Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2004


КНИГА В ГАЗЕТЕ

Галина СЕМЕНОВА,
педагог-психолог школы № 1106,
г. Москва

РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
МОТИВОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Продолжение. См.10/2004

Напоминаем, что цель этой программы — формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, создание для ребенка возможностей расширить представления о мире профессий, испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации.

ТЕМА 4.
ПРОФЕССИЯ — БИОЛОГ

ЗАНЯТИЕ № 7

Разминка «Слуховая память»

Ведущий. Постарайтесь запомнить следующие слова: слон, муравей, пантера, воробей, окунь, стрекоза, попугай, корова, пчела, щука, ворона, лиса, акула, соловей, мышь.

Рис. 1

Рис. 1

Как ты считаешь,
чьи это ушки и хвосты?

Ответьте на следующие вопросы:
1. Сколько всего было слов?
2. Во сколько групп можно объединить эти слова?
3. Назовите каждую группу и те слова, которые вошли в каждую группу.
Ведущий. Какие способности вы тренировали во время разминки? Эти способности имеют отношение к следующей теме нашего занятия.

Дискуссия

Ведущий. Сегодня вы испытаете себя, познакомившись с еще одной очень интересной профессией, которая называется «биолог». Попробуйте сначала описать ее самостоятельно.
Устные ответы учащихся ведущий обобщает в виде краткого описания.
Биолог занимается изучением живой природы — огромного многообразия вымерших и ныне населяющих Землю живых существ. Изучает их строение, происхождение, что они делают, где жили или живут, чем питаются. Его внимание сосредоточено на животном и растительном мире.

Рис. 2

Рис. 2
Найди два одинаковых дубовых
и кленовых листочка

Какие учебные предметы необходимо знать будущему биологу? Зачем ему нужны математика, русский и иностранный язык, история, география?
Какими способностями должен обладать биолог?
(Сначала дают ответы учащиеся).
Для биолога очень важно быть наблюдательным. Ему необходимо обращать внимание на мельчайшие детали и изменения, которые происходят в природе. Он должен очень хорошо разбираться, в первую очередь, во всем внешнем многообразии живых существ, населяющих Землю.

Рис. 3

Рис. 3
Какая бабочка на какой цветок
прилетит?

Работа с подсобным материалом
и в тетрадях

Учащимся даются 5 заданий в виде рисунков для проверки зрительного восприятия, умения находить сходства и отличия. На выполнение заданий отводится строго ограниченное время.

Ведущий. Биолог также должен уметь внимательно слушать и запоминать услышанное. Во время разминки вы пытались запомнить известные слова. Если слов немного, то сделать это просто. Гораздо сложнее запомнить бессмысленный на первый взгляд набор звуков. Биологу приходится этим заниматься, когда он изучает голоса живых существ. Способность, заключающуюся в умении внимательно слушать, запоминать и различать голоса птиц и зверей, можно проверить с помощью аудиозаписи.
Сначала надо дать прослушать выбранные голоса на аудиокассете. Необходимо назвать каждый голос, обратив внимание на особенности их звучания. Затем запись голосов, но уже в другом порядке, учащиеся прослушивают повторно, пытаясь определить и зафиксировать в тетрадях новую последовательность голосов птиц и зверей.

Обсуждение

Ведущий. Голоса каких птиц и зверей вам были знакомы? Где вы их слышали? О чем могут «разговаривать» звери и птицы?

Игра «Чайнворд»

Класс разбивается на три команды. Представитель первой команды называет какое-либо животное (растение). Другая команда должна назвать животное (растение) на последнюю букву. Далее аналогично действует следующая команда. Если никто из команды не смог вспомнить название животного (растения), то ход передается другой команде. За каждое названное животное (растение) начисляется очко. (Пример: носорог, гепард, дикобраз, зебра...)

Обсуждение результатов
Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

Рис. 4

Рис. 4
Сосчитай количество яблок

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии биолога из других источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).

ЗАНЯТИЕ № 8

Разминка «Скорость реакции»

Ведущий. Биолог может оказываться в таких ситуациях, когда ему приходится быстро принимать важные решения. Он должен обладать хорошей реакцией. Эту способность можно проверить с помощью блицопроса, во время которого необходимо давать быстрые ответы на вопросы.

Рис. 5

Рис. 5
Сравни картинки между собой.
Найди отличия

Каждый учащийся получает по одному вопросу.
1. Когда цветет ландыш? (Весной.)
2. Кто ухает в лесу ночью? (Филин.)
3. Не огонь, а жжется. Что это? (Крапива.)
4. Сколько орехов в пустом стакане? (Ноль.)
5. Ворон летит, собака на хвосте сидит. Может ли это быть? (Да.)
6. Сколько ног, хвостов и рогов вместе у одной коровы? (7)
7. Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (Страусы не летают.)
8. Тюрьма для птиц. (Клетка.)
9. Пара лошадей пробежала 20 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (20 км)
10. Растение, похожее на ежа. (Кактус.)
11. Цветок, лысеющий на ветру (Одуванчик.)
12. Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет (Комар.)
13. И дорожная разметка, и название животного (Зебра.)
14. Какая птица яиц не несет, а из них выводится? (Петух.)
15. Рыба с усами. (Сом.)

