Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2004


ДАЙДЖЕСТ

Т.Н. Дудина
(Научный руководитель — Т.О. Гордеева)
ПРИНЯТИЕ И УВАЖЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ
НА ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА

ВЕСТНИК
МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Серия 14. Психология. № 2/2004
Конкурс дипломных работ

Семейная атмосфера рассматривается как совокупность трех параметров: степени принятия подростка родителями, степени уважения подростка родителями и степени автономии, предоставляемой подростку родителями. Подобное разделение параметров родительского отношения к подростку основано на положении теории самодетерминации Деси—Райана о трех базовых психологических потребностях (в связанности с другими людьми, в компетентности и в самодетерминации), к удовлетворению которых человек стремится всю свою жизнь.
Гипотезы: 1) подростки, воспринимающие своих родителей как принимающих, будут значимо отличаться от подростков, воспринимающих своих родителей как не принимающих, по переменным, характеризующим их эмоциональные особенности; 2) подростки, воспринимающие своих родителей как уважающих их, будут значимо отличаться от подростков, воспринимающих своих родителей как не уважающих их, по переменным, характеризующим их мотивацию достижения; 3) подростки, позитивно относящиеся к своей семье, будут значимо отличаться от подростков, негативно относящихся к своей семье, по переменным, характеризующим их межличностные отношения, а также уровень их агрессивности и депрессивности.
Методики: вопросник «Подростки о родителях» (сконструирован нами на основе русской версии вопросника ADOR); сокращенный вариант методики личностной тревожности Кондаш—Прихожан); методика настойчивости и самодисциплины (Литтл—Ваннер, адаптация Т.О. Гордеевой); методика общей самоэффективности (Шварцер—Иерусалем—Ромек); методика «Незаконченные предложения» (Сакс—Леви, адаптация Т.О. Гордеевой); шкала оценки депрессии как черты; шкала одиночества в нашей адаптации к подростковому возрасту; сокращенный вариант вопросника агрессии Басса—Дарки.
Все методики предъявлялись фронтально — целому классу во время одного урока. Каждый ученик получал набор стандартных бланков, предваряемых письменной инструкцией. На основном этапе исследования, для обеспечения большей искренности ответов и снижения беспокойства подростков по поводу возможности разглашения информации, испытуемые заполняли бланки анонимно, фиксируя только свой пол и возраст.
Обработка. Исследовались T-тест (t-критерий Стьюдента), коэффициент корреляции Спирмена, статистический пакет Stadia и электронные таблицы Excel.
Обследованы учащиеся Гуманитарно-лингвистической гимназии и двух средних школ г. Москвы — всего 233 человека (мальчики 46%, девочки 54%, средний возраст 12,45 года, стандартное отклонение — 0,7).

ВЫВОДЫ
1. Принятие родителями подростка положительно связано с его эмоциональным благополучием. В частности, уровень депрессии и самооценочной тревожности у подростков, воспринимающих своих родителей как менее принимающих, чем у подростков, воспринимающих своих родителей как более принимающих.
2. Эмоциональное отношение подростка к своей семье влияет на эмоциональное благополучие подростка. При этом подростки, более позитивно воспринимающие свою семью, демонстрируют большее эмоциональное благополучие, чем подростки, менее позитивно воспринимающие свою семью.
3. Принятие и уважение родителями, воспринимаемое подростком, оказывает влияние на его мотивацию достижения: у подростков, более позитивно оценивающих степень принятия и уважения их родителями, уровень настойчивости и самоэффективности выше, чем у подростков, оценивающих своих родителей по параметрам менее позитивно.
4. Наши данные подтвердили продуктивность выделения уважения и принятия как базовых параметров отношения родителей к ребенку.
5. Подростки, положительно эмоционально относящиеся к своей семье, демонстрируют большее благополучие в межличностных отношениях и меньшую агрессивность, чем подростки, отрицательно эмоционально относящиеся к своей семье.
6. На уровень депрессивности и агрессивности подростков оказывают влияние все рассматриваемые параметры восприятия подростком своей семьи: подростки, воспринимающие родителей как принимающих и уважающих и сами позитивно относящиеся к своей семье, менее депрессивны и агрессивны, чем подростки, оценивающие своих родителей как менее принимающих и уважающих и сами негативно относящиеся к своей семье.

Подготовила
Эльвира ТАХТАРОВА