Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2004


РЕПОРТАЖ

ПРОВЕРКА НА ГУМАНИЗМ

С 13 по 15 апреля в Москве прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества». Она была приурочена к 10-летию журнала «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы» (о нем подробно рассказывала на страницах нашего еженедельника главный редактор этого издания С.А. Беличева. См. № 10, 2004 г.)

Организаторами этого мероприятия выступили Консорциум «Социальное здоровье России», Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство образования и науки РФ. Проходило оно при финансовой поддержке программы «Помощь детям-сиротам в России», финансируемой Агентством США по международному развитию (USAID).
Большая подготовительная работа и актуальность рассматриваемых на конференции проблем способствовали тому, что в ней приняли участие около 300 специалистов из Владивостока, Читы, Улан-Удэ, Якутска, Махачкалы, Ставрополя, Саратова, Таганрога, Ростова-на-Дону, Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, других городов и населенных пунктов России (числом более 100) и даже из стран СНГ: Украины, Белоруссии, Казахстана.
Разнообразным был и состав участников. Среди делегатов как практические психологи — из детских домов, социальных приютов, образовательных учреждений, центров социального обслуживания, ППМС-центров, так и представители науки — преподаватели педагогических институтов, факультетов социальной работы и психологии, а также представители федеральных и региональных органов власти, управлений образования, соцзащиты, комитетов по делам молодежи.
Один только состав участников конференции красноречиво говорит о значимости помощи детям, находящимся в тяжелых жизненных условиях. Вспомним, что количество таких детей и отношение к ним во все времена выступало своеобразным индикатором социального и психологического здоровья общества. Ведь появление безнадзорных детей и тесно связанный с этим рост детских и подростковых правонарушений приходились на самые тяжелые, социально и экономически неблагополучные времена: послереволюционные, военные и послевоенные годы.
Сейчас, во времена экономической и социальной нестабильности, появилась новая массовая категория безнадзорных детей — социальные сироты, дети, становящиеся таковыми при живых родителях.

УРОВЕНЬ ОТНОШЕНИЙ
Обращаясь с приветственными словами к участникам конференции, заместитель министра образования и науки Л.С. Гребнев отметил, что гуманность общества определяется отношением к тем, кто по тем или иным причинам нуждается в помощи. Правда, Леонид Сергеевич считает, что наша страна отличается от развитых государств в основном материально-техническим обеспечением жизнедеятельности этой категории населения. У нас нет, к примеру, пандусов для инвалидных колясок. Но по уровню «душевного» отношения мы скоро сможем приблизиться к западным странам. Безусловно, в это очень хочется верить, и это напрямую относится к участникам конференции. Среди них вряд ли можно было найти хотя бы одного равнодушного или душевно черствого человека.
Выступления, прозвучавшие на пленарном заседании, были более чем серьезными и затрагивали различные стороны профилактики социального сиротства.
С обзорным докладом, раскрывающим социально-демографическую ситуацию в России, выступила Г.И. Климантова (доктор политических наук, заместитель начальника информационно-аналитического управления аппарата Совета Федерации), которую ведущая конференции С.А. Беличева назвала «одним из самых компетентных людей в плане социальной политики».
Рассматривая проблемы социального сиротства, она подробно остановилась на проблеме кризиса современной семьи. Именно бедность, безработица (особенно в малых городах и сельской местности) приводят к деградации семейных ценностей, следствием чего и является социальное сиротство. По всей стране растет количество детей, оказывающихся в домах ребенка сразу после рождения. При этом в стране не существует должной социальной и материальной базы для усыновления и опекунства. Можно произносить множество красивых слов, но о какой целенаправленной политике может идти речь, если государственное опекунское пособие на ребенка (1280 рублей) в четыре раза меньше, чем сумма, отведенная на содержание детей в государственных интернатах?
Следующим доктором наук, поднявшимся на трибуну, была С.А. Беличева (президент Консорциума «Социальное здоровье России»). Ее доклад назывался «Психологическое обеспечение охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних». Небольшой экскурс в историю показал слушателям, что еще недавно в России не было социальных институтов, которые оказывали бы детям реальную помощь. Теперь в разных ведомствах существует целая сеть учреждений по социальному и социально-психологическому обслуживанию детей и семей группы риска, среди которых более 1000 социальных приютов и центров реабилитации для детей, находящихся в кризисной ситуации, такое же количество детских домов и школ-интернатов. При этом в учреждениях социального обслуживания, социальных приютах и детских домах работает около 15 тыс. психологов. Более внушительное число этих специалистов (более 80 тыс.) оказывает помощь детям в общеобразовательных учреждениях и ППМС-центрах.
Все это создает реальную основу для реализации охранно-защитной превенции (профилактики) правонарушений, безнадзорности и социального сиротства. Светлана Афанасьевна убеждена, что работа в этом направлении только тогда станет эффективной, когда будет носить межведомственный характер. Несмотря на все возрастающее количество практических психологов и социальных работников, их подготовка в вузах оставляет желать лучшего. И в этом не вина, а скорее беда профессорско-преподавательского состава, поскольку большинство из них далеки от практической работы по оказанию помощи детям, что сказывается и на подготовке студентов.
Система повышения квалификации также не может спасти положение, поскольку обязательного бесплатного переобучения специалистов уже не существует. Поэтому без специальных программ по финансированию системы повышения квалификации ситуация вряд ли изменится к лучшему.