Дискуссия

Предоставить учащимся возможность рассказать, что нового они узнали о профессии биолога.
Какие разновидности этой профессии они знают?
Чем занимаются люди этих профессий?

Работа с подсобным материалом

Для биолога очень важно умение длительное время сосредотачиваться на одном объекте, не отвлекаясь на другие, подмечать незначительные изменения в окружающей обстановке и анализировать увиденное. Задание — в том, чтобы на рисунке, состоящем из перепутанных линий, найти все живые существа. Затем дать устное их описание путем ответа на следующие вопросы
(рис. 6).

Рис. 6

Рис. 6

1. Как зовут животное?
2. Как оно выглядит?
3. Где живет и чем питается?
Ответ каждого учащегося дополняется ответами других.

Работа в тетрадях

Ведущий. Наличие творческого мышления, богатого воображения также необходимо в работе биолога, особенно в его селекционно-исследовательской деятельности. Представьте себе, что вы биолог-селекционер, которому необходимо вывести растение, удовлетворяющее пяти признакам. Оно должно быть красивым, вкусным, полезным, неприхотливым и обладать свойствами самозащиты.
Новое растение должно быть результатом «скрещивания» пяти известных растений, каждое из которых обладало бы одним из указанных свойств. Для удобства в селекционной работе вам потребуется «логический квадрат», где необходимо указать, части каких растений вы будете использовать для скрещивания. Причем важно брать именно ту часть растения (корень, стебель или ствол, листья, цветок, плод), которая непосредственно обладает требуемым свойством. Результат селекции необходимо зарисовать в тетради и описать полученное новое растение, то есть дать ему название, рассказать, где оно сможет расти, как долго будет расти, каких достигнет размеров, когда зацветет и когда появятся плоды.

Желающие могут представить свои проекты для коллективного обсуждения.

C Корень Стебель
(Ствол)
Листья Цветы Плоды
Красивое
Растение 1
C C C C C
Вкусное
Растение 2
C C C C C
Полезное
Растение 3
C C C C C
Неприхотливое
Растение 4
C C C C C
Самозащита
Растение 5
C C C C C

Игра «Угадай задуманное слово»

Ученикам предлагается угадать задуманное слово, имеющее отношение к растениям или животным, задавая уточняющие вопросы, на которые можно получить только ответы «да» или «нет». Предварительно для развития навыков выделения наиболее значимых признаков с учениками в доступной для них форме обсуждаются основы классификации понятий. Для облегчения восприятия на доске может быть наглядно представлено «дерево понятий» (рис. 7).

Рис. 7

Рис. 7

Разбив класс на команды, можно устроить соревнование по количеству заданных вопросов, потребовавшихся для отгадывания слова.

Обсуждение результатов

Какими способностями должен обладать биолог?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

ТЕМА 5.
ПРОФЕССИЯ — ВОДИТЕЛЬ

ЗАНЯТИЕ № 9

Разминка «Внимание»

Задание 1. На картинке вперемешку нарисовано несколько машин. Необходимо определить их количество (рис. 8).

Рис. 8

Рис. 8

Задание 2. На рисунке требуется найти тень изображенной машины (рис. 9).

Рис. 9

Рис. 9

На оба задания дается строго ограниченное время.

Дискуссия

Ведущий. Профессия, с которой вы сегодня соприкоснетесь, всем очень хорошо знакома, так как вы встречаетесь с ней практически ежедневно. Эта профессия называется водитель. Попробуйте сначала описать ее самостоятельно.
Устные ответы учащихся ведущий обобщает в виде краткого описания.
Эта профессия связана с перевозкой грузов и пассажиров, что предусматривает умение управлять автомобилем и обслуживать его (заправлять горючим, смазывать детали, мыть, находить и устранять неисправности.)
Какие учебные предметы необходимо знать будущему водителю? Зачем ему нужны математика, русский и иностранный язык, история, география?
Какими способностями должен обладать водитель?

(Сначала ответы дают учащиеся.)
Очень важно для водителя, находящегося на дороге, быть предельно внимательным. Эту способность в очередной раз вы проверили у себя во время разминки.

Работа с подсобным материалом

Ведущий. Почему водитель быстро находит пункт назначения, то есть место, куда следует приехать? (Умеет ориентироваться по карте, имеет хорошую зрительную память). С помощью следующего задания вы проверите у себя эти способности.
Водитель должен доставить товар в один из домов. Он запомнил схему маршрута, но забыл номер дома. Несмотря на это, товар был доставлен точно по указанному адресу. Попробуйте и вы, запомнив маршрут, определить, к какому дому нужно подъехать.

Рис. 10

Рис. 10
Схема маршрута

Схема маршрута показывается на 30 сек и убирается, учащийся по памяти ищет дорогу к нужному дому. Найдя его, объявляет номер дома (рис. 10).

