Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2004


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ЧУДЕСНЫЕ ЗАПАХИ

Сказочные путешествия в страну «Что я могу»

Предлагаем вашему вниманию вариант одного из семи занятий для дошкольников, посвященных формированию у детей представлений о функциях различных органов чувств, помогающих человеку в познании мира и себя. Занятия построены в форме сказочных путешествий. Используются элементы сказкотерапии, работа детей с песком, что помогает проникнуть в мир ощущений и углубить опыт самопознания.
Во второй части занятия детям предлагаются этюды-перевоплощения в персонажей страны «Что я могу». Дети учатся с помощью животных-помощников познавать мир и себя, тренируя зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое и осязательное восприятие в играх на самопознание.
Предлагается также серия игровых упражнений, которые могут быть использованы как дополнение к занятиям и в других видах учебной и самостоятельной деятельности

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПЕЩЕРУ
«ЧУДЕСНЫЕ ЗАПАХИ» К СОБАКЕ «ОСТРЫЙ НЮХ»

Примечание. Перед каждым новым занятием дети вспоминают то, чем занимались в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились, как им помогло в жизни то, чему они научились на прошлом занятии.
Схема обсуждения используется в обеих частях занятия.

1. РИТУАЛ ВХОДА В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ

Ведущий. Ребята, войти в сказочную страну «Что я могу» нам поможет волшебный цветок (ритуал вхождения разработан Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой).
В одном углу располагается задрапированный темной тканью стул. На него ставят волшебный цветок (светильник, декорированный под цветок). Детям предлагается подойти к волшебному цветку.
В моем Королевстве сказок есть цветок. Его подарила одна добрая Фея. Цветок помогает добрым, умным и смелым путешественникам попасть в любую сказку. А нам он поможет оказаться в сказочной стране «Что я могу», познакомиться и подружиться с ее необычными жителями. Когда к нему подходит добрый человек, цветок начинает светиться и передает часть своей волшебной силы тому, кто протянет к нему руки.
Сейчас мы можем тихонько подойти к волшебному цветку, встать вокруг него так, чтобы не мешать друг другу, протянуть над ним руки, закрыть глаза и с чистым сердцем попросить цветок пропустить нас в сказочную страну.

Когда дети закроют глаза и протянут руки над цветком, ведущий продолжает:
Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок дает нам волшебную силу, которой мы должны пользоваться очень осторожно. Ведь она может пригодиться нам для решения самых разных сказочных задач. Еще раз глубоко вдохните и выдохните. Тот, кто уже почувствовал в себе силу волшебного цветка, может открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи.
Не мешая всем остальным, ребенок отходит в сторону и садится в круг на ковер. (Важно, чтобы по окончании занятия дети «вышли» из сказки тем же способом, что и «вошли». Если они «вошли» через «волшебный цветок», то они через него и «выходят»: в сказку есть только одна «дверь». Это сказочный закон, который особым образом нормирует поведение ребенка.)
Ведущий и ребята садятся на ковер в круг; недалеко ставится песочница с прилагаемыми к ней атрибутами. Дети воссоздают в песочнице место жительства домовенка, Синегорье, острова «Загадочные звуки».
Ведущий. Лопушонок со своим другом Ветром, проплывая в облаках, держат путь в гости к следующему помощнику, с которым домовенку не терпится встретиться.
— Ветерок, а что это там внизу виднеется?
— Это пещера с названием «Чудесные запахи», и в ней живет еще один твой помощник.
Ветер поднес домовенка поближе к пещере и опустил у самого входа.
— Как странно, — заметил домовенок, — в этой пещере два входа. А холодный воздух, попадая в нее, выходит оттуда теплым, и кажется, что пещера дышит.
— Ничего удивительного, ведь пещера живая, — ответил Ветер.
Только успел он это сказать, как из входа в пещеру с радостным лаем выскочила собака и приветливо завиляла хвостом.
(Дети в песочнице создают рельеф пещеры, у входа сажают фигурку собаки. Обращают внимание на ее нос.)
— Эту приветливую собаку зовут Острый нюх. Она отлично разбирается в запахах и может отличить один запах от другого даже с закрытыми глазами.
— Ну и ну! Как интересно! — воскликнул домовенок. — Расскажи мне, пожалуйста, историю про собаку Острый нюх и о пещере Чудесные запахи.
И Ветер начал свой рассказ, покачивая травы и цветы, окутывая пещеру чудесным ароматом.

