Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2004


КОЛЛЕГИ

ЖИЗНЬ В УДОВОЛЬСТВИЕ

С трибуны конференции (см. с. 6–7 настоящего номера) часто звучали мысли о том, что нормальные условия для воспитания ребенка могут быть созданы только в семье.
С этим утверждением позволила себе не согласиться Г.И. КАМАЕВА, кандидат педагогических наук, заместитель директора Санкт-Петербургского социально-реабилитационного центра «Воспитательный Дом». Анализируя опыт работы своего коллектива по медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации безнадзорных детей, Галина Игнатьевна блестяще доказала, что это не так. Основными принципами своей работы она согласилась поделиться с читателями «Школьного психолога»



Сейчас, в отличие от других кризисных этапов жизни нашей страны, практически нет беспризорных детей, но есть более страшная категория — дети безнадзорные. Все больше случаев, когда дети, прожив какое-то время в семье опекунов или родителей (которые не справляются с их воспитанием), уходят на улицы, совершают различные правонарушения.
Сформировалась целая социальная прослойка безнадзорных детей, которые не воспринимают бродяжничество как бедствие. И чтобы вернуть их в семью, необходимо кардинально менять их отношение к жизни. Одной из оптимальных форм возвращения таких детей к нормальной жизни являются социально-реабилитационные центры и приюты, где созданы условия, близкие к домашним. Мне приходится много ездить по России, и я вижу, что существует множество детских учреждений, где созданы теплые условия, способные отогреть душу ребенка. Это прекрасно, но, к сожалению, одного этого не достаточно. Если дети, несмотря даже на хорошее отношение к ним, живут большой группой, если они не имеют модели семейных отношений, то их реабилитация не будет полноценной.
Оптимальным видится создание детских центров или приютов семейного типа с системой квартирного проживания. Там дети ощущают себя членами небольшого социума по типу семьи. Кроме того, в детском учреждении должна быть создана развитая и гибкая инфраструктура, способная отреагировать на любые потребности в реабилитации.

ГИБКОСТЬ И КРЕАТИВНОСТЬ
Одним из слагаемых успешной работы с таким сложным контингентом детей является, конечно же, профессионализм сотрудников. Хотя сейчас во многих вузах учат студентов социальной и реабилитационной работе с детьми, но настоящих профессионалов можно подготовить только на месте, когда разные специалисты будут учиться друг у друга.
С этой целью у нас в реабилитационном центре создано отделение методики, технологии и инновации, где мы занимаемся разработкой приемов и методов работы с детьми. Мы моделируем игровые ситуации, в процессе которых возможно решение серьезных педагогических и психологических задач, разрабатываем стратегии реагирования на нестандартное поведение детей.
В этой работе принимают участие все специалисты центра. В тесном контакте работают психологи, педагоги, воспитатели, социальные работники. Наши усилия будут только тогда эффективными, когда во всех подразделениях центра будет создано единое реабилитационное пространство, объединенное общими задачами, решаемыми в едином методическом ключе.
Одной из наших совместных разработок является «реабилитационная матрица». Она представляет собой карту, в которой педагоги, психологи, социальные и медицинские работники фиксируют динамику индивидуального развития ребенка, его положительных и отрицательных качеств, анализируя, что происходит с ребенком в результате попыток решить его проблемы.
Нам кажется, что разработанная нами карта дает возможность наглядно прослеживать результаты реабилитационной работы. Причем не количественные, а качественные. Ведь дети приходят к нам, пережив разнообразные кризисные ситуации. И, несмотря на то что у них много общих проблем, мы должны очень четко понимать, что без индивидуальной работы с каждым воспитанником результата не будет.
Но самое главное, что я хотела бы отметить, это наличие в деятельности реабилитационного учреждения так называемой усиливающей концепции. Из нее следует, что подходы, на которых строится работа, должны быть не застывшими, а постоянно развивающимися, мы должны гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства и возникающие проблемы. Ведь хороший врач, который лечит пациента, постоянно отслеживает течение болезни, ищет новые лекарства. Так же должна быть построена и коррекционная работа.
Поэтому концепция реабилитационного учреждения должна напоминать кубик Рубика: иметь сердцевину, которая позволяет трансформировать модули, находящиеся вокруг нее, поворачивая их в разные стороны. Благодаря такому подходу реабилитационная концепция учреждения будет гибкой и сможет постоянно меняться в соответствии с текущими задачами.

