Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2004


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

СЕТЬ, В КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ

Психологи системы образования долгое время были единственными «не медицинскими» специалистами, занимавшимися помощью детям. Но в последние несколько лет стала активно развиваться и служба помощи семье и детям в рамках учреждений социальной защиты. Стали открываться отделения и специализированные центры помощи семье и детям, приюты и центры социальной реабилитации, главная задача которых — социальная и психологическая помощь так называемым социально незащищенным семьям: многодетным, неполным, с детьми-инвалидами, опекунским, малоимущим. Помимо этого на работниках этих центров и отделений лежит забота по профилактике безнадзорности. Вообще, социальная работа — это очень непростой труд. Она требует особых методов.
Одним из таких методов, активно внедряемых в последние несколько лет в практику работы учреждений социальной защиты, является работа с сетью социальных контактов.

ЖИВАЯ СИСТЕМА

В нашу страну эта разновидность системной семейной психотерапии, которую иногда называют «Сетевая терапия» (Network Therapy), пришла из Швеции. Произошло это благодаря шведской правительственной организации Sida, занимающейся поддержкой социальных проектов в развивающихся странах (ничего не поделаешь, мы теперь относимся к этой категории!), и Социальной школе Стокгольмского университета.
Несмотря на кажущуюся разницу в наших культурах, сетевая терапия стала хорошо работать в российских условиях, хотя она и требует значительных человеческих и временных затрат. Ориентирована сетевая терапия на помощь семье с детьми, оказавшейся в ситуации кризиса, и опирается на принципы системного подхода и закономерности групповой динамики. Проблема ребенка рассматривается сквозь призму его социальных контактов.
Именно социальная среда во многом определяет направление развития и систему нравственных ориентиров личности. Американский психолог (родом из Ленинграда) Юрий Бронфенбреннер предложил социально-экологическую модель развития личности, которая позволяет увидеть, как социальная среда влияет на ребенка. Опираясь на принципы системного подхода, он представил ребенка как живую систему, находящуюся во взаимодействии с целым рядом других систем.
На микроуровне на ребенка влияют системы родителей, соседей, отношений в школе, родственников со стороны матери, родных отца, внешкольных занятий (кружок, спортивная секция и т.д.). В свою очередь, каждая из этих систем взаимодействует друг с другом и с целым рядом других систем (например, работа отца или семейные проблемы учителя), которые тем самым опосредованно также оказывают влияние на развитие маленького человека (мезоуровень).
На макроуровне на ребенка и все окружающие его системы действуют политическая ситуация, общественные ценности, экономика и так далее. Таким образом, мы видим, что ребенок с момента рождения связан незримыми нитями с окружающим его миром, и по мере взросления эти связи становятся все сложнее, включая в себя все новые и новые уровни отношений.
Если исходить из этого видения процесса развития ребенка, то можно понять, как проблемы, возникающие на любом уровне окружающей действительности, неизбежно проблематизируют и другие уровни, создавая напряженность в системе связей. Если неблагоприятный фактор действует продолжительное время, то это отражается на каждой системе, изменяя ее. Эти изменения приобретают динамическую устойчивость и продолжают сохраняться даже тогда, когда «вредоносный» фактор исчезает.
Таким образом, для того чтобы изменить патологическую ситуацию развития, мы должны не просто устранить неблагоприятные моменты, но и проработать проблемы в смежных системах и на разных уровнях.

