Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №31/2004


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ЯЗЫКОМ ЦИФР

Комментарий к приказу Министерства образования и науки
РФ № 945 от 1.03.04 и рекомендации
по распределению рабочего времени педагога-психолога
в общеобразовательной школе

Несовершенство нормативной базы, регламентирующей деятельность педагога-психолога, обусловлено сравнительно недавним введением Минтрудом РФ этой должности в список профессий. Очень медленными темпами, но все же появляются некоторые документы, определяющие рабочие нормативы.
Специалисты уже давно поняли, что работа педагога-психолога с установленным количеством детей — 500 человек на одну ставку — не может быть результативной. Что греха таить, в школах больших городов на одного психолога нередко приходится до тысячи учеников и более. Если директор понимает и принимает эту проблему, то он находит дополнительные ставки. В таких школах давно работают по так называемой кураторской системе сопровождения, при этом на одного специалиста приходится не более 150–170 детей.
Конечно, нельзя все сводить к количеству детей, есть и другие факторы, определяющие результативность работы. Это прежде всего профессиональная компетентность и авторитет специалиста в учреждении. Однако грамотное планирование с учетом временных возможностей несомненно способствует улучшению качества работы, ее достойному анализу и обобщению.

ИЗ ОСНАЩЕНИЯ — СТОЛ И СТУЛ
Совсем недавно министерством были изданы новые, важные для психологов-практиков документы: приказ № 945 от 1.03.04 и Положение о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений (опубликованы в «Школьном психологе», № 20, 2004). Наконец-то именно приказом, а не только инструктивным письмом № 29, 1886-6 от 24.12.01, которое, к сожалению, часто не принималось плановиками и бухгалтерами как руководство к действию, наше рабочее время узаконено!
Пункт 8.1 нового Положения гласит, что «выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса составляет не менее половины недельной продолжительности рабочего времени (то есть 18 часов. — И.К.). Остальное рабочее время тратится на подготовку к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработку и анализ полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также для повышения своей квалификации».
А далее — самые главные слова документа: «выполнение указанной работы (подготовка, анализ и пр. — И.К.) педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами».
Таким образом, психологу официально позволено самому решать, где он будет заниматься подготовительной работой и будет ли он находиться в образовательном учреждении более 18 основных часов. Без всяких оговорок, лукаво разрешавших проводить подготовку, анализ и т.д. вне образовательного учреждения, если кабинет специалиста недостаточно оснащен. Что значит «недостаточно» — об этом умалчивалось.
Кстати, еще одна нормативная неясность: до сих пор не подтверждено, что же представляет собой необходимое и достаточное оснащение кабинета педагога-психолога? Некоторые администраторы считают, что если есть стол и стул, то кабинет уже оснащен и будь добр — обрабатывай результаты на этом столе, находясь в школе все 36 часов в неделю.
С одной стороны, несколько странно, что наше взаимодействие с участниками образовательного процесса составители рассматриваемого документа свели только к консультативной работе. Допустим, что выступления на родительском собрании или педагогическом совете с определенной натяжкой можно отнести к групповой консультативной работе с родителями и учителями, но ведь никто не отменял диагностику и коррекционно-развивающие занятия.
С другой стороны, негативное впечатление о неточности формулировок сглаживает информация о «подготовительной» половине рабочего времени. Она дает аргументы для обсуждения с администрацией графика работы психолога.

ФИФТИ-ФИФТИ
Итак, обратимся к цифрам. Согласно постановлению № 65 Минтруда России от 29.12.92 г., количество общего рабочего времени в течение года при 36-часовой рабочей неделе составляет примерно 1800 часов, или 160 часов в месяц (с учетом отпускного времени). Важно знать количество рабочих часов именно в месяц, а не в неделю, ведь не каждую неделю вы выступаете на педсовете, родительском собрании или участвуете в консилиуме.
В таблице общее рабочее время психолога представлено как основное и подготовительное. Согласно нормативам, эти части равноценны по астрономическим часам. Основное рабочее время составляет не менее половины, то есть примерно 80 часов в месяц. Его предусмотрено использовать на индивидуальную и групповую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую, просветительскую и экспертную работу с учащимися, родителями и педагогами. В этом перечне намеренно не указана профилактическая работа, так как она по существу пронизывает все перечисленные выше.
Вторая же половина времени (еще 80 часов в месяц) приходится на обработку и анализ полученных результатов, заполнение документации, организационно-методическую работу. Стоит уточнить, что именно может быть отнесено к организационно-методической работе. Это — анализ и планирование деятельности в целом, анализ научной и практической литературы для подбора инструментария и разработки развивающих и коррекционных программ, участие в научно-практических семинарах, конференциях, супервизорство, посещение совещаний и методических объединений, курсов повышения квалификации, а также оформление кабинета. Такая «теневая» работа является необходимой и при этом существенным образом поглощает время специалиста. Не учитывать ее нельзя. При составлении годового или текущего плана нужно всегда находить ей место.