Игра «Виды транспорта»

Ведущий. Водитель должен уметь быстро реагировать в непредвиденных ситуациях, быстро соображать. Эту способность можно проверить с помощью игры.
Один из вас, бросая кому-нибудь мячик, должен сказать, например: «Воздушный транспорт» (варианты — наземный, морской). Тот, кто мяч ловит, называет транспортное средство, относящееся к воздушному (наземному, морскому) виду транспорта, и дает задание следующему ученику. Тот, кто не сможет дать ответ, перебрасывает мяч и свой вопрос другому, а сам выходит из игры.

В конце игры подсчитывается количество оставшихся игроков, которые отмечаются как обладатели хорошей реакции.

Дискуссия и работа в тетрадях

Ведущий. Как совершенствовались транспортные средства? На чем ездили люди раньше? На чем ездят сейчас? На чем будут ездить в будущем?
Попробуйте нарисовать транспорт будущего. Опишите его. Как он будет передвигаться? Понадобится ли ему горючее, если — да, то какое? Какую скорость он сможет развить? На какие расстояния на нем можно будет передвигаться?

Желающие могут представить свой проект для коллективного обсуждения.

Обсуждение результатов

Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии водителя из других источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).

ЗАНЯТИЕ № 10h3>

Разминка «Глазомер»

Задание 1. Водитель должен был привести в магазин коробки для товара, но по дороге они у него рассыпались. Необходимо все коробки закрыть своими крышками (рис. 11).

Рис. 11

Рис. 11

Задание 2. На рисунке изображены автобусы. Какой автобус самый большой? Надо отметить его единицей, далее отметить остальные в порядке убывания размеров (рис. 12).

Рис. 12

Рис. 12

Ведущий. Какую способность вы тренировали во время разминки? Почему водитель должен иметь хороший глазомер?
(Необходимо уметь соотносить габариты своей и чужих машин, ширину проезжей части, расстояние до ближайшей машины, до поворота, до препятствия и т.д.)

Дискуссия

Предоставить возможность учащимся поделиться тем, что нового они узнали о профессии водителя. Чьи родители работают водителями или умеют водить машину? Кого из вас обучали элементам вождения? Что должен знать грамотный водитель? Какие правила и указатели дорожного движения вы знаете?

Работа с подсобным материалом

Что будет, если пешеходы и водители перестанут соблюдать правила дорожного движения? (Устное обсуждение).
Ведущий. Рассмотрите картинку и найдите нарушения правил. Объясните, почему вы считаете, что такое поведение детей опасно для жизни (рис. 13)?

Рис. 13

Рис. 13

Игра «Зеркала»

Ведущий. Когда водитель сидит за рулем, то многие движения он выполняет автоматически, то есть его руки сами «знают», что нужно делать в данный момент. Это называется моторной памятью. За свою жизнь вы уже накопили определенный опыт автоматических действий: когда пользуетесь ложкой или вилкой во время еды, когда длительное время работаете с какими-либо инструментами, когда играете в знакомые подвижные игры.
Проверить, как быстро вы запоминаете то или иное движение, можно с помощью игры.

Выбирается один водящий и показывает одно за другим движения, все остальные, как в зеркале, должны их повторить. Затем водящий предлагает самостоятельно повторить эти движения в той же последовательности и следит за правильностью исполнения, заставляя ошибающихся выбывать из игры.

Работа с подсобным материалом

Ведущий. Водитель должен уметь анализировать ситуации, в которые он попадает, чтобы найти верное решение. Попробуйте помочь водителю Филу, который оказался в затруднительном положении. Совсем недавно он купил новый автомобиль, оснащенный самой современной компьютерной системой рулевого управления. Но, увы, компьютер начал вдруг барахлить. Автомобиль перестал поворачивать налево. Теперь Фил может ехать только вперед и делать правый поворот. Фил тотчас же позвонил в автомастерскую. Карл, ее хозяин, объяснил Филу, что компьютер его машины неисправен. Он испортился в тот момент, когда Фил проезжал мимо электростанции (на рис. обозначена молнией). Теперь автомобиль может поворачивать только направо. Но если Фил снова проедет мимо электростанции, компьютер опять подвергнется действию электроимпульса и способность поворачивать налево восстановится. Правда, машина перестанет поворачивать направо. И так — после каждого проезда мимо электростанции автомобиль переключается с режима одного поворота на режим другого. «Приезжайте в нашу мастерскую, — сказал Карл, — мы починим компьютер».

Фил взял карту города и стал вычислять маршрут, по которому он сможет доехать до мастерской. Помогите ему в этом деле, помня, что сначала машина может поворачивать только направо, а при проезде квартала, обозначенного молнией, режим поворота каждый раз меняется (рис. 14).

Рис. 14

Рис. 14

Обсуждение результатов

Какими способностями должен обладать водитель?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

ТЕМА 6.
ПРОФЕССИЯ — ПИСАТЕЛЬ

ЗАНЯТИЕ № 11

Разминка «Внимание»

Учащимся предлагается посмотреть вокруг и найти все предметы, находящиеся в классе, которые начинаются на букву «п» (или найти все круглые, коричневые, все твердые и т.п. предметы).
Задание ограничено по времени.

