Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2004
Хорошим психологом обычно называют опытного и проницательного человека, который тонко разбирается в людях, понимает мотивы их настроений и поступков и в силу этого умеет хорошо ладить с людьми, а когда надо — и помочь им советом в решении жизненных проблем. Для этого, кстати, не обязательно заканчивать факультет психологии. Многие приобретают эти ценные способности в силу особого склада характера, помноженного на природную наблюдательность и жизненный опыт. Правда, такие житейские психологи не застрахованы от ошибок, наивных иллюзий, широко распространенных в обыденном сознании. К тому же им приходится интуитивно, нередко — ценой болезненных ошибок, открывать те закономерности и феномены, которые давно не являются секретом для специалистов.
Профессиональные психологи обладают тем преимуществом, что человеческое поведение они изучают целенаправленно, с помощью специально организованных научных экспериментов. При этом, правда, далеко не все они являются хорошими психологами в житейском смысле этого слова и постоянно совершают нелепые ошибки в своих собственных будничных делах, в отношениях с близкими. Да и те эксперименты, которые тщательно планируют и организуют психологи-профессионалы, иной раз лишь подтверждают то, о чем интуитивно мы все догадываемся.
Настоящим знатоком человеческих душ удается стать лишь тому, кто умеет совместить преимущества обоих подходов — научного и житейского. Для этого, разумеется, необходима определенная психологическая эрудиция, ну и, конечно, умение видеть психологическую подоплеку в явлениях, которые окружают нас повседневно.
Полвека назад был поставлен несложный психологический эксперимент. Маленьких детей оставили в комнате, в которой находилось несколько непритязательных игрушек (куклы с отломанными конечностями, неполный набор кубиков, недоукомплектованная железная дорога). Не обращая внимания на несовершенство игрового материала, дети с энтузиазмом принимались им манипулировать и мирно проводили за этим занятием долгое время.
Потом условия изменили. В комнате оставили открытой дверь, которая, однако, была забрана крупной решеткой. А сквозь решетку ребенку открывалось великолепное зрелище — целая россыпь роскошных игрушек. И что же дети? Они моментально утратили интерес к тем игрушкам, которые были им доступны, и принялись любоваться недоступными. Потом насупились, погрустнели. Возвращаться к прежней игре уже не хотелось. Появились слезы, вспыхнули ссоры...
Не правда ли — очень похоже на то, что сегодня происходит со многими из нас? Отчего мы так раздражены и подавлены? Многие ответят: оттого, что живем плохо, бедно. Но так ли уж плохо? Не уподобляемся ли мы тем малышам, которые, завидев за неодолимой преградой яркий соблазн, впадают в уныние? Только не надо думать, будто сама жизнь ставит над нами жестокий эксперимент. Прелесть жизни в том и состоит, что в ней к любой решетке есть ключик. Не каждый его находит. Но тот, кто в оцепенении застыл перед преградой, рискует не найти никогда.
Сергей СТЕПАНОВ