ЧТОБЫ НЕ ОТОРВАТЬСЯ ОТ ЗЕМЛИ

Встает вопрос: каким образом, исходя из этой модели, нужно строить помощь проблемной семье? Рассмотрим полную семью с двумя детьми. Например, родители стали выпивать. Они меньше заботятся о детях, у детей возникают или усугубляются проблемы в школе, у родителей — на работе.
Что происходит в непосредственном социальном окружении этой семьи? С одной стороны, семья становится предметом внимания множества социальных институтов, а с другой — все больше лишается поддержки со стороны своего ближайшего окружения: родных, друзей, соседей и т.д. Будучи лишенной поддержки «снизу», семья обречена на безволие и полную зависимость от властей. Хотя социальные институты и стараются пробудить у родителей ответственность за детей и свою жизнь, часто эти попытки оказываются безуспешными именно в силу изолированности и односторонности прилагаемых усилий. Семья словно отрывается от почвы своей повседневной жизни и начинает «парить» в пространстве общественных институтов и государственных организаций, не в силах «приземлиться».
Чтобы вернуть ей силу и способность нести ответственность за происходящее, необходима встреча всех систем: проблемной семьи, ее ближайшего окружения и социальных институтов — на «нейтральной» территории. Встреча, где каждый мог бы высказаться начистоту обо всем, что наболело. Где семья могла бы почувствовать себя по-настоящему значимой и значительной, не отвергаемой, но принимаемой со всеми своими сложностями и противоречиями. Именно тогда люди обретают способность слышать друг друга и принимать взвешенные решения, которые в состоянии исполнить.
Помочь семье преодолеть кризис, как показывает наш опыт, может именно ее ближайшее окружение, те люди, которые находятся рядом, которые связаны между собой кровными и дружескими узами. Нужно только дать им возможность по-настоящему встретиться. И эту роль призвана выполнить Встреча с ближайшим окружением ребенка.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Начинается эта работа с составления карты социальных связей ребенка. На этой карте ребенок отображает всех людей, которые входят в его «сеть»: это родители, родственники, соседи, друзья, знакомые, учителя и т. д. На основании этой карты и составляется список людей, которых ребенок хотел бы пригласить на встречу. Это те люди, от которых в данный момент зависит его жизнь.
Но на встречу приглашаются не обязательно только люди, входящие в сеть. Как показывает опыт, не менее важно, чтобы пришли те чиновники и специалисты, от которых зависит решение различных вопросов, связанных с настоящим и будущим проблемной семьи. Пришли, чтобы говорить на равных. Важно, чтобы соблюдалось численное равновесие между ближайшим окружением ребенка и представителями социальных институтов.
Всем потенциальным участникам рассылаются письменные приглашения, где указывается время, место, продолжительность и тема встречи. Также в приглашении указываются ведущие и могут быть перечислены приглашенные на встречу люди. Обычно планируется, что встреча будет длиться 3 часа, — это время необходимо для того, чтобы участники смогли выработать по-настоящему действенное решение.
Но вот все приготовления окончены, участники собрались и сели в круг, можно начинать работу. Встречу ведет команда — 2–3 человека. Ведущие, как правило, стоят за кругом и могут двигаться по его периметру. Кроме ведущих, за кругом с разных сторон сидят 2–3 человека: так называемая группа рефлексии. Ее задача — периодически озвучивать то, что они видят, выполняя функцию зеркала для участников встречи.

ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЖЕНИЯ

Встреча начинается с представления участников и ритуала — своеобразной разминки, которая «разогревает» участников. Затем ведущие просят всех высказываться в свободном режиме по заявленной проблеме. Далее групповой процесс развивается по законам групповой динамики. Задача ведущих — внимательно следить за этим процессом, стараясь предоставить возможность высказаться всем участникам процесса.
Поначалу присутствующие высказывают множество полярных мнений, не прислушиваясь друг к другу. Они выступают с обвинениями и оправданиями, конфликтуют и вопрошают. Периодически в центр круга выходит группа рефлексии, отражая процесс. Конструктивных идей мало, они не встречают поддержки и развития. Большая часть встречи проходит в разговорах, которые кажутся ненужными и пустыми. Но это не так. Если решения нет, значит, участники к нему еще не готовы.
Постепенно наступает усталость и разочарование, участники чувствуют себя в тупике, они не знают, что делать. Это ключевой момент встречи. Если встреча избежала тупика, вероятность изменений невелика. Как ни странно, но именно в этот момент люди обретают способность слышать друг друга. Вдруг кто-то высказывает предложение, и оно не отвергается. Участники начинают не оспаривать идеи других, а развивать и достраивать их. Наступает прорыв и этап интенсивной работы по выработке решения. Участники испытывают подъем, нарастает чувство сплоченности, появляется надежда.
Это волшебный процесс преображения, который является результатом всей предыдущей работы.
Завершается встреча часто также ритуалом. По окончании встречи участники еще какое-то время не расходятся, продолжают разговаривать, искать пути решения, высказывать поддержку. Это очень теплый и вдохновенный момент. Люди чувствуют, что они не одни в этом мире, что их слова и дела имеют вес и значение. Это важное чувство, которого нам, особенно в большом городе, порой не хватает. Но именно оно позволяет человеку ощутить свою внутреннюю силу и изменить свою жизнь.