Дискуссия

Ведущий. Профессия, о которой сегодня будет идти речь, всем знакома с раннего детства, и связана она с книгами. Сначала вам их читали родители, а потом вы стали это делать самостоятельно. Эта профессия называется писатель. Расскажите, что вы знаете об этой профессии.
Устные ответы учащихся, ведущий обобщает их в виде краткого описания.
Писатель создает словесные картины внешней и внутренней жизни человека, словесные образы. Он обогащает наше представление о мире, в котором мы живем. Благодаря ему мы можем безгранично много узнать и о нашем прошлом, и о нашем настоящем и даже заглянуть в будущее.
Какие учебные предметы необходимо знать будущему писателю? Зачем ему нужны математика, русский и иностранный язык, история, география, природоведение?
Какими способностями должен обладать писатель?

(Сначала ответы дают учащиеся.)
Многие события, которые писатель описывает в своих произведениях, он берет из жизни благодаря внимательному наблюдению за ней. В его поле зрения попадает масса окружающих его деталей, которые для остальных людей могут остаться незамеченными.
Свою способность быть наблюдательными вы проверяли во время разминки.

Работа с подсобным материалом и в тетрадях

Ведущий. Что было бы, если бы писатель не научился грамотно писать? (Обсуждение.)
Если бы это случилось с Виктором Драгунским, то его рассказ «Тайное становится явным» выглядел бы как следующий отрывок.
«А я астался с кашей наедене. Я пашлепал ее лошкой. Потом посалил. Папробавал — ну нивозможно есть! Тогда я падумал, что, можит быть, сахару ни хвотает? Пасыпал писку, папробавал... Ищё хужи стало. Я нелюблю кашу, яже говарю».
Перепишите этот отрывок к себе в тетрадь, исправив все имеющиеся в нем ошибки. Затем поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте друг друга.

Игра «Словесная баталия»

Ведущий. Как вы думаете, интересно ли беседовать с человеком, который в разговоре употребляет не более 10 слов? А если он знает 20, 50, 100 слов? А сколько вообще слов в русском языке? Словари, описывающие значение каждого слова, могут насчитывать несколько десятков тысяч слов. Количество слов, которое использует человек в своем общении, называется словарным запасом. Посмотрите в окно и попытайтесь описать то, что вы видите. Подчеркните в своем тексте слова, которые вы использовали несколько раз. Чем меньше вы насчитаете этих слов, тем богаче ваш словарный запас.Как вы думаете, какой словарный запас должен быть у писателя? Для того чтобы он мог интересно и полно излагать свои мысли, в его багаже должно быть не менее 2000 слов. А теперь попробуем еще раз проверить ваш словарный запас.
1. Напишите как можно больше слов, начинающихся на «ге...» (оканчивающихся на «...ква»).
2. Напишите слова (как можно длиннее) на каждую букву слова «СПУТНИК».
3. Составьте несколько предложений, где каждое слово начинается на одну из четырех букв «З, И, К, Ч».

Для выполнения каждого задания класс можно разбить на команды. Очки начисляются или по количеству написанных слов, или по суммарному количеству букв в словах.

Работа в тетрадях

Ведущий. Вы, наверное, слышали о том, что русский язык очень богат. Что означает это выражение? Одним из доказательств богатства русского языка является наличие синонимов, то есть слов, похожих по смыслу, но разных по написанию. Например, попробуйте найти синонимы к слову «КРАСИВЫЙ». (Прекрасный, великолепный, восхитительный, роскошный и т.д.). В работе писателя очень важно умение употреблять синонимы, любую фразу можно сказать другими словами, сохраняя смысл. Попробуйте и вы написать следующие предложения по-другому, не повторив ни одного слова и не меняя смысла.
— Муха села на варенье.
— На столе стоит стакан.
— Бьют часы двенадцать раз.
— Воробей влетел в окно.
— Стояла очень жаркая погода.
По окончании выполнения задания учащиеся зачитывают свои варианты.

Обсуждение результатов

Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии писателя из других источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).

ЗАНЯТИЕ № 12

Разминка «Зрительная память»

Используется репродукция картины в жанре бытовой живописи. Зачитываются название и имя автора полотна. В зависимости от детализации изображения на картине учащимся предоставляется соответствующее количество времени для ее детального рассмотрения. Затем картина убирается, а учащиеся должны ответить на ряд вопросов по ее содержанию.
1. Какое время года изображено? Что на это указывает?
2. Какое время суток? По каким признакам это становится понятно?
3. Какой пейзаж изображен на картине?
4. Есть ли на картине изображения людей? Сколько их? Кто они? Как одеты? Что они делают?
5. Есть ли на картине изображения животных? Какие они? Сколько их?
6. Как называется картина? Кто ее автор?
Ведущий. Какую способность вы проверяли во время разминки? Зачем нужна писателю хорошая зрительная память? (Писатель, рассказывая о каких-либо жизненных событиях, должен наиболее подробно и достоверно их описать. Для этого ему необходимо наилучшим образом все запомнить.)

