Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2004
 

Этот материал, пришедший в редакцию, что называется, самотеком, вызвал у нас бурную реакцию. И яростные споры.
Мы никогда в жизни (то есть за почти семь лет существования) не печатали ничего, что могло бы обидеть наших читателей. И никакой критики «психологов вообще» себе не позволяли. Кстати, критики «вообще педагогов» – тоже. А тут...
Да кто она вообще такая, эта Александровская? Обычная учительница московской школы? (Ну или почти обычная, поскольку «совсем обычная», наверное, не смогла бы высказаться так хлестко.) И кто дал ей право так обобщать? И можно ли всех психологов одним миром мазать? Нет, не позволим, защитим, отстоим!..
Почему-то кажется, что ваша реакция будет схожей. Но если вы сами расставите в наиболее обобщающих фразах слова типа «зачастую», «иногда», «как правило», «бывает, что», да еще сумеете не принимать «наезды» на свой собственный счет, то вдруг увидите в этом тексте отчаянное желание признания и понимания. И стремление делать вместе общее дело.
Поэтому мы не стали ни отвергать эту статью, ни подвергать ее сколь-нибудь серьезной правке. Отдаем на ваш суд такой, какова она есть. Будьте эмпатичны и конгруэнтны.
И обратите внимание на «слабость» финала. «Случаются», «бывают», «сложилась»... Нет, не случаются, а становятся результатом кропотливой серьезной работы. Пусть педагогам кажется, что это «звезды на небе так счастливо сошлись». Мы-то с вами знаем, сколько сил надо положить, чтоб волшебство стало реальностью.
Так что примем этот крик души к сведению, внесем необходимые поправки и продолжим повседневную работу.

РЕДАКЦИЯ

 


ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ,
ИЛИ
ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЯ НЕ ЛЮБЯТ
ШКОЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ

Учителя, как правило, недолюбливают психологов. Обстоятельство прискорбное, общеизвестное, но редко проговариваемое. Тут ведь речь идет о «выяснении отношений», а это ситуация опасная: легко наговорить друг другу (или друг о друге) гадостей, что, в общем-то, не очень продуктивно с точки зрения перспектив неотменимой совместной работы.
Если бы учителя сами объясняли свои чувства к психологам, их мотивировка выглядела бы примерно так:
1. Психолог бесполезен для учительской работы.
2. При этом он сноб.
3. Сидит в отдельном кабинете и пьет там чай с кем хочет и когда хочет.
4. Близок к начальству и потому не просто бесполезен, но и опасен.
Из вышеперечисленных пунктов ясно, что психолога воспринимают как некую привилегированную фигуру, живущую вне уроков и звонков. У психолога нет четко очерченных функций, которые бы выражались в количественных показателях — в виде процента успеваемости, количества прогулов, травм и т.д. И уже только поэтому он противостоит учителю — этой основополагающей «рабочей единице» школы. Никакие жалобы психологов на загруженность здесь не принимаются в расчет. По сравнению с учителем психолог — белая кость, голубая кровь, школьный аристократ. А учителя — «демос».
Основания для «классовых» эмоций налицо.

ИЗ ХРАМА — НА ПЛОЩАДЬ
Стоит вспомнить и саму историю появления психолога в школе.
Этому предшествовали довольно длительное пребывание психологии исключительно в статусе науки и ее вынужденная, но практически полная изоляция от практики и от общественной жизни. То есть психология была уделом «избранных», и потому наше население не может похвастаться психологической грамотностью.
В этом смысле учителя мало чем отличаются от всех остальных. Если их чему-то в институтах и учили, они это забыли за ненадобностью. Но, скорее всего, психологии их учили плохо, и эта была совсем «не та» психология. Когда психологию выпустили из ее научного храма в массы, народ смешался: психология? Какая такая психология?
Область психического в массовом сознании наших соотечественников опасно путается с областью души. А за душу по традиции несли ответственность священнослужители. (Отношения батюшек и психологов — тема особая.) В результате психолога стали воспринимать как патентованного колдуна-душеведа с набором волшебных палочек и заклинаний.
Когда учителям объявили, что в школе появится психолог, они отнеслись к этой новости с чистосердечной наивностью средневекового обывателя: появится некто, обладающий не вполне понятной (а потому магической) силой, с помощью которой решаются самые разные проблемы. Психолог людей видит насквозь, отличает зерна от плевел, превращает двоечников в отличников, взмахом руки изгоняет бесов из родителей-неврастеников. И где ни пройдет, матерные надписи сами собой тают, и куда ни посмотрит, там жизнь становится лучше и веселее.
Учителя втайне надеялись, что психолог придет к ним, к учителям. Что он будет спасителем, который облегчит им их тяжелую, подчас невыносимую жизнь, в которой надо постоянно решать проблемы с непонятно что требующим начальством, капризными родителями и не желающими учиться детьми.
Ничего хуже в качестве прелюдии для работы психолога нельзя было придумать.
Когда дошло до практики, выяснилось, что ни золотых ключиков, ни магических отмычек у психологов нет. И никаких таких заклинаний они не знают. И мат не стихает, и в туалетах по-прежнему курят, и процент успеваемости не растет. Вместо того чтобы взмахнуть волшебной палочкой и сделать жизнь удобной и приятной, психолог сказал: «Всё-то вы, любезные, не так делаете. Детей не понимаете — вот они вам и хамят. Учить не умеете — вот и двойки. Да еще и рефлексией не владеете. Чтобы дело как-то выправить, вам надо свою жизненную позицию изменить».

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "WebApteka.su". Аптека предлагает Вам такие препараты, как ируксол, сабрил, колхицин, заронтин, аденурик и многие другие. Срочная доставка по России и Украине, доступные цены. Посмотреть каталог товаров, цены и узнать о наличии Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://webapteka.su/.

