Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2004


КОЛЛЕГИ

БЕЗ ЧЕРТЕЖЕЙ

20 августа, буквально на следующий день после проведения круглого стола для педагогов-психологов г. Москвы, который был посвящен профессиональной культуре взаимодействия практических психологов с субъектами образования (см. «Школьный психолог»,
№ 33), на свое мероприятие собрались специалисты, работающие с детьми, имеющими особые нужды. Этот круглый стол носил название «Психолого-педагогическое и социальное сопровождение особой категории учащихся». Несмотря на жаркие дни, на двух этих мероприятиях был аншлаг.
Хотя организатором второго круглого стола также выступил Департамент образования г. Москвы, в зал Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков пришли специалисты, работающие в сфере социальной помощи, в негосударственных организациях и благотворительных фондах.

НА КРЕПКОЙ ОСНОВЕ

Совещание проходило в уникальном центре, построенном специально для работы с аутичными детьми
Совещание проходило в уникальном центре,
построенном специально для работы
с аутичными детьми

Сделала экскурс в историю, а также осветила современное состояние работы с особыми категориями детей Г.В. Головченко (начальник отдела коррекции, психолого-педагогического и социального сопровождения столичного Департамента образования).
Галина Вениаминовна сказала, что в последнее время на разных управленческих уровнях стали по-новому подходить к пониманию проблем и потребностей детей с отклонениями в развитии. В городе растет число образовательных учреждений, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей и оказывающих помощь их родителям. Сейчас в Москве работает 37 таких ППМС-центров.
Одновременно развивается сеть образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями. К сожалению, не все они оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими детям испытывать меньший дискомфорт при посещении таких учебных заведений и обучении в них. Как и в общеобразовательных школах и детских садах, здесь также должны быть созданы условия для занятий спортом, посещения кружков и секций.
Особое значение при работе с проблемными детьми в столичном Департаменте образования придают психологическому сопровождению, которое «цементирует учебный и воспитательный процесс».
Г.В. Головченко подчеркнула значимость комплексного подхода к работе с этой категорией детей и сообщила собравшимся, что 29 июля была принята целевая программа «Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004–2006 гг.» Социализации способствует и создание централизованного банка данных детей-инвалидов.
Программа выступлений на круглом столе была очень насыщенной, я остановлюсь на наиболее интересных и новаторских, с моей точки зрения.

С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА

О прекрасных возможностях социальной реабилитации детей-инвалидов, которые открывают дистанционные образовательные технологии, рассказала Е.И. Булин-Соколова (директор Центра информационных технологий и учебного оборудования). Год назад в структуре центра была открыта «Школа дистанционной поддержки», в которой начали обучение 150 детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать обычную школу.
Главная задача, которую ставит перед собой педагогический коллектив этого учебного заведения, — восстановить у ребенка ощущение своей полноценности через формирование мотивации к обучению и раскрытие творческих возможностей.
С детьми работают 120 «дистанционных» педагогов, общение с которыми происходит через Интернет. Каждый ребенок, который начинает обучение в школе, обеспечивается необходимой компьютерной техникой, позволяющей не только получать информацию от педагогов, но и поддерживать с ними обратную связь, записывая свою работу на видеокамеру. Оказывается, что с помощью дистанционных технологий можно обучить ребенка играть на флейте, рисовать, плести изделия из бисера!

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина модных очков "1optica.ru". Солнезащитные очки - мужские, женские и детские очки, оправы, спортивные маски от лучших производителей по доступным ценам. Доставка по всей России. Посмотреть каталог продукции, цены и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.1optica.ru/.

