Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2004


ИГРОТЕКА

ВОЛШЕБНЫЕ УРОКИ

Психологическая игра для
старших дошкольников и младших школьников


Одной из наиболее важных особенностей детей пяти–семи лет является возрастание значимости роли сверстников. Как отмечает В.С. Мухина, у ребенка «потребность в признании появляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой — «быть лучше, чем все». Следствием этого становится появление чувства зависти в форме специфических символических действий (например, высказывания: «Не попадешь! Мимо!» — как сопровождение игры другого), злорадство, пренебрежение, хвастовство. Это негативно сказывается на атмосфере группы, требует серьезной воспитательной работы по формированию групповой сплоченности.
Наиболее эффективным способом работы в данном направлении является игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста и первоклассников. Нами была выбрана и модифицирована для дошкольников игра «Все вместе» (авторы М.А. Ступницкая и В.А. Родионов). Игру можно проводить как в подготовительной группе детского сада в качестве завершения годичного цикла психологических занятий, так и в первом классе на начальном этапе обучения. При этом надо быть уверенными, что дети обладают следующими навыками: умение читать, знание букв и цифр, умение различать и отображать в рисунке основные эмоции (радость, злость, удивление, страх).

Цель игры: формирование групповой сплоченности.
Условия проведения: игру лучше всего проводить в физкультурном зале.
Оборудование: 2 мольберта, мелки, 12 метров веревки или тесьмы, булавки, колокольчик, свеча в подсвечнике, спички, обруч или веревка со связанными концами, карта маршрута на листе ватмана, маленькие листы с изображением этапов, подарки, бланки «Свидетельство об окончании Школы волшебников» — по количеству участников.
Время проведения: 1 час.
Советы ведущим: для проведения игры самым важным является создание «волшебной» атмосферы, ведущие одеваются как волшебники (плащи, шляпы и т.д.), им присваиваются «магические» имена (например, Милениус и Асториус), в зале расставляются «волшебные» атрибуты, соответствующие этапам игры.

