Не надо «бросаться в огонь»!
Уважаемая редакция!
Обращаюсь к вам с огромной просьбой: осветить в
газете проблему работы с детьми, учителями
и родителями в сложившейся в настоящее
время ситуации, связанной с терроризмом.
Я работаю в школе психологом, и многие дети
и учителя подходят ко мне и рассказывают о
своих страхах, которые все сильнее и сильнее
поглощают их, возникая часто неожиданно.
Поделитесь, если можете,
какими-нибудь практическими разработками,
идеями по работе в школе с детьми, учителями
и родителями. У нас много детишек, которые
пострадали во время террористического акта на
улице Гурьянова. Подскажите, как поддерживать
их и всех, кто, побывав в этом аду раз, очень
бурно реагирует на повторение подобного
ужаса рядом...
Ольга Чернышева,
педагог-психолог центра образования № 1943, г.
Москва
Эту просьбу я переадресовала
Екатерине БУРМИСТРОВОЙ, директору Центра
экстренной психологической помощи Московского
городского психолого-педагогического
университета. Специалисты этого центра охотно
согласились помочь нашим читателям, предложив
ряд разработок, которые мы будем публиковать на
страницах нашей газеты.
Кроме того, я попросила Екатерину рассказать не
только о самих материалах, но и о той системе
экстренной психологической помощи детям,
пережившим острую кризисную ситуацию, которая
создана (и продолжает развиваться) в учреждениях
Московского департамента образования.
Подходы
и приемы, которые мы предлагаем читателям
«Школьного психолога», — методическая помощь,
которую мы в свое время получили от зарубежных
психологических служб, в частности Израиля и
Австрии. Мы использовали также и некоторые
материалы Американской ассоциации школьных
психологов.
Все эти материалы переведены на русский язык,
адаптированы к нашим условиям и проверены на
практике. Этими методами мы стараемся вооружить
и учителей и родителей, чтобы каждый из них мог
грамотно общаться с пострадавшим ребенком. Мы
считаем, что знания о том, что происходит с
человеком в экстремальной ситуации, должны быть
доступны всем.
Часто дети боятся своей реакции и даже считают,
что начинают сходить с ума. В таком случае иногда
бывает достаточно вместе с ребенком
проанализировать происходящее, и тогда ему
становится понятно, что его поступки —
нормальная реакция на ненормальное событие.
Оказалось, что человек, который знает и понимает,
что с ним происходит в критический момент, не так
сильно пугается, поскольку может соотнести свои
ощущения с имеющейся у него информацией. За счет
этого снимается эмоциональное напряжение.
Не только психологи, но и учителя и родители
должны знать, как «привести себя в порядок»,
должны научиться приемам саморегуляции, снятия
психоэмоционального напряжения. Это очень важно
для предупреждения нервных срывов, паники —
особенно в образовательном учреждении.
В первую очередь такими навыками должен владеть
психолог школы. Его роль — консолидировать всех
специалистов школы для оказания помощи детям.
Е. Бурмистрова особо подчеркнула,
что психологи, педагоги и родители должны
заранее готовиться к неожиданным ситуациям.
Наш центр проводит подготовку специалистов для
создания школьных антикризисных бригад.
К сожалению, школ, которые имеют такие бригады, в
Москве очень мало. Бригада — это целостное
образование, которое включает в себя психологов,
педагогов, родителей и даже детей. Руководители
образовательного учреждения должны серьезно
подумать, есть ли у них люди, готовые к такой
работе. Если да, то им необходимо не только пройти
специальное обучение, но и составить
антикризисный план действий. Только после этого
бригада готова к работе.
Кроме внутришкольных бригад, для оказания помощи
в кризисных ситуациях создаются региональные
антикризисные подразделения (в районе или
округе) и городская служба. В Москве, например,
региональные подразделения существуют на уровне
окружных ППМС-центров. В их состав входят
различные специалисты.
Взаимодействие школьной бригады с антикризисным
подразделением позволяет оказывать оперативную
и профессиональную помощь в кризисной ситуации.
А эти ситуации могут быть самые разные: суицид,
гибель кого-то из детей или даже
террористический акт.
Городской центр осуществляет общую координацию
и методическую помощь, проводит обучение
специалистов, а в случае необходимости —
супервизию. Одной из важных функций центра
должно стать оказание психотерапевтической
помощи специалистам, которые непосредственно
занимались ликвидацией кризисной ситуации. Это
очень важно, поскольку после работы с
пострадавшими специалист обязательно должен
пройти реабилитацию. Только тогда система
оказания экстренной психологической помощи
будет целостной. К сожалению, у нас сейчас нет
возможности оказывать такую помощь, об этом
можно только мечтать.
На наш взгляд, в образовании особенно важно,
чтобы эта модель выстроилась и профессионально
(в первую очередь), и административно (во вторую
очередь). Необходимо, чтобы наша работа была
подкреплена нормативными законодательными
актами, поскольку в отсутствии правового поля
довольно сложно заниматься оказанием экстренной
психологической помощи. И сейчас мы работаем в
этом направлении — в тесном контакте с
Департаментом образования г. Москвы
разрабатываем необходимые положения и
составляем инструктивные письма.
Я поинтересовалась у Екатерины,
работали ли специалисты центра в Беслане и было
ли какое-то взаимодействие с местными
психологами.
Наш центр не направлял своих работников в
Беслан, хотя часть наших психологов (которые
работают по совместительству в Институте им.
Сербского) сейчас принимает участие в ликвидации
последствий страшного теракта. Если говорить о
методической помощи и психологической поддержке
самих специалистов из Осетии, то к нам из
психологического центра системы образования
Владикавказа обращались за такой помощью, и мы ее
оказали. У нас были и непосредственные контакты с
психологами, причем не только системы
образования.
Наши сотрудники много работают с теми
бесланскими детьми и их родителями, которые
находятся в московских больницах, они участвуют
в работе «горячей линии», которая создана при
Министерстве образования и науки РФ. К нам
подключились и работники московских
антикризисных подразделений системы
образования. Они добровольно и безвозмездно
оказывают психологическую поддержку по
«телефону доверия». Сейчас мы готовим
специалистов для дальнейшей работы с детьми,
которые будут поступать из Беслана в Москву и на
подмосковные оздоровительные базы.
Я считаю, что помощь, которую мы сейчас можем
оказать пострадавшим в бесланской трагедии,
нужна именно здесь. Практика показала, что не
всегда следует «бросаться в огонь». Ведь
последствия стресса проявляются далеко не сразу.
И если местные специалисты знают, что у них есть
поддержка, место, куда они в любую минуту могут
обратиться за помощью, это не менее важно.
Сейчас такая поддержка необходима также
чеченским психологам и чеченским детям,
поскольку на них обрушился груз психологической
ответственности и вины. В наш центр уже
обращались не только представители Министерства
образования Чечни, но даже сами ребята из этой
республики, с которыми работали наши специалисты
этим летом.
Сейчас важно, чтобы межэтнические проблемы также
не выпали из поля зрения психологов. Необходимо
показать детям, что трагическое событие в
Беслане нельзя связывать с представителями
какой-то национальности. Это общая беда, и
преодолевать ее надо всем вместе.
Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА
|