Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2004


ПОЖЕЛТЕВШИЕ СТРАНИЦЫ

CВОЕВОЛИЕ ДЕТЕЙ

Мы хотим в настоящей статье показать, каким образом ребенок, не заключающий в себе и не приносящий с собою в мир абсолютно никаких зачатков хороших или дурных качеств, делается под влиянием окружающих его взрослых своевольным.
Период развития ребенка от 1 года до 2 с половиной лет есть период величайшей восприимчивости детей. Дети быстро знакомятся с окружающими предметами и с действиями этих предметов. Обращение взрослых с детьми этого периода быстро воспринимается ими; многие привычки тут же усваиваются ребенком и делаются его потребностью. Неудовлетворение искусственно развитой потребности вызывает реакцию со стороны ребенка и делает его при нелогичном обращении взрослых то непослушным, то своевольным, то упрямым.
(Искусственно развитая потребность — это потребность, без которой ребенок мог бы развиваться и которая поэтому есть излишняя.) Посмотрим на деле, как развивается излишняя потребность.
Сцена происходят в столовой за чаем. Мать наливает ребенку чай и подает ему. Ребенок улыбается. В это время входит няня, наливает ему чай на блюдце и хочет ему подать. Ребенок при виде няни вспоминает какое-то неприятное для него прошедшее уже впечатление и, когда няня наливает ему чай из чашки в блюдце, начинает хныкать. Мать, не выдерживающая хныканья своего ребенка или приписывающая его привязанности ребенка к ней, бежит к своему ребенку, отгоняет няню от него и сама его кормит. Понятно, что, если подобная история повторяется несколько раз, ребенок приучается к тому, что после его плача во время чая няня удаляется и мать к нему приближается. Вот искусственно развитая потребность — чтобы мать наливала ему чай.
Ребенок достиг своей цели; его воля стоит выше воли матери. И вот начало своеволия.
Другой пример. Ребенок, привыкший переходить быстро с одного предмета на другой, сидит за обедом; он оставляет свою тарелку и заглядывает в тарелку матери, ему понравилось то, чего у него нет; но мать не расположена или не хочет, чтобы ее ребенок ел то, что ему не дают, говорит, что ему этого нельзя есть и что у него своя тарелка; но он мало обращает внимания на ее слова; начинает хныкать... и, наконец, плакать, и тут мать ломает свое слово и уступает сыну; он получает что-нибудь из тарелки матери. И в этом случае воля ребенка выше воли старших, он поставил на своем.
Ребенок привыкает таким образом всегда быть удовлетворенным в тех желаниях, которые противны взрослым. Но этого еще мало: со временем ребенок доходит до того, что даже никогда не захочет того, что ему предлагает взрослый, а всегда другого.
Когда ребенок сделался своевольным, тогда он начинает управлять (в буквальном смысле слова) целым домом. От его крика содрогаются все домашние, и ни одно приказание не выполняется так точно, как его. Такой ребенок есть настоящий деспот и вместе с тем мучение для всего дома.
Родители, воспитывающие подобным образом, делают все, по их убеждению и словам, для пользы своих детей; они исполняют желания последних, для того чтобы они не страдали. Между тем ни один ребенок так не страдает, как своевольное дитя. Целый день с утра до вечера проходит для такого ребенка в мучениях, ибо взрослые исполняют его прихоти не тотчас; взрослые думают: авось ребенок теперь покорится.
Эти-то промежутки между обнаруживанием прихоти ребенка и исполнением этой прихоти взрослыми и есть период самых мучительных минут в физическом и нравственном отношении для (маленького) ребенка. Ребенок своевольный никогда не пользуется хорошим здоровьем, тело его изнурено вследствие усиленных страданий, которые он постоянно испытывает.
Раздраженное состояние своевольных детей доходит иногда до такой значительной степени, что они отвергают без всякой причины все то, что им предлагает взрослый. Ребенок сидит на полу в апатичном состоянии, вы его подымаете, он начинает плакать; вы его опять сажаете на пол, он еще больше плачет; вы уходите от него — он плачет. Словом, чтобы вы ни предприняли с вашим ребенком, все возбуждает в нем неудовольствие. Посторонний, не видевший часто этого ребенка, тут же решит, что он болен; это подтверждает еще его изнуренный вид. Действительно, ребенок болен, но болен своеволием.
Из всего приведенного нами можно легко видеть, что ребенок делается своевольным вследствие нелогичного обращения с ним взрослых, говорящих одно, а делающих другое.