НА ОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Важно заметить, что ведущие только организуют процесс, предоставляя членам сети возможность самим искать выхода из проблемной ситуации. Это весьма непросто, поэтому ведущие должны пройти специальную подготовку. Они должны быть командой в полном смысле этого слова, понимать и чувствовать друг друга, четко передавая инициативу во время встречи.
Сетевая работа хороша тем, что она предполагает встречу разных систем и ведомств на одной территории. Но на встрече начинается реальное взаимодействие, которого действительно порой не хватает специалистам помогающих профессий. Нам по-прежнему часто мешают амбиции, разделение на «мы» и «они», хотя это нисколько не облегчает работу.
Помогающие специалисты разных ведомств просто обречены работать в тесном контакте, иначе мы перестанем быть настоящими профессионалами. Нам надо создавать собственную межведомственную Сеть, чтобы обрести возможность помогать эффективно и получать удовлетворение от профессионального общения и хорошо сделанной работы. А на чьей это будет происходить территории — не так уж важно.
В качестве примера работы с сетью социальных контактов я хочу предложить отчет о сетевой встрече, проведенной автором и его коллегами — Светланой Лебедь, Алексеем Андреевым, Константином Мельником и Ольгой Богорац в одном из центров социального обслуживания Москвы.
В данном случае сеть была небольшая, «семейная», и встреча тоже была в большей мере похожа на сеанс семейной психотерапии, но в расширенном кругу.

ПРЕДЫСТОРИЯ ВСТРЕЧИ

В ЦСО обратилась мама с 15-летней дочерью. Их направили из милиции после того, как девочка попала в неприятную историю: сначала она взяла дома крупную сумму денег, а потом большую часть этих денег и мобильный телефон у нее отняли другие девочки, при этом избив (не нанеся тяжких телесных повреждений).
Из беседы с мамой выяснилось, что она уже год как потеряла нормальный контакт с дочерью, девочка может не прийти домой ночевать, грубит, конфликтует со старшей сестрой, плохо учится. В момент встречи девочка закончила 9-й класс и должна была определяться с тем, что делать дальше, а старшая сестра закончила 11-й класс и также была в стадии самоопределения.
Галя (так звали девочку) легко пошла на контакт с психологом. Она заявила, что дома ее не понимают, считают маленькой, с ней не считаются. Ее попросили нарисовать карту социальных связей. На предложение провести встречу с ближайшим окружением девочка сразу и с энтузиазмом согласилась. Тема встречи была ей обозначена так: «Я не хочу, чтобы за меня все решали».
На встречу она захотела пригласить маму, четырех подруг, старшую сестру, папу, бабушку (по маме), крестного (брата мамы). Мама согласилась участвовать во встрече и в качестве поддержки пригласила двух своих подруг. Членами команды были приготовлены письменные приглашения на встречу, которые были переданы всем приглашенным, кроме отца (он живет в другом городе). В результате во встрече не смогли принять участие подруги мамы, папа, бабушка и две подруги дочери.

Состав семьи

Родители в разводе, отец живет в другом городе и в воспитании дочерей не участвует. В одной квартире проживают бабушка, мама, две ее дочери — 15 и 17 лет и племянница 21 года.
Встреча состоялась в помещении центра. Продолжительность встречи — 2 часа 50 минут.

Участники встречи

· Галя, 15 лет
· Мария, мама Гали, 40 лет
· Оля, сестра Гали, 17 лет
· Валя, подруга Гали, 16 лет
· Аня, подруга Гали, 15 лет
· Григорий, крестный Гали и ее дядя (брат мамы), 45 лет