Дискуссия

Предоставить учащимся возможность поделиться мыслями: что нового они узнали о профессии писателя.
Ведущий. Каких известных писателей вы знаете? Есть ли среди них те, чьи книги вы читаете с наибольшим интересом? Что вам нравится в этих книгах? Есть ли разница между книгой и фильмом, поставленным по ней? Что интереснее и почему?

Работа в тетрадях

Ведущий. Часто про хорошего писателя говорят, что он красноречив. Что означает это слово? (Высокий уровень развития речи.) Что нужно, чтобы обладать красноречием?
1. Богатый словарный запас. То, что вы проверяли у себя на предыдущем занятии.
2. Умение грамотно строить предложения. В каждом предложении обычно слова располагаются в определенном порядке. Если этот порядок изменится, предложение может потерять смысл. Попробуйте в следующих предложениях найти первоначальный смысл, переставив слова местами, причем нельзя использовать дополнительные слова и оставлять «лишние» слова, но можно менять окончания.

— Дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировать, и, отвертка.
— Кошки, сидеть, фильм, на, мягкий, и, бабушка, про, смотреть, диван, сиамский.
— Сон, слон, девочка, с, хобот, присниться, про, зеленый, розовый, большой.
3. Умение кратко и понятно излагать свои мысли. Находить простые и доступные объяснения. Это вы проверите с помощью следующей игры.

Игра «Инопланетяне»

Ведущий выступает в роли инопланетянина. Он ходит по классу, показывает на какой-то предмет (книжка, стул, очки, портфель и т.п.) и просит объяснить, что это такое. Объяснения по каждому предмету продолжаются до тех пор, пока не найдена понятная и краткая формулировка.

Работа в тетрадях

Ведущий. Любой писатель должен обладать богатым воображением. Даже описывая реальные события, он имеет право на художественный вымысел. Чтобы заинтересовать читателя, писатель может включить в свое произведение то, чего в действительности никогда не было. В каких произведениях писатели рассказывают, в основном, о нереальных событиях? (Фантастика, сказки.) Попробуйте и вы немного пофантазировать, придумать новые сказки. Можете выбрать любую из предложенных тем.
1. Старая сказка с новым концом. («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят».)
2. Сказки-объяснения про овощи с огорода. (Почему помидор красный? Почему арбуз полосатый? Откуда у капусты столько листьев?)
3. Грибные сказки, у которых уже есть начало:
— «Жила-была семья оранжевых Лисичек, но однажды случилось несчастье: заболела самая младшая из сестер, она не спала, не ела и зеленела день ото дня...»;
— «Родилась у грибного царя Подберезовика I дочь, и устроил он по этому поводу пир, пригласил на него всех грибных жителей, но не стал приглашать злую колдунью Поганку Белую...»;
— «Посватался как-то красавец Груздь к молодой Волнушке, рыжей хохотушке, что жила на соседней поляне...».
4. Веселая история про...
— ворону, которая любила кататься на велосипеде;
— собаку, которая жила в холодильнике;
— майского жука, который очень боялся высоты.
5. Любая собственная тема.
Предоставить желающим возможность зачитать свою сказку для коллективного обсуждения.

Обсуждение результатов

Какими способностями должен обладать писатель?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

ТЕМА 7.
ПРОФЕССИЯ — ПРОДАВЕЦ

ЗАНЯТИЕ № 13

Разминка «Внимание»

Необходимо отыскать и пересчитать все овощи, которые продавались в овощном магазине. Время выполнения ограничено (рис. 15).

Рис. 15

Рис. 15

Дискуссия

Ведущий. Профессия, о которой сегодня будет идти речь, вам хорошо знакома, вы с ней постоянно встречаетесь, когда делаете покупки. Эта профессия называется продавец. Попробуйте сначала описать ее самостоятельно.
Устные ответы учащихся ведущий обобщает в виде краткого описания. Продавец – это профессия, связанная с продажей товаров населению, оказанием помощи покупателю в выборе товаров и предоставлением услуг, связанных с подробным описанием интересующего товара.
Какие учебные предметы необходимо знать будущему продавцу? Зачем ему нужны математика, русский и иностранный язык, история, география, природоведение?
Какими способностями должен обладать продавец?
(Сначала ответ дают учащиеся.)
Способность, которую вы проверяли у себя во время разминки, имеет отношение к профессии продавца. Как называется эта способность?
Почему продавец должен быть внимательным?
(Так как продавец имеет дело с товаром и деньгами, ему необходимо внимательно следить за количеством того и другого. Например, количество проданного товара должно соответствовать полученной сумме денег за него).

Работа с подсобным материалом и в тетрадях

Ведущий. Так как продавец имеет дело с количеством товара или денег, то какая способность для него является очень важной?
(Математическая способность: он должен уметь хорошо считать.) Попробуйте с помощью следующих заданий проверить свои вычислительные способности.
1. Расставьте математические знаки между цифрами так, чтобы равенство было верным:

2 ... 4 ... 6 = 1 2 ... 4 ... 6 = 2
2 ... 4 ... 6 = 4 2 ... 4 ... 6 = 14
2 ... 4 ... 6 = 20 2 ... 4 ... 6 = 48

2. Вставьте в примерах пропущенные числа (рис. 16).