Спрашивается после всего этого, какие суть педагогические приемы, чтобы дети не сделались своевольными. Догадливый читатель сам уже мог вывести это правило из нашего изложения; но мы, несмотря на это, повторим его. Оно состоит в следующем: доставляйте вашему ребенку только то, что ему необходимо для его прогрессивного развития; не предлагайте вещей, ему не нужных; старайтесь, чтобы ваше поведение с ребенком было логичное, последовательное.
Если вы раз сказали, что следует делать то-то и то-то, то не берите назад вашего слова после отказа ребенка, а поставьте на своем, если только знаете, что действие это не повредит ребенку и не противно ему. Старайтесь вместе с тем предугадывать желания ребенка, чтобы все, вами ему предложенное, было воспринято им с удовольствием. Но если, паче чаяния, вы не предугадали раз желания, не выказывайте при этом робости, не спрашивайте его: «Не хочешь ли того, не хочешь ли того». Будьте тверды, и ваш ребенок будет тверд. Не будьте сами своевольны относительно вашего ребенка, и он не сделается своевольным. Своеволие ребенка есть только невольная реакция на ваше своеволие.
Но что должен воспитатель предпринять с ребенком, которого он хочет отучить от своеволия? Необходимо, чтобы воспитательница или мать своевольного ребенка прежде всего сами проверили свои поступки относительно него и совершали ряд логических действий, до тех пор пока ребенок увидит бесцельность своего своеволия.
Приведем пример. Ребенок своевольный держит в руках сухарь и видит у другого ребенка хлеб; он бросает свой сухарь и начинает плакать, чтобы ему дали хлеб. Воспитатель, знающий, что это желание получить хлеб есть именно своевольное желание (ибо до этого ребенок бросил свой хлеб и просил сухарь), не обращает ни малейшего внимания на плач ребенка, оставляя его неудовлетворенным; ребенок плачет, пока у него заболит горло, и перестанет. Тут самое своеволие наказывает ребенка. Если же крик ребенка усиливается так, что делается невыносимым для воспитателя, он преспокойно берет плачущего ребенка на руки, выносит его в другую комнату, где ребенку предоставляется плакать по его усмотрению.
Самое важное правило, стало быть, состоит в том 1) чтобы раз выраженное вами желание или раз обнаруженное вами действие исполнялось постоянно в одном и том же направлении, даже после и во время сильнейшего крика ребенка; 2) чтобы плач сопровождался наказанием, из него вытекающим, т.е. если он негромкий — оставить ребенка плакать, пока не перестанет, не дав ему все-таки желаемого, и если он громкий — пронзительный или физически вредящий взрослому, оставить его одного в комнате. Разумеется, постарайтесь, кроме того, устроить так, чтобы комната, где оставляете ребенка, не содержала таких вещей, которые могли бы нанести ему или взрослым физическое повреждение.
Своеволие замечается также у более взрослых детей, испорченных не с самого детства, а довольно поздно. Это особенно случается в тех домах, где ребенка начинают вдруг баловать вследствие его быстрых умственных успехов. Ребенок быстро замечает, что любовь к нему выражается теперь материальнее, и он, прощаемый раз, два, три уступкою матери, делается своевольным на долгое время, а иногда на всю жизнь.
У меня был один мальчик 5 лет, умный, бойкий и резвый. Мать его исполняла большую часть его требований. Работы свои мальчик исполнял отчетливо, быстро; но зато всегда отказывался делать то, что ему давали другие, а всегда делал то, что сам хотел. Предложишь ему клеить, он запросит резать, дашь ему резать, он попросит клеить и т.п. Надо было положить конец его своеволию, тем более что мальчик во всех отношениях прекрасный. Я достиг этого логичным обращением с моей стороны. Я ему никогда не предлагал вопросов, а всегда говорил ему: теперь будем делать то и то. Мальчик сначала отговаривался, просил другой работы, но я твердил свое. Сцена следующая:
— Давай выкалывать.
— Мне хочется рисовать.
— Нет, сегодня надо выкалывать.
— Нет, не хочу, хочу рисовать.
— Ступай, рисуй, делай, что тебе нужно.
При этом я ему больше не сказал ни слова; мальчик ищет доску, грифель, но не находит. Ему скучно... Наконец он подходит ко мне: «Я хочу домой идти». — «Ступай, куда хочешь, только нам не мешай», — сказал я.
Мальчик одевается, хочет идти, а дверь заперта... Тем и кончилось. Через десять минут мальчик приходит ко мне с веселою физиономией как ни в чем не бывало и просит принять его работать.
Такие сцены происходили около недели; мальчик приучился уважать и мою, а не одну свою волю. Теперь этот мальчик окончательно исправлен и ведет себя как нельзя лучше в этом отношении.
Логичное, строго обдуманное, последовательное обращение с детьми всех возрастов необходимо для того, чтобы не сделать из них своевольных деспотов.

По материалам ежемесячного
педагогического журнала
«Детский сад»
под редакцией А. Симонович,
1866, № 6