Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2004

 

Однажды умное дитя,
забавляясь зеркалом
на руках у матери, произнесло:
«Мама, ты мне все показываешь
мое личико.
Отчего ты не покажешь мне
моей изнанки?»

Из статьи проф. И.А. Сикорского

 

Школьная действительность имеет две стороны: наружную, «лицевую» — ту, что предстает на уроках, и затененную, «изнаночную» — жизнь на переменах.
Как правило, взрослые сосредоточены на уроках. Здесь оцениваются и успешность педагогического труда, и достижения ребенка. Но в жизни детей перемена играет не меньшую, а подчас большую роль, чем урок. Перемена — истинный театр драмы, конфликта, переживаний. Этот бродит в одиночестве — никому не нужен. Эта по уши влюблена. Между звонками чувства — гораздо острее, чем на контрольной по алгебре. У того все время отбирают завтрак, и гастрит в животе трубит победный марш. В полутемном простенке перед химией кому-то первый раз дали в нос. И он ответил: первый раз — по чужому лицу.
Взрослым все это плохо видно. Они если и взглянут — то случайно и поверхностно. Будто сверху на травяной лужок. Что там, на лужке? Все зелено, цветочки, равномерный стрекот цикад... А кто там кого ест и за кем ухаживает, станет ясно, если решиться не просто вглядеться — нырнуть с головой. Как Карик и Валя — в Страну Дремучих трав... Не очень приятно. Потому что выясняется, что у бабочки, издали похожей на цветок, чудовищная голова (может, «морда»?), тельце членистое, с противными такими лапками. Как у мухи. И кузнечики не «на скрипочках играют» — дерутся не на жизнь, а на смерть. И «трудолюбивые» муравьи готовы съесть каждого, кто попадется им на дороге.
А ты тут — со своим педагогическим идеализмом, с верой в развитие...
Но не дай Бог тебе потерять эту веру и этот свой идеализм во время нырков и путешествий в Дремучей траве Перемены. Только она и позволяет выжить — и тебе самому, и этим бабочкам вкупе с кузнечиками и муравьями. По крайней мере, в школе...

Марина АРОМШТАМ