При этом дети получают не только базовое школьное образование, но и выбирают себе практико-ориентированные творческие проекты, участие в которых позволяет не только профессионально освоить одну из популярных компьютерных специальностей (веб-программирование, компьютерный дизайн, интернет-журналистика, перевод, фотография, компьютерная графика), но и работать в команде единомышленников.
С одним из таких проектов мы имели возможность познакомиться. Это был мультфильм «Муха-цокотуха», который полностью создан командой детей-инвалидов. Среди них были настоящие мастера бисероплетения, художники, звукооператоры, режиссеры. Особенно поразило, какие тяжелые диагнозы имеют эти замечательные творческие ребята.
Чрезвычайно важным Елена Игоревна считает то, что таким образом ребята осваивают модели самостоятельного обучения и могут в дальнейшем повышать свой профессиональный уровень.
Приятно было слышать, что на следующий год школа готова принять в три раза больше детей!

НУЖНА РЕВИЗИЯ

Н.Н. Малофеев готов к революционным изменениям в специальном образовании!

Н.Н. Малофеев готов
к революционным изменениям
в специальном образовании!

С большим, я бы даже сказала — программным, сообщением выступил Н.Н. Малофеев (директор Института коррекционной педагогики РАО). Он сразу же заговорил о модернизации специального образования.
Проблема в том, чтобы (как это часто бывает) «не выплеснуть с водой и ребенка», сохранив все лучшее и действенное из колоссального опыта, накопленного в области коррекционной педагогики в нашей стране. При этом нельзя не учитывать, что условия нашей жизни кардинально изменились и основной проблемой детей-инвалидов становится полная неконкурентоспособность на рынке труда.
Педагогам и психологам, занимающимся обучением и реабилитацией детей с проблемами в развитии, следует прежде всего задуматься о том, что умеет делать ребенок, выходящий в большой мир? Обучая таких детей только по программе общеобразовательной школы, специалисты часто забывают: их изолированность от общества приводит к тому, что многие культурные ценности и социальные нормы просто не доходят до ребенка.
Поэтому Н.Н. Малофеев не побоялся высказать крамольную мысль: может быть, имеет смысл отказаться от приобщения всех детей к академическим знаниям, а больше внимания уделять их социализации и знакомству с основами общей культуры? «Ребенок может научиться делать что-то одно, но хорошо, с радостью, ощущая себя состоявшейся личностью», — считает ученый.
Необходимо провести своеобразную ревизию подходов к реабилитации и обучению детей-инвалидов. Для этого нужны не кратковременные программы, а четко выстроенная концепция специального образования. «Мы по-прежнему строим здание специального образования без чертежей», — с сожалением констатировал Николай Николаевич. Требуется принять новый закон об этом виде образования, который будет соответствовать реалиям современной жизни.

ОТКАЖЕМСЯ ОТ АМБИЦИЙ

Должно быть изменено отношение к образовательным стандартам. Поскольку чем сложнее образование, чем выше требования к ребенку, тем больше будет детей, нуждающихся в коррекционном или специальном образовании. «Это вопрос наших амбиций, которые создают проблемы детям», — отметил Н.Н. Малофеев.
По его мнению, должно существовать несколько типов таких стандартов. Наряду с государственным общеобразовательным стандартом (который дети могут осваивать различными способами), должен существовать и стандарт специального образования. Он предполагает минимальную базовую грамотность плюс те сферы практической деятельности, где ребенок может быть успешен. Причем это не должно означать, что путь к полноценному образованию для этого человека навсегда закрыт. Здесь должны быть изменены и временные границы получения образования, что давало бы возможность в дальнейшем достигнуть желаемого уровня.
Для детей со сложными нарушениями может существовать свой стандарт минимальной компетентности, включающий освоение основных бытовых навыков.
Вообще, в образовании детей с проблемами развития должно произойти смещение в сторону личностного и эмоционального развития, что открывает возможность дальнейшей социальной адаптации таких детей.
Многие из положений, озвученных в этом выступлении, нашли отражение в проекте резолюции участников круглого стола. После доработки ее возьмет на вооружение руководство столичного образования и социальной защиты.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Департамент образования
г. Москвы
Тел.: (095) 366-79-77