учредителем пародийной Игнобелевской премии,
ежегодно присуждаемой за самые бестолковые и
бессмысленные открытия. Рассуждения западных
психологов о «счастье по-русски» он откровенно
осмеивает, считая их не отвечающими ни критериям
научности, ни элементарному здравому смыслу.
Отвлекаясь от иронии записного скептика,
попробуем разобраться, насколько западным
исследователям удалось проникнуть в нашу натуру.
В частности, справедливо ли их суждение о нашей
эмоциональной обделенности? Ведь если мы в самом
деле такой несчастный народ, то не тщетны ли все
усилия российских психологов, пытающихся помочь
соотечественникам обрести душевное
благополучие?
ЗАМОРСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
В советской традиции всякое уязвляющее нас
суждение принято было объявлять вымыслом
недоброжелателей. В данном случае речь
приходится вести не о вымысле, а об объективных
результатах опросов, проводившихся в нашей
стране с середины 80-х до конца 90-х годов. Абрахамс
на это замечает: насколько справедливо при
анализе такого изменчивого показателя
оперировать данными как минимум пятилетней
давности, причем без сравнения их с более
ранними, а также современными?
На самом деле все объясняется просто. В прежние
времена никакие такие данные и получить было
невозможно — официально было принято считать,
что чувства «глубокого удовлетворения и
законной гордости» постоянно присущи всему
советскому народу и каждому его представителю.
Попытка уточнить это в эмпирическом
исследовании была просто немыслима.
В 80–90-е гг. в силу возникшего на Западе интереса к
пробудившемуся от спячки русскому медведю было
предпринято несколько срезов общественных
настроений. Удовлетворившись результатами,
заморские исследователи разъехались по домам —
публиковать «сенсационные» отчеты. В дальнейшем
почти никаких исследований в этой области в
нашей стране не проводилось — как иронично
заметил автор одной отечественной публикации,
«очевидно, по причине отсутствия в достаточном
масштабе предмета исследования».
На Западе же интерес к проблемам душевного
благополучия продолжает шириться. В последние
годы исследования этих проблем фактически
превратились в самостоятельную научную отрасль,
что, в частности, вылилось в основание в 2000 г.
междисциплинарного «Журнала исследований
счастья» под редакцией голландского профессора
Рута Винховена. Господину Винховену и
принадлежит идея ранжирования государств и
народов по степени испытываемого ими счастья.
В издаваемом им журнале можно найти целую
таблицу, верхние строчки в которой занимают
Норвегия и Исландия (правда, интересно?), а Россия
стоит... нет, на самом деле не последней, а третьей
с конца, лишь ненамного опережая Украину и
Болгарию.
Я ВАМ НЕ СКАЖУ
ЗА ВСЮ ИСЛАНДИЮ...
Вообще-то, справедливости ради соответствующую
статью следовало бы посвятить болгарскому
менталитету, но западного читателя российский
пример впечатляет сильнее — Болгарию там не
каждый и на карте-то найдет (рассказывают «на
полном серьезе», что президент Буш недавно
попросил показать ему на глобусе Афганистан), а 1/6
часть суши, к тому же утыканную ядерными
ракетами, даже сослепу трудно не заметить.
Признаюсь, у меня этот рейтинг вызвал сильное
недоумение. Конечно, о родной стране трудно
судить непредвзято. Но возьмем тех же болгар,
которые в упомянутом рейтинге предстают еще
более унылым и депрессивным народом, чем мы. Так
уж сложилось, что в Болгарии я бывал много раз,
объездил эту страну вдоль и поперек и со многими
болгарами познакомился и подружился.
Да, среди них доводилось встречать людей
разочарованных, отчаявшихся, озлобленных. Но
такие примеры можно найти повсюду, и объясняются
они, как правило, какими-то драматичными
обстоятельствами той или иной личной судьбы. В
целом же болгары производят на меня впечатление
людей оптимистичных, жизнерадостных, стойких к
невзгодам и уверенных в себе, причем, по моему
субъективному мнению, они в этих отношениях даже
нас, русских, несколько превосходят.
Ничего не скажу про Исландию — я там не бывал.
Зато англичан (одна из верхних позиций в
рейтинге!) довелось встречать немало. Осмелюсь
усомниться в их преимуществе перед нами,
славянами. Да, англичанин не станет вам плакаться
в жилетку о своих проблемах и тревогах. Там это
просто не принято и считается дурным тоном. Для
излияния души есть священники и психоаналитики.
Так англичане к ним и валят толпами со своей
душевной болью! Ибо душа у многих еще как болит, о
чем случайно удается узнать при более близком,
доверительном знакомстве.
ОСОБЕННОСТИ
СЛАВЯНСКОГО
МЕНТАЛИТЕТА
|
Обложка «Журнала
исследований счастья»
|
Разумеется, все это лишь плод личных
впечатлений, весьма субъективных. А серьезный
журнал оперирует данными научных исследований.
Но в том-то все и дело, что эти исследования — и
Абрахамс тут совершенно прав — сильно уязвимы
для критики. По большому счету, счастье —
категория все-таки не научная. Да и изучается на
самом деле не оно, а некое состояние
«субъективного благополучия» (subjective well-being),
то есть удовлетворенности человека своей жизнью,
своим положением в мире. Еще точнее —
соответствующие опросники призваны измерить
удовлетворенность человека тем, что он имеет:
своим общественным положением, достатком,
образованием, состоянием здоровья, семейным
положением и т.д.
По большому счету — и никаким открытием это не
является — особенностью нашего славянского
менталитета является некоторая настороженность,
недоверие к переменчивой судьбе («От тюрьмы да от
сумы не зарекайся!»), из-за чего в оценке своего
благополучия нам свойственно «прибедняться».
В отличие от американцев или западноевропейцев
на вопрос «Как дела?» мы в лучшем случае отвечаем:
«Нормально», а чаще — «Да так себе, потихоньку,
помаленьку...» Срабатывает и опасение выделиться,
раздразнить окружающих.
В день трагедии в «Трансваале» телефон
радиостанции «Эхо Москвы» раскалился от
злорадных звонков: «Так им и надо! И нечего их
жалеть — тех, у кого нашлись деньги на билет в
аквапарк!» Вот, пожалуй, та печальная особенность
национального менталитета, которую в самом деле
надо изучать. И преодолевать, избавляться от нее
всеми силами!
А насчет того, что русский человек недоволен
своим положением, так это вполне объясняется той
поистине стрессовой ситуацией, в которой мы все
неожиданно оказались. Прежде мы потихоньку
ворчали на скудную стабильность и отсутствие
выбора, нынче во весь голос стонем от изобильной
нестабильности и необходимости мучительного
выбора.
Кстати, небезынтересно, что в рейтинге Винховена
не фигурируют страны, традиционно причисляемые к
«слаборазвитым». А ведь рядом независимых
исследований показано, что показатель
субъективного благополучия в них очень высок. Но
он начинает неуклонно снижаться по мере
приобщения страны и народа к западным стандартам
потребления. Вот ведь феномен, достойный самого
пристального изучения!
Но только если в нем непредвзято разобраться,
сенсации для западного журнала никак не
получится. По крайней мере, не за что будет
упрекнуть славян. А то, что не удается их
осчастливить батончиком «Марса», — так разве это
их недостаток?
Сергей СТЕПАНОВ
|