Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2004
В одну стародавнюю эпоху в нашей стране в большой моде были разнообразные аббревиатуры. Мода через некоторое время прошла, а новые слова в языке задержались. Некоторые из них до сих пор в добром здравии, как, например, «прораб», который изначально был «производителем работ». Другие жили долго и счастливо, но умерли в один день, как «комсомол» и «колхоз». А прочим недолгая жизнь была, видимо, написана на роду.
К этим последним относится знакомое нам теперь только по замечательной книжке «Республика ШКИД» сокращение «шкраб», то бишь «школьный работник». Словечко быстро приобрело уничижительный оттенок, а затем и вовсе исчезло из употребления. Синоним-обобщение оказался невостребован в советской школе, где фактически единственной профессией был педагог.
За последние десять-пятнадцать лет ситуация изменилась. В той же школе на педагогическом (!) совете рядом с учителями сидят психологи, социальные педагоги, логопеды-дефектологи, медики. И не просто сидят, а являются полноправными участниками, а иной раз даже инициаторами и экспертами профессионального обсуждения школьных проблем.
Да что там школа! Даже сама психологическая служба на глазах переросла собственное название и теперь интегрирует в своей структуре уникальных специалистов, которым в системе образования больше места не нашлось.
Впрочем, наверное, я погорячился и выдал желаемое за действительное. Пожалуй, точнее будет сказать не «интегрирует», а «аккумулирует». По крайней мере, пока. До истинной интеграции дело еще не дошло, во всяком случае — в масштабах страны.
Да, преимущества комплексной работы специалистов разного профиля очевидны. Но и проблемы тоже. Поговорите, например, с любым директором ППМС-центра, и он вам расскажет, каких трудов стоит наладить грамотное взаимодействие этих специалистов под одной крышей, как серьезно организован первичный прием, как передаются и обсуждаются результаты диагностики, как согласуются методы коррекции, как напряженно работают консилиумы.
Еще сложнее ситуация в школе, где все эти трудности возникают на фоне учебного процесса, непростого и стрессообразующего. Здесь во взаимодействие специалистов включается учитель, привыкший рассматривать все происходящее через призму оценок и успеваемости и твердо знающий, кто в школе главный. Не будем показывать пальцами.
Мы не раз писали об этих проблемах. Но вопросы остаются, и, кажется, пришла пора переходить к ответам. Надеюсь, что в этом тематическом номере вы сможете найти хотя бы некоторые из них.
Марк САРТАН