Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2004


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ЛИЦЕЙСКОЕ РАДИО

Честно говоря, я никогда не думала, что буду заниматься созданием радиопрограмм. Но в жизни столько случайностей, что приходится только удивляться.
Краткая предыстория. В феврале 2004 года заместитель главного редактора Глазов-радио Л.В.Смирнова предложила мне съездить с детьми на Всероссийский фестиваль детских радиопрограмм, который проходил в Тюмени. Мы организовали в нашем лицее конкурс радиоведущих, чтобы взять двоих лучших на фестиваль. Конкурс прошел замечательно. Можно даже сказать, что это был не столько конкурс, сколько праздник.
Детям необходимо было подготовить краткое эссе на любую тему. О чем они только не рассказывали: кто-то о музыке, кто-то о первой любви, кто-то рискнул рассказать о взаимоотношениях между детьми и учителями. В общем, все было здорово и замечательно, но у меня еще не возникла мысль о том, как это можно использовать в своей работе.
И вот мы в Тюмени. Фестиваль детских радиопрограмм «Птенец-2004» был организован Государственной телерадиокомпанией «Регион — Тюмень», а бессменными мамами «Птенца» являются Любовь Турбина и Татьяна Яценко. На фестиваль слетелись более 100 участников из 35 городов России: Мурманска, Архангельска, Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Казани, Екатеринбурга, Ижевска и Глазова.
Пообщавшись с руководителями и детьми, я поняла, что все они работают на радио, и занимаются этим профессионально. Мы же были новичками, да еще и любителями. Дни работы фестиваля были очень насыщенны, разнообразны и интересны. Большую часть времени мы посвящали прослушиванию конкурсных радиопрограмм. Темы передач были самыми разнообразными: «Шпаргалка», «Хочу жениться», «Все о кошках», «Мой город», «Вперемешку», «Зарядка для ума». Были представлены программы, посвященные здоровому образу жизни и профилактике наркомании и СПИДа. Прослушав передачи, я поняла, как здорово, что оказалась здесь, ведь практически все представленные материалы носили психологический характер.
Подростки принимали участие в прослушивании, и, честно говоря, меня удивляла и радовала их настойчивость и требовательность к представленным программам.
Фестиваль закончился, я и мои ребята — Александра Симонова и Рустам Гараев — вернулись в Глазов и занялись выпуском радиопередачи, в которой мы рассказывали о фестивале. Затем пошли тематические выпуски. Первый был посвящен Году семьи, он так и назывался – «Моя семья». В нем дети рассказывали о значении семьи в жизни каждого человека, о традициях, особенностях и роли общения между родителями и детьми. Дети брали интервью у своих же одноклассников, у родителей. Сами давали полезные советы взрослым по поводу воспитания детей.
Надо сказать, что это было просто здорово. Информация слушателями воспринималась с большим интересом.
Первый опыт оказался удачным. 15 мая у нас в лицее проходил праздник, посвященный Дню семьи, и эту передачу смогли прослушать более двухсот взрослых и детей. Эти программы мы транслируем по своему лицейскому радио, по городскому радио, а также по радио на больших предприятиях.
Теперь вместе с детьми мы уже работаем над созданием серии программ «Мир моих увлечений». В работу вовлечены более тридцати лицеистов.
К созданию программ я приглашаю всех детей. Но есть и такие, кто малоактивен, замкнут, не всегда дисциплинирован, имеет печальный опыт общения. Они настороженны, порой недоверчивы, боятся сделать ошибку и, конечно же, делают ее, и не одну. Создание радиопрограмм помогает таким детям проявить себя, рассказать о себе. Первое волнение и стеснение сменяются уверенностью и радостью.
Бывали случаи, когда ребенок, который участвовал в передаче и потом слушал ее вместе с одноклассниками, закрывал лицо и уши, пытался уйти, говорил, что это просто ужасно. Но выслушав положительные отклики, он менял свое мнение. Изменялось, наверное, не только его мнение, но иногда и вся жизнь. Теперь у человека было чем заняться, он становился интересным для ровесников.
Я заметила, что повышается активность и раскрепощенность таких детей, в их глазах начинает светиться радость. Как, оказывается, мало человеку надо для счастья! Ведь каждому хочется, чтобы его заметили, услышали, приняли...
Может быть, для кого-то из ребят работа на радио станет профессией, для кого-то останется на уровне увлечения. Самое главное, что есть возможность искать, развиваться, самоутверждаться.
Могу сказать, что детские радиопередачи — это еще одна возможность для просветительской и профилактической работы школьного психолога как среди детей, так и среди взрослых. Это направление, конечно же, хлопотное, но и очень интересное и полезное.

Светлана КОСТАРЕВА,
психолог
физико-математического лицея,
г. Глазов