Рис. 16

Рис.16

3. Допишите ряды чисел:

1, 3, 5, ... ...
3, 13, 23, ... ...
908, 807, 706, ... ...
10, 14, ... 22
... 37, 48, 59
2, 4, ... 256
1000 ... 250 125

Продавцу ежедневно за прилавком приходится решать десятки задач, причем порой это необходимо сделать очень быстро, когда, например, покупатель набирает несколько разных продуктов. Для проверки этой способности попытайтесь решить устно следующие задачи. Постарайтесь внимательно выслушать их содержание: каждая из них будет зачитана всего лишь один раз.
1. Мальчик пошел в магазин и купил 100 граммов перца, 2 литра сока, 1 килограмм масла, 600 граммов конфет. Сколько муки должен купить мальчик, чтобы общий вес продуктов равнялся пяти килограммам?
2. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?
3. Бублик разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?
4. Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят тринадцать судаков?
5. Сережа купил книгу за 5 рублей 50 копеек. Сколько стоит переплет, если книга дороже его на 5 рублей?
6. Из книги выпало несколько страниц. Первая страница имеет номер 89, а номер последней состоит из тех же цифр, но записанных в другом порядке. Сколько страниц выпало из книги?
Ведущий. Последние две задачи имеют отношение к книжному магазину. Представьте, что вы в нем работаете. Каждый продавец должен хорошо знать товар, который он продает. Он должен помнить все его характеристики. Какая в данном случае способность для него важна? (Хорошая память). Работая в книжном магазине, вы, естественно, обязаны знать и все названия книг, которые там продаются. Попробуйте по первым словам вспомнить хорошо известные вам литературные произведения:
«Красная ...», «Серая ...», «Маленький ...», «Алые ...», «Аленький ...», «Спящая ...», «Гадкий ...», «Двенадцать ...», «Таинственный ...», «Снежная ...», «Золотой ...», «Серебряное ...».

Игра

Ведущий. Любой продавец должен не только обладать вычислительными навыками, но и уметь логически мыслить, в частности знать, к какому классу товаров относится продукция, которую он продает.
Ведущий объявляет себя молодым продавцом, который устроился работать в магазин, но забыл, как называется магазин и отдел, в котором он работает. Он просит ребят помочь ему, задавая уточняющие вопросы, на которые он будет отвечать «да» или «нет». Вопросы касаются продаваемых в отделе товаров и строятся по принципу от общего — к частному.

Обсуждение результатов
Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии продавца из других источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).

ЗАНЯТИЕ № 14

Разминка «Слуховая память и умение классифицировать»

Ведущий. Постарайтесь запомнить все товары, которые завезли в универмаг:
Столы, платья, карандаши, пилы, молотки, пальто, диваны, тетради, кровати, шкафы, гвозди, линейки, ручки, брюки, стулья.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Сколько всего наименований товаров завезли в магазин?
2. В какие отделы магазина распределили эти товары?
3. Перечислите товары, которые попали в каждый отдел магазина.
Какую способность вы проверяли во время разминки? Для чего эта способность нужна продавцу?

Дискуссия

Предоставить учащимся возможность поделиться тем, что нового они узнали о профессии продавца.

Ведущий. Чьи родители занимаются продажей какого-нибудь товара? Наблюдали ли вы за их работой? Кому из вас родители доверяют самостоятельно ходить в магазин?

Работа с подсобным материалом и в тетрадях

Ведущий. Как вы думаете, почему продавец, когда его просят завесить какой-либо продукт, например колбасу, отрезает кусок, который по весу очень близок к тому, что попросил покупатель? (Он обладает хорошим глазомером). Попробуйте проверить свой глазомер. Представьте, что вы работаете в отделе игрушек и вас попросили расставить солдатиков и матрешек по росту — от большой игрушки к маленькой. Необходимо определить, какая игрушка должна стоять первой, какая — второй и т.д. Поставьте под фигурками номера по порядку (рис. 17).

Рис. 17

Рис. 17

О важности математических способностей мы с вами говорили на прошлом занятии, поэтому я предлагаю еще раз проверить их путем решения серии задач (рис. 18).
Ведущий. Общаясь с покупателями, продавец должен уметь выслушать их, чтобы получить ясное представление о том, что они хотят приобрести. Порой покупатель не может выразить свое желание должным образом. В этом случае продавцу приходится применять логическое мышление, чтобы догадаться, что требуется его клиенту.
Представьте, что к вам в магазин зашел рассеянный покупатель, который, желая купить массу продуктов, забыл, как они все называются. Поэтому он дает их описание, а вы должны быстро, не задумываясь, записать, что он хочет приобрести.