ОПИСАНИЕ ВСТРЕЧИ И АНАЛИЗ ДИНАМИКИ

Галя и ее подруги пришли за сорок минут до начала встречи, мама пришла вовремя, сестра опоздала на 15 минут, а крестный подъехал только через пятьдесят минут после начала (была вероятность, что он совсем не успеет из-за проблем на работе, но он все-таки приехал и был важным участником).
В начале встречи все — участники, ведущие и группа рефлексии — сели в общий круг. По кругу был пущен маленький мягкий мячик, и человек, получивший его, должен был представиться и назвать животное, с которым он себя ассоциирует. После того как мяч вернулся к ведущему, он еще раз назвал свое животное и сказал, с какой целью пришел на эту встречу. После этого ведущий бросил мяч участнику напротив, назвав его животное. Тот сказал о своей цели и бросил мяч дальше и т.д.
Интересно сформулировала свою цель Валя, подруга Гали: «Мне сказали, что мое мнение может быть важным при обсуждении проблем Гали, и поэтому я здесь».
После ритуала ведущий попросил рефлексивную группу выйти за пределы круга, сказал несколько слов о смысле встречи и ее продолжительности, объявил тему «Я не хочу, чтобы за меня все решали» и предложил участникам высказаться.
Начала мама, продолжила старшая сестра, которая поначалу выступала на стороне мамы. Очень быстро наметилась поляризация: с одной стороны — мама и сестра, которые обвиняют Галю в неправильном поведении, а с другой — Галя, которая в одиночестве защищается от них. Подруги поначалу вели себя пассивно. В ответ на просьбу ведущих высказать свое мнение они стали не столько поддерживать Галю, сколько говорить о том, что она в последнее время ведет себя неправильно.
Примерно через 20 минут свободного обсуждения ведущие предложили маме и сестре сесть в центр круга и поделиться друг с другом своими чувствами по отношению к Гале. После этого Галя поделилась с подругой Валей своими чувствами в центре круга. В первый час встречи отчетливо проявился конфликт между сестрами. При этом высказывался только один путь выхода из кризиса — Галя должна измениться.
Рефлексивная группа отметила, что у участников по отношению друг к другу много эмоций, что они не слышат друг друга и что пока непонятно, как можно разрешить сложившиеся противоречия.
Через 50 минут, после обмена чувствами, был объявлен перерыв на 10 минут. Во время перерыва Галя вышла на улицу с Валей и Аней, а мама и сестра были сами по себе. Подъехал крестный. После перерыва ведущие попросили его высказаться. Он сказал, что в этой семье часто выступает в роли арбитра, но тоже не знает, что сейчас делать.
Тогда мы предложили участникам разделиться на три группы по следующему признаку: кто считает, что первый шаг к изменению отношений в семье должна сделать Галя (в эту группу вошли мама, сестра и Аня); кто считает, что первый шаг должен быть сделан мамой и сестрой (Галя, а также Алексей и Светлана из команды ведущих); и кто считает, что необходимы совместные шаги, — Григорий и Валя.
После такого разделения каждой группе было предложено попробовать выработать конкретные предложения по изменению ситуации. Через 15 минут все вернулись в общий круг и представители каждой из команд в центре круга обсудили свои предложения. Григорий предложил снизить уровень эмоций в семейном общении, заботиться друг о друге. Ведущие предложили попробовать не реагировать сразу на эмоционально неприятное высказывание партнера, а предварять свой ответ вопросом: «Ты хотел меня обидеть?»
Галя сказала, что мама должна перестать кричать на нее, сестра — не разговаривать грубо, а мама высказала пожелание, чтобы Галя не грубила и стала определяться со своим будущим, решила, куда будет поступать, и собрала необходимые документы. Хотя на этом этапе встречи, как отметила группа рефлексии, участники уже стали прислушиваться друг к другу, конкретных способов решения, устраивающих всех, пока не появилось.
Далее Галя высказала свою обиду по отношению к маме и крестному («Я тебя никогда не прощу!»). Здесь выяснилось, что они в наказание за кражу денег насильно коротко ее остригли. Старшая сестра на этом этапе стала вести себя менее агрессивно по отношению к Гале. Постепенно обсуждение стало заходить в тупик, наступила фаза депрессии — все вроде всё понимают, а что сделать — непонятно.
В этот момент ведущий предложил Гале построить пространственную модель своей семьи: поставить стул для себя, потом расположить стулья для других членов семьи на том расстоянии и в той позиции от себя, как сейчас сложились отношения (своего рода частичная реконструкция карты социальных связей).
Валю попросили побыть бабушкой, а Аню — двоюродной сестрой. После того как все заняли свои места, Гале было предложено изменить эту расстановку так, как ей хотелось бы. В результате все члены семьи к ней приблизились, но мама осталась на позиции между Галей и сестрой. Мы предложили Гале поменяться местами с мамой и побыть на ее месте. Она сказала, что на этом месте чувствует себя ужасно, и согласилась вывести сестру из-за мамы. Сестра не возражала.
И в этот момент мы предложили маме поговорить с дочерьми. Оказалось, что к старшей сестре тоже есть претензии, а у сестры есть недовольство мамой. Мама недовольна ее бездельем и пассивностью, а сестра — маминым контролем и попытками передать ей часть домашних обязанностей.
Этот разговор стал началом прорыва. Стало понятно, что каждый член семьи должен принять на себя свою ответственность. Сестры и мама разошлись по разным углам, девочки должны были сказать, что они теперь станут делать, но так, чтобы мама поверила: одно обязательство — один шаг (если мама говорила «я это уже слышала, не верю!», шаг не делался). После того как они сошлись, все обязательства были занесены на бумагу.
Была достигнута договоренность о том, что через неделю состоится повторная встреча, чтобы обсудить, какие произошли изменения, и наметить дальнейший путь. Список обязательств был оставлен в центре, членам семьи предложено обращаться за индивидуальными консультациями к специалистам центра.
Следует отметить, что повторная встреча не состоялась, поскольку семья не нашла времени для этого. Но общение с мамой показало кардинальное изменение ситуации в семье, дочери стали активно ей помогать, продолжили обучение: Галя поступила в колледж, а Оля — в институт.

Александр ШАДУРА