ХОД ИГРЫ

Игра начинается с того, что директор Школы волшебников (педагог или психолог) приглашает детей на игру.
Директор. Дорогие ребята! Только сегодня у нас работает Школа волшебников. Я ее директор. Я приглашаю вас пройти обучение в нашей школе и узнать, сможете ли вы стать волшебниками.
Дети в сопровождении взрослого идут в физкультурный зал. Там их встречают два учителя-«мага».
Директор. Встаньте, пожалуйста, в круг. Итак, мы рады приветствовать вас в нашей школе. Это наш волшебный колокольчик, его звон будет обозначать окончание одного урока и начало другого. Разрешите представить вам двух моих помощников — учителей Милениуса и Асториуса. Они будут вести занятия.
Милениус (первый ведущий). Давайте начнем наше занятие с приветствия. Настоящие волшебники умеют понимать друг друга без помощи слов, сейчас мы с вами потренируемся в этом. Каждый из нас, по очереди, будет здороваться только жестами. Мы все становимся его зеркалами. Наша задача — как можно точнее повторить его приветственное движение. Давайте я начну...
Ведущий показывает замысловатое движение приветствия, группа повторяет. Далее участники выполняют задание по кругу.
Асториус (второй ведущий). Кто из вас хотел бы стать волшебником, поднимите руки. Хорошо. А теперь поднимите руки те, кто уже общался с волшебниками. Отлично. Сейчас поднимите руки те из вас, кто уже делал в своей жизни что-нибудь волшебное. Молодцы!
Милениус. А еще отличительным свойством настоящих волшебников является умение видеть с закрытыми глазами. Давайте и мы с вами попробуем. Закройте глаза. Чур, не подглядывать! А теперь найдите себе пару. Я считаю до трех: один, два, три. Открываем глаза... Давайте посмотрим, что у нас получилось.
А теперь снова закрываем глаза и строимся по три человека. Я считаю до трех: один, два, три. Открываем глаза. У всех получилось? А теперь закрываем глаза и строимся по...
(называется цифра, соответствующая числу половины детей группы). У нас получились две команды. Подумайте, как вы назовете свою команду, и выберите капитана. У вас есть одна минута.
Дети с помощью ведущих придумывают названия команд. У нас были такие названия: «Термонсы», «Динамо Шерон», «Лэгги», «Магия разоблачения», «Сим-сим», «Волшебник Богомол».
Асториус. А теперь подойдите и посмотрите на нашу карту. Вы видите, какой путь нам предстоит пройти. Где пройдут наши уроки?
Дети читают названия этапов, мест, где пройдут уроки («Пещера», «Мост», «Болото», «Замок»).
Асториус. Найдите, с какого места начнется наш путь.
Дети находят картинку этапа в физкультурном зале (она приклеена к стене или стоит на подставке).
Асториус. Правильно, это пещера. Итак, 1-й урок начинается. (Звонит колокольчик.) А теперь встаньте по командам так, чтобы получилось два паровозика. Скажите мне, пожалуйста, светло ли в пещере? Правильно, там темно и узкие проходы. Нам с вами нужно передать волшебное заклинание, и тогда мы сможем выбраться из пещеры и попасть на второй урок. Я напишу это заклинание на спине у того, кто стоит последним. Он должен понять, что я пишу, и таким же образом передать дальше. Тот, кто стоит первым, назовет заклинание вслух. Если оно окажется правильным, стены пещеры раздвинутся и мы сможем выбраться. А сигналом будет звонок колокольчика.
В качестве заклинаний могут выступать буквы или цифры. Если дети путают и искажают начальное «заклинание», им дается еще одна попытка. Может случиться, что дети не отгадают «заклинание», тогда ведущий объявляет, что им дается еще один шанс. В пещере на секунду становится светлее, и у участников команды появляется возможность увидеть «заклинание». Ведущий рисует заклинание в воздухе перед всеми детьми. Их задача — догадаться, что это, и произнести вслух. После того как дети прошли первый этап, директор звонит в колокольчик, подзывающий к карте.
Милениус. Итак, мы вышли из пещеры. Что же теперь перед нами? Правильно, мост. Но мост не простой, а волшебный. Злая колдунья Гургулина произнесла страшное заклятье, и мост разделился на две половины. Чтобы пройти на другую сторону, вам нужно справиться со следующим заданием.
Капитаны, подойдите ко мне и возьмите карточку для своей команды
(на карточках — названия эмоций). После того как вы прочитаете карточку, нарисуйте на мольберте волшебный портрет человека, который испытывает написанную на вашей карточке эмоцию. При создании портрета каждый участник команды должен нарисовать какую-нибудь деталь. Портрет должен быть достаточно большим, чтобы участники другой команды смогли увидеть и догадаться, что вы нарисовали.
Если обе команды правильно поймут и назовут зашифрованные эмоции, половинки моста соединятся и вы сможете пройти дальше.

На этом этапе целесообразно поставить мольберты на некотором расстоянии, чтобы участники команд не мешали друг другу. Дети рисуют портреты, показывают и угадывают «зашифрованные» эмоции. Здесь ведущие могут помочь детям в точном обозначении эмоциональных состояний. После того как этап пройден, раздается звон колокольчика, детей подзывают к карте.
Асториус. Посмотрите, мы прошли с вами пещеру и мост, что ждет нас впереди? Правильно, это болото.
Ведущий и дети подходят к этапу «Болото». Оно представляет собой расчерченный на полу (или проложенный веревкой/тесьмой и закрепленный булавками на ковре) квадрат (см. рис.).

