Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

РАДУГА В ГРАФИЧЕСКИХ СИМВОЛАХ

Т.В. Назарова
М.: Баро-пресс,
2003

Подобные работы очень трудно рецензировать. С одной стороны, в них разбросаны, как островки истины, никем не оспариваемые положения. С другой — создается впечатление, что авторы живут на какой-то иной планете, пользуются никому не известными знаниями, ничего не объясняют, полагая, что если они что-то считают абсолютной истиной, то и все остальные должны считать так же.
Я нисколько не отрицаю, что воздействие цвета на человека имеет место, что есть медицинские технологии, которые это используют, согласен с автором, что спираль составляет основу Вселенной. Солидарен даже с тем, что есть «левозакручивающиеся» спирали, а есть «правосторонние». И использование цвета в психологической диагностике мне не чуждо. Но все эти достаточно известные положения преломляются в книге так замысловато, приобретают такие оттенки мистического, астрологического, эзотерического, что оторопь берет.
Откуда возникли буквально горы неизвестных большинству практиков терминов, определений, имен? Если это серьезная наука (а автор явно претендует на это), то необходимо провести параллели между тем, о чем размышляет Т.В. Назарова, и общеизвестным. Иначе абсолютно непонятно, что такое «цветовой поток», система САТИК, эмоциональное тело, стрессовый диссонанс Объекта (именно так). Я уже не говорю об «эволюционно-закодированной фрактальной спирально рефлексорной гармонии мира».
Или я безнадежно отстал от научной жизни, а все окружающие совершенно спокойно манипулируют «схемами волнового движения», «цветографической матрицей цветка жизни» и другими аналогичными научными (только вот из какой науки?) терминами?
Интересно, что, хотя автор постоянно ссылается на авторитетных психологов, в списке используемой литературы есть лишь С.Л. Рубинштейн (почему-то 1935 года издания). О признанных специалистах по цветовому воздействию на человека, включая М. Люшера, говорится вскользь, и работы их в списке литературы не значатся. Зато книг о «Божественной мудрости», «Внутреннем свете», «Азбуке Гермеса Тригемиста» и иже с ними более чем достаточно.
Я уже не говорю об удивительно небрежном отношении к построению библиографии, что очень затрудняет попытку найти цитируемого автора. Почему так? Может быть, Назарова вовсе не желает, чтобы пытливый читатель, решивший все-таки разобраться в этой, мягко говоря, несуразице, смог отыскать источник? Может быть, именно поэтому и собственных работ автора нет вообще, хотя в тексте мы то и дело натыкаемся на самоуверенные фразы о своих исследованиях в этой сфере?
Чего в книге много, так это красивых цветовых схем, переплетений спиральных цветовых потоков. Издатели не поскупились ни на бумагу, ни на краски. Красиво и завораживает. Куда там М. Люшеру с его цветовым кубом!
Не знаю, какой Т.В. Назарова психолог (вроде бы кандидат психологических наук), но я лично для практической психологии в ее книге ничего не нашел. Разве только оригинальное описание свойств характера и личностных особенностей — но это мы «проходили» у Люшера (от него многое и взято с претензией на абсолютную новизну).
Не надуло ли «свет-цветовым потоком» эту «мыслетворческую форму» до невообразимых размеров? Тот мир, где она существует, к счастью, не наш мир, и я бы даже сказал — не наша ноосфера!

Михаил СЕМАГО