Зеленый, продолговатый, сочный —
Сладкое, сливочное, холодное —
Белое, парное, коровье —
Круглое, душистое, антоновское —
Красный, сочный, круглый —
Зеленый, хрустящий, малосольный —
Вкусный, алый, сочный —
Атлантическая, жирная, малосоленая —
Мелкая, черная, зернистая —

Игра «Специализированный магазин»

Ведущий. Бывают такие магазины, в которых можно купить все что угодно. Они называются супермаркеты. А есть магазины специализированные. В них продается или какой-то один товар: мебель, обувь, книги, или они рассчитаны на какую-то одну категорию покупателей: охотников, бизнесменов, родителей грудных детей.
Класс делится на команды, которые становятся владельцами специализированных магазинов. Название магазина каждая команда держит в секрете от других команд. Им необходимо придумать, какие товары будут продаваться в их магазине. Затем каждая команда, описывая свой ассортимент товаров, предоставляет другим командам возможность отгадать, для кого предназначен их специализированный магазин.
У магазинов могут быть следующие названия:
— «Все для двоечников»;
— «Все для прогульщиков»;
— «Все для нерях»;
— «Все для драчунов»;
— «Все для плакс».

Обсуждение результатов

Какими способностями должен обладать продавец?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

Рис. 18

ЗАДАЧА 1

На столе: арбуз (7 кг), два ананаса по 800 г, 2 груши по 300 г,
3 гири по 2 кг.
Расположите все перечисленное так, чтобы весы были уравновешены.

Рис. 18

ЗАДАЧА 2

На столе: гири весом 3, 5 и 8 кг. Как с помощью гирь отмерить
16 кг? 11 кг? 10 кг? 6 кг?

ЗАДАЧА 3

На весах: 2 яблока по 250 г, 2 ананаса. Известно, что один ананас меньше другого на 200 г. Чему равна масса каждого ананаса?

Рис. 18

ЗАДАЧА 4

На столе: пакет с картошкой (5 кг), пакет с баклажанами (3кг), пакет с луком (2 кг), пакет с морковью (1 кг), пакет с виноградом (4 кг), З гири по 500 г, 3 яблока (по 200 г), 1 лимон (100 г). Расположите все перечисленное так, чтобы весы были уравновешены.

Рис. 18

ТЕМА 8.
ПРОФЕССИЯ — АКТЕР

ЗАНЯТИЕ № 15

Разминка «Зрительная память»

Ведущий. Прочитайте следующий текст три раза, стараясь запомнить все детали.
День, о котором идет речь, был ничем не примечателен. Семеро ребят, живущих в одном подъезде, занимались каждый своим делом:
Сергей весь день гонял голубей;
Рита пошла в школу;
Иван разнимал дерущихся собак;
Настя пыталась доесть трехлитровую банку варенья;
Дима болел воспалением хитрости;
Коля доказывал маме, что он отличник, а не двоечник;
Валя играла на нервах старшего брата.
Закройте текст и исправьте ошибки в каждом из следующих утверждений:
1. Сергей с утра гонял голубей.
2. Валя играла на пианино.
3. Иван разнимал дерущихся кошек.
4. Рита пошла в магазин.
5. Дима ел варенье.
6. Коля доказывал папе, что он отличник.
7. Настя болела гриппом.

Дискуссия

Ведущий. Сегодня речь пойдет о наиболее популярной в наше время профессии. Ее представителей мы видим в кино, театрах, на телевидении, слышим их голоса по радио и читаем о них в журналах. Эта профессия называется актер. Попробуйте сначала описать ее самостоятельно.
Устные ответы учащихся ведущий обобщает в виде краткого описания.
Актер играет роли, или, другими словами, создает образы персонажей литературных произведений на сцене или съемочной площадке.
Какие учебные предметы необходимо знать будущему актеру? Зачем ему нужны математика, русский и иностранный язык, история, география, природоведение?
Какими способностями должен обладать актер?
(Сначала дают ответы учащиеся).
Какую способность вы проверяли во время разминки? Почему актер должен обладать хорошей зрительной памятью? (Перед тем как выступить в какой-нибудь роли, актеру необходимо выучить ее текст.)

Работа с подсобным материалом

Ведущий. В театральных институтах есть одно смешное на первый взгляд упражнение для студентов. Они проговаривают скороговорки. Артисты театра и кино, дикторы на ТВ должны иметь безупречную дикцию. И эти упражнения призваны помочь овладеть техникой речи. Иногда их называют «Зарядкой для языка». Попробуйте потренировать свой язык.
Перед учащимися лежат карточки, на каждой из которых написаны скороговорки. Учащиеся по очереди наугад берут карточку и пытаются вслух очень быстро несколько раз произнести скороговорку. Если получается, кладут ее направо от себя, если нет — налево от себя, и берут следующую карточку. По окончании задания каждый учащийся подсчитывает карточки, находящиеся справа от него. Отмечается тот учащийся, у кого оказался самый «подвижный» язык.

Варианты скороговорок:

Пароль — «орел».
Осип охрип, Архип осип.
Жутко жуку жить на суку.
Везет Санька Соньку на санках.
Наш Полкан попал в капкан.
Шишкой Сашка шапку сшиб.
Маляр Шурик мешал сурик.
Ткет ткач ткани на платке Тане.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
Корабль лавировал — лавировал,
         да не вылавировал.
Всех скороговорок не перескороговоришь —
        не перевыскороговоришь.