УЧИТЫВАЯ НЮАНСЫ
При составлении таблицы были использованы «Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работ практического психолога образования», принятые на коллегии Министерства образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» (решение № 7/1 от 29.03.95 г.).
Следует отметить, что в документе 1995 года среднее время по видам работы имеет довольно широкие границы. В таблице взяты нижние рекомендуемые границы.
Время, затраченное на исполнение того или иного вида работы, может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающихся.
Кроме того, в соответствии с запросами образовательного учреждения сочетание вида работы и количества рабочего времени на его выполнение может меняться. Если на что-то не существует запроса в образовательном учреждении, то освободившееся время распределяется, по усмотрению психолога и согласованию с администрацией, на другие, более необходимые виды работ.
Действительно, учитывать нюансы нужно, но ведь таблица ориентировочная и создана преимущественно для педагога-психолога общеобразовательной школы. Если взять время на один прием (мероприятие) не по минимуму (как у нас), а по максимуму, то количество обслуживаемых детей сократится до 50.
Может быть, это и хорошо в определенных условиях. Никто не запрещает вам, уважаемые коллеги, составить собственную «расчасовку». Было бы интересно познакомиться с ней. Особенно важно узнать мнение педагогов-психологов других образовательных учреждений (школ повышенного уровня, коррекционных школ, школ-интернатов, а также детских садов, психологических центров и т.д.). Не поленитесь, попробуйте в течение 2–3 месяцев отмечать время и составьте индивидуальную таблицу.

ЧТО И ТРЕБОВАЛОСЬ ДОКАЗАТЬ
По таблице легко определить количественные показатели деятельности педагога-психолога. В среднем в нашем случае они составляют за 10 месяцев работы (учебный год):
• диагностика индивидуальная: 150–170 обследований;
• диагностика групповая: 20 групп;
• консультирование: 150–170 приемов;
• развивающие и коррекционные занятия индивидуальные: 150–170 занятий;
• развивающие и коррекционные занятия групповые: 200–240 занятий;
• просветительские мероприятия: 20 занятий;
• экспертные мероприятия: 10 мероприятий.
Видно, что данное количество работы эффективно для 150–170 учащихся, в зависимости от наполняемости это могут быть 5–8 классов, что и требовалось доказать.

Ирина КОНОВАЛОВА,
кандидат психологических наук,
руководитель социально-психологической службы Юго-Западного округа, г. Москва

Таблица ориентировочного распределения рабочего времени
педагога-психолога в общеобразовательной школе

Виды работ

Основное рабочее время
(в часах)

Подготовительное время
(в часах)

C Затраченное
на один прием
(мероприятие)
В
месяц
На подготовку
или анализ
одного приема
(мероприятия)
В
месяц
Индивидуальное психологическое обследование 1–1,5 15–17 0,5–1 10–12
Групповое психологическое (скрининговое) обследование 1–1,5 3–4 3–3,5 7–8
Индивидуальная консультация 1–1,5 15–17 0,3 3–4
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие 0,5–1,5 15–17 0,3 3–4
Групповое развивающее и коррекционное занятие 1–1,5 20–24 1 20–24
Просветительская работа 0,5–1,5 4 0,5 2
Экспертная работа 2,5–3 3   2
Организационно-методическая работа     7 ч в неделю
(методический день)
28
ВСЕГО 160 часов в месяц   Примерно
80 часов
  Примерно
80 часов