(Разыгрывание сказки на песке.)
— В стране «Что я могу» есть интересная пещера, у которой два входа (они же выходы). По ходам и переходам пещеры любят гулять, а иногда и отдыхать Южный и Северный ветры, которые приносят с собой диковинные запахи со всего света. Южный ветер, пролетая над жаркими странами со знойными пустынями и благоухающими долинами, собирал запахи цветущих каштанов и кустов жасмина, плодов персика и груши, запах сахарных арбузов и ароматных дынь.
Тем временем Северный ветер с шумом и свистом летал по бескрайним полям и лесам, занесенным снегом. Сдувал с елок-сосенок хвойный аромат, а с глади седого океана — запах рыбы, креветок и морской капусты.
После долгих странствий ветры встречались в знакомой пещере, чтобы передохнуть. А их воздушные струи разносили чудесные запахи по узким тоннелям пещеры. Так продолжалось длительное время, но вскоре с пещерой стало происходить что-то непонятное. То откуда ни возьмись водопад прольется, то вязкое болото образуется. Да так затопит вход в пещеру, что не попасть в нее братцам ветрам.
Так бы, наверное, и продолжалось, если бы к пещере однажды не пришла погреться и передохнуть в ее темных, но теплых тоннелях маленькая собака. Подойдя поближе к входу, собака потянула носом воздух и громко чихнула: «Апчхи! Ну и запах же в этой пещере! Даже зайти вовнутрь неприятно».
— Ничего подобного, — обиделись Ветры. — Мы каждый раз гостим в этой пещере и нисколько не жалуемся на запах. Тем более что мы сами его старательно собираем по всему свету.
— Да вы, наверное, просто собираете запахи, а нюхать вы их не умеете, — гавкнула собака, и ее голос отозвался в пещере эхом.
— Кто это вздумал нас учить? — возмутились Ветры и вылетели наружу.
С их появлением собака стала чихать еще громче и сильнее. Братцы Ветры были в растерянности.
— Каждый из вас, — обратилась собака к Ветрам, — пахнет по-особенному. Но не всегда разные запахи могут соседствовать друг с другом. Да еще в такой узкой пещере, где совсем мало места для движения. Поэтому, перемешиваясь, они начинают пахнуть просто отвратительно, и пещера, чтобы не впускать другие запахи вовнутрь, начинает заболачиваться и закрывать вход.
— А что же делать? — Ветры с любопытством уставились на собаку.

Детям можно предложить подумать о том, каким образом собака будет помогать Ветрам. Уточнить, что предприняли бы сами дети.
— А сделаем мы вот что. Я останусь жить в пещере. И когда вы будете возвращаться из дальних странствий, принося с собой запахи, я стану вас внимательно обнюхивать. Потом решу: можно ли вам отдыхать в пещере вместе или из-за несоответствия запахов лучше отдыхать по очереди. Если запахи разные и не подходят друг к другу, я стану громко чихать. Если подходят — буду весело лаять, приглашая вас посетить пещеру вместе.
На том и порешили. И по сей день собака верно несет службу в пещере Чудесные запахи и ни разу не ошиблась и ничего не перепутала. С тех самых пор братцы ветры прозвали умную собаку точным именем Острый Нюх.

Беседа с детьми

1. Кто из вас догадался, что же это за чудная пещера из страны «Что я могу»? Для чего она нужна?
2. Какой своей способностью воспользовалась собака, чтобы помочь пещере?
3. Как вам может пригодиться умение собаки Острый нюх?
4. Ребята, какой новый помощник появился в нашей стране «Что я могу»? (нос — дети отмечают его в индивидуальных картах Сказочной страны, нарисованной в виде контура человеческого тела).
Вот видите, мы не только можем видеть, слышать, но и умеем различать разные запахи.

2. ЭТЮД-ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В ПЕРСОНАЖА СКАЗОЧНОЙ СТРАНЫ — СОБАКУ ОСТРЫЙ НЮХ

Ведущий. Хотите научиться так же легко и быстро определять и различать любые запахи, как это делает собака Острый нюх? Тогда вам необходимо превратиться в умных и внимательных собак. А сделаем мы это самым волшебным способом.

Этюд «Собака принюхивается»

Охотничья собака, увидев дичь, моментально застывает в напряженной позе. Морда у нее вытягивается вперед, уши навостряются, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный, дразнящий запах.
Теперь, когда вы превратились в настоящих собак, мы с вами поучимся принюхиваться, попробуем вспомнить ваши любимые запахи и даже сможем представить, как пахнут предметы и явления, которые, казалось бы, не имеют запаха. А еще придумаем, как могут выглядеть запахи: какие они по цвету, форме, размеру, как они звучат, кому принадлежат.

Упражнение № 1. «Угадай, что это?»

Используя разные фрукты, овощи, предложите детям поиграть в игру. Каждому из детей по очереди завязывают глаза. Детям предоставляется возможность определить по запаху и на ощупь, что это за фрукт или овощ.

Упражнение № 2. «Сам себе парфюмер»

Перед детьми раскладываются травы, пряности, лепестки цветов, фрукты, кондитерские изделия в емкости и предлагается с закрытыми глазами определить, что так может пахнуть.

Упражнение № 3. «Заколдованные картинки»

Детям предлагается рассмотреть картинки, которые должны ожить в их воображении, чтобы они могли услышать звук и почувствовать запах каждой из них. Запах и звук могут возникать не одновременно. У одних картинок будет возникать запах, у других — звук.

Упражнение № 4. «Форма запаха»

Возьмите флаконы с запахами. Предложите детям понюхать, почувствовать запах. Зарисовать его в виде графического символа.

Упражнение № 5. «Придумай запах»

Ведущий. Нас окружает множество запахов: цветов, зеленой травы, осенних листьев. Придумайте запах, который никто кроме вас не знает. Расскажите о нем или нарисуйте.
Задание выполняется каждым ребенком индивидуально.

Упражнение № 6. Рисование

Ведущий. Нарисуйте или вылепите собаку Острый нюх и все то, что можете определить по запаху вы и она.

3. РИТУАЛ ВЫХОДА

Марина КОРЕПАНОВА,
доктор педагогических наук,
Елена ХАРЛАМПОВА,
сказкотерапевт, педагог-психолог ДОУ № 198,
г. Волгоград