Игра «Эстафета»

Ведущий. Если у актера развита не только зрительная, но и слуховая память, он значительно облегчает себе процесс запоминания, так как часть текста он сможет запомнить уже при первой общей читке пьесы автором или режиссером. Слуховую память можно проверить с помощью следующей игры.
Класс разбивается на команды. Вместо эстафетной палочки участники передают друг другу по памяти четверостишие. Ведущий первому участнику дает прочитать первую карточку с четверостишием. Участник запоминает и передает содержание карточки следующему участнику. Тот передает следующему. Последний участник в команде вслух демонстрирует командную память.

Варианты четверостиший:

Огорченная сорока
Возвращается с урока. Весь урок болтала с сойкой И домой вернулась с двойкой.
Юла возле Юльки
Крутится, поет,
Юле и Юре
Спать не дает.
В огороде Фекла
Ахала и охала:
Уродилась свекла
Не на грядке, около.

Игра «Догадайся, кто пришел»

Ведущий. Разумеется, актер должен обладать артистическими способностями, то есть умением «вживаться» в любые роли. Правдоподобно изображать своих персонажей актеру помогает умение подмечать нюансы поведения людей в жизни. Другими словами, актер должен быть очень наблюдательным. Проверить эту способность можно с помощью следующей игры.
Каждый учащийся вытягивает карточку. Некоторые карточки пустые, на других написаны слова. Например: врач, учитель, президент, журналист, дворник, спортсмен-штангист, футболист и т.д. Исполняющие роли должны вести себя так, чтобы другие догадались, кто они такие (что написано на их карточках). В конце игры — обсуждение, что можно добавить к показанному «артистом» образу, чтобы он получился более правдоподобным.

Обсуждение результатов

Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии актера из других источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).

ЗАНЯТИЕ № 16

Разминка «Внимание»

Ведущий. Нас окружает множество разных звуков (голоса людей, животных, звучание музыкальных инструментов, шумы природы и работающей техники). Актер должен уметь различать многие звуковые оттенки, так как некоторым голосам и звукам ему иногда приходится подражать. Следующее задание позволит проверить умение определять на слух различные звуки.
Используется магнитофонная запись звуков природы, уличных и домашних шумов.

Дискуссия

Предоставить возможность учащимся поделиться тем, что нового они узнали о профессии актера, и ответить на предлагаемые вопросы.
Какие бывают актеры? Каких актеров вы знаете? Кто из актеров вам нравится и почему? Обязательно ли хороший актер должен обладать красивой внешностью?

Игра «Интонации»

Ведущий. Актеру приходится произносить фразы с огромным количеством оттенков. Смысл и содержание фразы может зависеть от интонации, с которой она произнесена. Попробуйте сказать простую фразу с разной интонацией.
Учащиеся получают карточки, на каждой из которых написана фраза и то, как ее нужно произнести: печально, удивленно, устало и т.д. Слушатели должны определить эмоциональную окраску произнесенной фразы.

Игра «Озвучка»

Ведущий. Актерам, особенно снимающимся в кино, часто приходится попадать в непредвиденные ситуации. Поэтому для них обладание быстрой реакцией помогает выйти из затруднительного положения. Умение быстро реагировать необходимо также в такой актерской деятельности, как озвучивание фильмов, когда актеры в микрофон говорят слова своего героя, и эти слова должны слиться с беззвучным изображением на экране. В следующей игре вы попробуете себя в этой роли.
Берется известный текст с диалогами или пишутся собственные диалоги на любую тему. Выбираются учащиеся — «актеры», которые будут исполнять беззвучные роли, и учащиеся, которым придется озвучивать их голоса, причем девочки могут озвучивать мальчиков и наоборот. В конце игры учащиеся — зрители определяют, кому должен достаться приз за лучшее озвучивание роли.
Практически все профессии предполагают наличие творческих способностей. Но есть ряд профессий, которые мы целиком определяем как творческие. К ним относится и актерская профессия. Богатая фантазия и воображение помогают актеру развивать свои артистические способности.

Игра «Прием в театральное училище»

Ведущий превращается в профессора-экзаменатора, а все учащиеся — в абитуриентов театрального училища. Желающим продемонстрировать свои артистические способности раздаются билеты, на которых написаны задания, касающиеся того, что нужно изобразить. Например:
— «оживить» какую-либо игрушку;
— изобразить: сцену падения, вы изнемогаете от жажды в пустыне, вы поскользнулись на арбузной корке, увидели чудовище, вас ударило электрическим током и т.п.;
— изобразить предмет или явление (стол, книга, стиральная машина, дождь, снег, молния);
— показать эмоцию с помощью рук или ног (злость, радость, испуг, грусть, неприязнь)
Приз выдается за артистичность, находчивость и грацию.

Обсуждение результатов

Какими способностями должен обладать актер?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?

Окончание следует