Асториус. Наша задача — перебраться на другую сторону болота. Это трудно. Здесь есть кочки, на которые можно наступать, но если наступить мимо, можно утонуть. Посмотрите, в нашем болоте кочки не видны. Нам придется путем проб и ошибок находить кочки и устанавливать безопасный маршрут. Начнем по очереди движение с нижнего левого квадрата.
Если на этом месте есть кочка, то мы с Милениусом будем молчать, а если кочки нет, то мы скажем: «Буль!» Это значит, что этот ученик не может продолжать движение. Он уступает свое место следующему, а сам встает последним. Переходить можно только в соседний квадрат. Все должны внимательно следить и запоминать, где располагаются спасительные кочки, чтобы можно было и самому пройти, и друзьям помочь. Итак, начали...
Ведущие помогают детям соблюдать очередность, напоминают правила, поощряют запоминать спасительные кочки, не наступая повторно на опасные «топкие» места. Если кто-то из игроков с трудом запоминает маршрут, других детей просят помогать, подсказывать своим друзьям, куда наступать.
Когда переправа через «болото» завершается, звенит колокольчик, снова приглашая всех подойти к карте.
Милениус. Посмотрите на карту. Куда теперь мы должны попасть?.. (Дети отвечают). Найдите место нашего последнего урока. (Все подходят к «Замку».) Здесь вас ждет огненное испытание. У меня в руках волшебный обруч (если детей много, можно использовать закольцованную веревку). Чтобы стать настоящими волшебниками, вам нужно всем дружно встать в обруч, когда я положу его на пол. В этот момент вокруг вспыхнет магический огонь. Он будет гореть 1 минуту. Все это время вам надо стоять внутри обруча, не выходя из него. Вначале потренируемся. Давайте будем внимательны друг к другу. Не толкайтесь, поддерживайте стоящих рядом, иначе вы не сможете устоять в этом испытании.
Дети под руководством обоих ведущих пытаются поместиться внутри обруча.
Обруч или веревка должны быть такого размера, чтобы все дети группы с некоторым трудом смогли поместиться внутри.
Милениус. Молодцы! Тренировка прошла успешно. Теперь по моему сигналу, когда я начну считать: один, два, три», — заходим в обруч.
Ведущие проверяют точность выполнения инструкции, а также следят, чтобы дети проявляли заботу друг о друге. Если не удается справиться с первой попытки, стоит предоставить вторую. Когда все дети окажутся внутри обруча, ведущие начинают изображать быстро разгорающийся огонь, бегая вокруг, подражая шуму полыхающего огня и размахивая краями плащей. Примерно через минуту ведущие показывают, что пламя утихает. Дети могут выходить из круга. Раздается звон колокольчика, означающий, что испытание пройдено.
Асториус. Ну что же, вам удалось справиться со всеми испытаниями. Как вы думаете, какие качества помогали вам в этом? (Дети отвечают. Чаще всего они говорят о взаимной поддержке, помощи, о том, что они были дружными.)
А теперь давайте попробуем себя в волшебстве. Какими бы вы хотели стать волшебниками: добрыми или злыми? (Дети отвечают, в нашем случае все вместе, что хотели бы стать добрыми.) А знаете, чем отличаются добрые волшебники от злых? Да, добрые волшебники делают людям только добро. Сейчас мы с вами будем осуществлять доброе волшебство.
(Ведущий зажигает свечу. Для соблюдения правил безопасности на этом этапе игры ведущий должен переходить по кругу от участника к участнику, контролируя передачу свечи.) По кругу я буду передавать свечу заклинаний, а каждый из вас будет желать что-нибудь нашей группе, детям нашего детского сада или всем людям. И если заклинание будет доброе и от чистого сердца, оно обязательно сбудется. Об этом вам сообщит звон нашего волшебного колокольчика. Только передавайте свечу осторожно и бережно, чтобы не загасить ее волшебный огонь.
Это один из наиболее драматичных моментов игры. Чаще всего дети высказывают самые заветные желания, дарят свою мечту всем. В нашем случае были такие пожелания: «Чтобы все папы стали добрыми», «Чтобы все родители любили друг друга и не ругались», «Чтобы у всех сбылась заветная мечта» и т.д.
После того как круг пожеланий закончен, директор звонит в колокольчик, дети строятся в линию.
Директор. Дорогие ребята! Поздравляю вас, вы успешно прошли обучение в нашей Школе волшебников. Теперь каждый из вас — немножко волшебник. Всей вашей группе наша школа дает вот такое свидетельство о том, что вы окончили Школу волшебников. А еще каждый из вас получает маленький подарок ученика Школы волшебников.
Далее один из ведущих по очереди называет имя каждого ученика, они выходят и получают подарки, все остальные хлопают. Подарки желательно связать с тематикой игры. Это могут быть, например, блокноты и карандаши для записи «волшебных заклинаний», ручки- корректоры (одна сторона пишет, другая стирает) и т.п.
Милениус. А теперь встаньте еще раз в круг. Учеба в нашей школе подошла к концу. Давайте попрощаемся по-волшебному. Для этого возьмемся за руки и все вместе дружно скажем: «До свидания!»
Все громко говорят.
Милениус и Асториус. На этом наша школа закрывается. Счастливо!

Елена ЛАНГУЕВА,
Анна ФОМИНА,
психологи ДОУ № 1599, г. Москва

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. — М., 2002.
2. Родионов В.А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5–9 классов. — Ярославль, 2002.