КОНТРАСТЫ
Хотелось бы познакомить с некоторыми принципами коррекционной и реабилитационной работы центра. Прежде всего, это создание такой атмосферы, которая была бы контрастной по отношению к условиям, в которых раньше находился ребенок. И начинать надо с создания достойного быта. Дети, попадая в реабилитационный центр, должны ощутить своеобразный эстетический шок. Они должны понять: то, как они жили прежде, окружавшая их неухоженность и неустроенность, отсутствие чистоты и порядка, осталось в прошлом. А здесь им предлагается другая жизнь, в которой чистота, уют являются своеобразным культом.
Проживание детей в совершенно новых для них, комфортных условиях приносит неожиданные плоды. Дети начинают понимать, что красота — обязательная принадлежность жизни. Именно поэтому, когда мы делаем ремонт, когда думаем о том, что и как в комнате оформить, мы делаем это вместе с ребятами, исходя из высоких эстетических соображений.
Второй «контрастный» принцип — это принцип «озабоченности». Психологи утверждают, что для ребенка одинаково губительно как полное безразличие к его жизни со стороны взрослых, так и гиперопека. Наши дети, к сожалению, других отношений не знают: их либо наказывали за малейшую провинность, либо не обращали на них никакого внимания.
Поэтому мы даем им понять, что взрослые, которые несут за них ответственность, за них беспокоятся. Хотя наш центр и является открытым учреждением, но тем не менее у наших детей нет возможности уходить когда угодно и куда угодно. Мы не позволяем им без разрешения ни выходить на прогулку, ни уезжать куда-нибудь. Кроме того, они знают, что если отпущены куда-то в гости, они должны вернуться вовремя. Это очень важный момент.
Мы добиваемся, чтобы дети сами доходили до понимания того, почему им нельзя опаздывать. Оказывается, что делать это нельзя по одной простой причине — за них очень беспокоятся. Ребенок не должен бояться того, что на него накинутся с кулаками и нотациями. Он должен осознать: оказывается, обо мне беспокоятся, за меня волнуются! Сначала это даже вызывает удивление и непонимание. Ну что такого, опоздал на час или не пришел ночевать, но потом в его сознании рождается простая истина: я кому-то нужен, поэтому обо мне беспокоятся!

«ХОЧУ, МОГУ, НАДО!»
Следующий очень важный принцип — это принцип совместной деятельности. На мой взгляд, самое слабое место во всех реабилитационных учреждениях — то, что мы не можем предоставить нашему ребенку такой спектр разных видов деятельности, где он мог бы наиболее ярко проявиться. Тем более что разрыв между «могу, хочу и надо» у наших воспитанников колоссальный. Ведь зачастую они не делают что-то не потому, что не хотят, а потому, что не могут. Или если это «надо», то они отрицают его.
Гармония между «хочу, могу и надо» легко возникает только тогда, когда есть деятельность, которая приятна детям и ими лично осмыслена. И здесь не обойтись без игровых ситуаций. Наши воспитатели прошли многочисленные семинары и практикумы по теории игры, по обучению игровым приемам. Сейчас в каждой из квартир (а их у нас пять, и в каждой проживают по 14–15 человек) дети находятся в определенной игровой ситуации.
Например, у нас есть старшая группа — группа спасателей. Есть ребята, составляющие команду корабля. Более младшие дети играют в град Китеж и доктора Айболита. Такой подход сложен в самом начале, когда нужно вживаться в роль. Кстати, все взрослые тоже задействованы в этой игре: они выступают в роли командиров, врачей и т.д.
Игровая ситуация способствует тому, что дети не сопротивляются нормам и указаниям, а принимают их, поскольку действуют, исходя из собственной роли. Игра, с одной стороны, самый свободный, а с другой — самый ограниченный вид деятельности, поскольку невозможно играть, если ребенок не хочет этого. Это единственный вид деятельности, который не может совершаться по принуждению.
Игровая деятельность, включенная в жизнь центра, становится частью жизни детей. Через нее они осознают и принимают определенные поведенческие и даже нравственно-этические нормы и ценности. Это большое педагогическое подспорье и богатейший педагогический инструментарий. Ибо деятельность только тогда приносит удовольствие, когда она созидательна, когда результаты ее видны.
Здесь хочется привести такой пример. Летом наши ребята уезжали в один из известных монастырей. Сначала я достаточно иронично отнеслась к этому: ведь там надо придерживаться строгих канонов. Но когда ребята вернулись, я поразилась тому, с каким восторгом они рассказывали, как совершали послушания, как слушались батюшку. Они были уверены, что внесли значительный вклад в общую деятельность.
Теперь немного об удовольствии. Если человек не получает его от собственной полноценной жизни, то ищет различные суррогаты этого состояния, принимая алкоголь, наркотики. Самая главная задача реабилитационного центра — дать возможность детям почувствовать удовольствие от самого себя, от окружения, от жизни; удовольствие от того, что впереди есть будущее, в котором они будет созидателями.
Я думаю, что если мы будем об этом помнить, будем работать над созданием у каждого ребенка ощущения полноты жизни, то, наверное, удовлетворим самые глубинные их потребности. И психологи должны помнить об этом в первую очередь!

Записала
Ольга РЕШЕТНИКОВА

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Kabiri.ru». Качественные столовые приборы из серебра-это не только инструменты сервировки стола, но и показатель статуса хозяина дома. В интернет-магазине «Kabiri.ru» Вы сможете приобрести серебряные столовые приборы по оптимальным ценам. Интернет-магазин «Kabiri.ru» имеет штат высококвалифицированных сотрудников, которые, в кратчайшие сроки, смогут доставить заказ в целости и сохранности.