МОНОПОЛИЯ НА ГУМАНИЗМ
Учителя испытали ужасное разочарование. Возможно, это даже слабо сказано. Как назвать ощущение, когда тебя лишают надежды на лучшую жизнь? Если учесть, что большинство наших школьных учителей — женщины, то испытанное ими чувство можно передать примерно так: «Можно ли простить обманщику (обольстителю, соблазнителю) крушение надежды?» (Пол психолога в данном случае роли не играет.)
В общем, это не сближало. А тут еще, в дополнение к вышесказанному, выяснилось, что психолог пришел вовсе не к учителям, а к детям. Это о них он призван думать, а не об учительских проблемах. При первом удобном случае он занимает позицию ребенка. Что бы тот ни сделал, психолог начинает с фразы: «Войдем в его положение». Да зачем я, учитель, буду входить в его положение, когда мое собственное гораздо хуже? И эту позицию — «защита ребенка всегда и везде» — психолог сделал девизом своей работы в школе.
Учителям было обидно вдвойне. Мало того что психолог не оправдал их надежд. Он покусился на святое — на их любовь к детям. Психолог — вольно или невольно — высказал сомнение по поводу главного идеологического основания их труда.
Да, они порой выходят из себя. Да, они кричат и ставят двойки. Но ведь они любят своих учеников (случаи патологии мы не рассматриваем)! Конечно, они заставляют детей делать всякие неприятные вещи — но ради их же пользы, ради их будущего. И придумали школу и всю эту школьную систему не учителя. Они, может, сами хотели бы всех гладить по головке и в бирюльки играть. Но тогда дети не выучатся! Легко занимать позицию «принимающего-понимающего», если ничего не надо требовать и если завуч не стоит у порога со своей административной контрольной работой.
Учителя делают всю черную работу, а психолог «приватизировал» доброе отношение к детям. Он, видите ли, гуманист!
Про черную работу возразить нечего. И про гуманизм тоже. С появлением психолога в школе изначально связывались идеи ее гуманизации. Потом, правда, ситуация несколько изменилась. Участие психологов в отборочном тестировании детей с эффектом «на вылет» не соответствует изначальному пафосу их предполагаемой роли. Использование психологов в аттестации учителей своей школы, в оценке их профессиональной компетенции, имеющее прямым следствием ту или иную заработную плату педагога, вообще дело глубоко неправильное. Это заставляет учителей подозревать психологов в прямой враждебности. Такая близость к «считающему» педагогов начальству недопустима, потому что исключает какой бы то ни было продуктивный партнерский альянс с учителями, направленный на работу с детьми.

УБЕЖИЩЕ ОДИНОКОГО РЫЦАРЯ
Десять лет существования психолога в школе дались ему невероятно тяжело — главным образом потому, что он ощущал себя одиноким в школьном сообществе. Учителя, конечно, тоже страдают, но их много. И в случае возникновения проблемных ситуаций их корпоративное самосознание гораздо выраженнее, чем соотнесенность психолога со своими «братьями по разуму», работающими в других местах.
Кабинет психолога — свидетельство его привилегированного положения (у кого еще в школе есть свои кабинеты? у директора, завуча и зубного врача) — часто напоминает твердыню крестоносцев в арабских землях. А точнее — убежище одинокого рыцаря.
И это как-то неправильно определяет позицию психолога в отношении школьной жизни. А мистификация фигуры психолога — дело небезобидное, формирующее не только отношение к нему «народных масс», но и трансформирующее его самого.
Казалось бы, психолог — это мастер общения. Ему бы быть инициатором новых форм детской жизни, ему бы как-то детей организовывать. Да и взрослых с ними вкупе. А он боится. Чего? Перестать быть психологом.
И дело не в том, что он и так «зашивается» от навешенных на него обязанностей. (Да еще и от эксплуатации его на заменах. Вот уж что недопустимо. Все равно что скрипкой гвозди забивать.) Просто у отечественного психолога в подкорке сидит принцип «невключенного наблюдения». Кстати, этим можно объяснить, почему директора авторских школ, как и обычные учителя, зачастую не испытывают к психологам симпатий — не к конкретным людям, а именно как к «классу».
Психологи — вот парадокс! — не умеют включаться в живую школьную жизнь. При этом «на уровне теории» они могут демонстрировать презрительное отношение к педагогике. Как сказала одна ученая дама: педагогика — не наука, а поле для реализации психологических идей.

ШАНС НА УСПЕХ
Было бы смешно оспаривать роль психологии в развитии педагогики. Иначе к чему бы мы вели все эти разговоры? Но, кроме психологии, есть и другие желающие «засевать» педагогическое поле. Вот недавно переиздали книгу Сергея Гессена, в которой он доказывает, что педагогика — это прикладная философия.
Не стоит превращать «педагогическое поле» в колонизируемые земли. Практическая педагогика — область, где общими усилиями «взращиваются» дети.
И конечно, бывают, случаются в жизни замечательные отношения между педагогами и психологами. (Как и между мужчинами и женщинами. Там тоже все, по большей части, драматично. Но иногда бывает очень даже хорошо.) Бывают и замечательные, талантливые директора школ, бывают тонкие и умные завучи. И если уж звезды на небе так счастливо сошлись, что в результате сложилась волшебная такая психолого-педагогическая команда, то двоечники вполне могут превратиться в отличников, матерные надписи — раствориться бесследно в воздухе, а родители — мечтать о том, когда же их снова пригласят в школу... Чудесное не отделено от реальности четко очерченной границей.
И каждый из нас имеет шанс, сделав всего один шаг, маленький шажок вперед, оказаться в новой действительности.

Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