Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №28/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ИНТЕРАКТИВНАЯ
ПСИХО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА

В.Л. Малыгин, И.В. Ежов
Тульский государственный
университет

Коллеги из Тулы, решив помочь школьным психологам в их нелегком труде, создали новый программный продукт, который не побоялись назвать «автоматизированным рабочим местом школьного психолога».
Используя современные компьютерные возможности, авторы разместили на компакт-диске целый набор диагностических и развивающих программ: авторский тест раннего выявления риска формирования аддиктивного поведения, адаптированный тест школьной тревожности Филлипса и комплексную программу профилактики алкоголизма и наркомании в школе. Причем диагностику следует проводить в интерактивной форме с использованием анимации.
Вместо того чтобы выполнять скучные и непонятные тестовые задания, детям предлагается принять участие в разрешении виртуального спора четырех персонажей, приняв точку зрения одного из них по тому или иному вопросу. По мнению авторов, поскольку для каждого ребенка характерно определенное отношение к жизни, по результатам игры можно составить его краткий психологический портрет и даже дать прогноз дальнейшего благоприятного (или неблагоприятного) личностного развития.
Начав более близкое знакомство с психодиагностической системой, я была, мягко говоря, обескуражена. При работе с первым тестом я решила придерживаться мнения наиболее социально зрелого и психологически здорового персонажа — в результате получила характеристику, которая соответствовала инфантильному закомплексованному невротику. Точка зрения подростка, адекватно воспринимающего себя и окружающих, видящего перспективу своего дальнейшего личностного развития и при этом настроенного на конструктивное взаимодействие со взрослыми, почему-то воспринимается программой как крайне дезадаптивная.
Характеризуя тестируемого, программа выдает следующую аттестацию: «Проявляет беспокойство, недовольство жизнью. Недостаточно хорошо понимает свой долг и обязанности перед обществом. Не придает должного значения мыслям и чувствам окружающих». Положительные качества у такого ребенка вообще отсутствуют.
Похожие результаты я получила и при работе с модифицированным тестом Филлипса. Там вообще в рамках одной характеристики соседствовали диаметрально противоположные утверждения. Несмотря на то что указывались такие качества ребенка: «Уверен в своих силах и возможностях. Не боится критических высказываний в свой адрес. Спокоен и уверен в себе», — его категорично относили к «умеренно-тревожному психологическому типу».
Комментарии здесь, как мне кажется, излишни. Становится просто жутко, когда узнаешь, что данный диагностический материал предполагается использовать для массовых исследований учащихся класса, школы и даже целого региона, а также проводить с его помощью «системный анализ состояния психологического здоровья этих учащихся» и «в автоматическом режиме составлять необходимые отчеты».
К сожалению, оценить достоинства коррекционных тренингов, которые составляются «с учетом выявленных в процессе диагностики индивидуальных особенностей учащихся», не представляется возможным, так как имеющаяся у меня демонстрационная версия программы знакомства с ними не предусматривает.

Ольга РЕШЕТНИКОВА