ОПРЕДЕЛИТЬ ФУНКЦИОНАЛ
О возможностях негосударственных организаций (несомненно больших, чем у коллег из государственных учреждений) рассказала М.О. Дубровская (содиректор американской программы «Помощь детям-сиротам в России»).
Позицию Министерства образования и науки РФ по проблеме профилактики и коррекции школьной дезадаптации озвучил И.М. Каманов (зав. отделом практической психологии и охраны здоровья министерства), который уделил особое внимание деятельности в этом направлении психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов.
Анализируя деятельность этих организаций на протяжении последних десяти лет, Игорь Михайлович отметил, что они прошли путь «от простой постановки диагноза к определению образовательного маршрута ребенка». Правда, по мнению докладчика, консилиумы и комиссии сильно отличаются друг от друга по целям своей деятельности, что мешает созданию единой системы ПМПК в стране. Одна из задач министерства — унифицировать эту деятельность, четко определив функционал.
Эмоциональным и запоминающимся был доклад Е.Н. Волковой (доктора психологических наук, директора Нижегородского ресурсного центра). Выступая «в двух лицах»: как представитель государственной и общественной организаций, она всесторонне осветила проблемы психологической реабилитации и поддержки жертв семейного насилия.
Елена Николаевна вынуждена констатировать, что в нашей стране нет даже «целостного закона, запрещающего насилие». Кроме того, данные о жестоком обращении с детьми весьма противоречивы, что затрудняет исследование этого явления. Чтобы противостоять насилию, одной только реабилитационной работы явно недостаточно. Необходимы и профилактические меры, поскольку жертвы насилия часто сами становятся источником этого же насилия. Эта серьезная проблема требует комплексного решения, в первую очередь на правовом и законодательном уровнях.

ПОИСК СЕМЬИ
Выступление доктора психологических наук, заведующей кафедрой Московского государственного открытого университета Т.И. Шульги «Психологическая поддержка и реабилитация воспитанников детских домов, школ-интернатов, социальных приютов» можно считать дискуссионным, поскольку она отстаивала мнение о том, что реабилитация детей возможна только в условиях семьи. Более того, Татьяна Ивановна считает, что дети, которые прожили более двух лет на улице, реабилитации не поддаются, поэтому главная цель органов социальной защиты — поиск для них замещающей семьи. В действительности существует множество реабилитационных центров и приютов, педагогический коллектив которых блестяще справляется с этой, казалось бы, непосильной задачей.
Оппонентом выступила Г.В. Семья (кандидат психологических наук, проректор университета РАО). Она доказала, что не все безнадзорные дети могут «уйти в семью», поскольку семья является достаточно жесткой структурой и ребенку в ней может быть гораздо хуже, чем в малой группе. И для того чтобы усыновить ребенка или взять над ним опекунство, требуется большая подготовительная работа как с самим малышом, так и с будущими родителями.
Содержательным и новаторским было выступление Т.Т. Щелиной (кандидата педагогических наук, декана психологического факультета Арзамасского государственного педагогического института). Она блестяще проанализировала педагогические, психологические и медицинские проблемы, которые возникают у безнадзорных ребят, показав, что работающие с ними специалисты часто недооценивают те личностные нарушения, которые формируются у этой категории детей.
Глубокое уважение к работникам детских учреждений возникло после выступлений их представителей: Е.Е. Андроновой (главный специалист Министерства социальной защиты Республики Татарстан), Г.И. Камаевой (кандидат педагогических наук, заместитель директора Санкт-Петербургского социально-реабилитационного центра «Воспитательный Дом»), С.В. Зуевой (кандидата педагогических наук, директора ярославского научно-методического центра).
Обсуждение конкретных вопросов было продолжено на секционных заседаниях. Неравнодушие участников конференции к судьбам безнадзорных детей нашло свое выражение в конкретных предложениях, направленных на создание продуманной системы профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества.
Большинство из этих предложений отражены в резолюции конференции, которая была разослана в федеральные и местные органы власти и ряд министерств.

Ольга РЕШЕТНИКОВА