Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2004


СКРИЖАЛИ

ЧЕЛОВЕК

Культуры достоинства

Рубрика «Скрижали» снова на страницах нашей газеты.
Сегодня в роли Моисея выступает Александр АСМОЛОВ, доктор психологических наук,
заведующий кафедрой психологии личности психологического факультета МГУ
им. М.В. Ломоносова

Этика практического психолога — тяжелейший вопрос современности. Кем по существу является психолог? Грамотным технологом? Мастером манипуляций? Или носителем определенного мировоззрения, определенного понимания жизни, за которыми стоят представления о ценности личности и культуры?
Кодекс профессионального психолога в России стал складываться с конца 80-х годов — то есть с момента зарождения отечественной службы практической психологии образования.

Начинается он с постулата: «Психолог — не человек культуры полезности. Психолог — человек культуры достоинства».

Второе важнейшее положение кодекса: «Психолог — мастер по неодинаковости». Появление психолога в школе связано с идеей индивидуальности, непредсказуемости личности в мире, когда значимым становится тезис Эриха Фромма: «Быть, а не иметь; жить, а не выживать».

Но чтобы быть носителем культуры достоинства и отстаивать идею личностной индивидуальности, психологу надо определиться, ответить на вопрос: «Кто я есть? Кого я представляю?» Замечательную по глубине школу Л.С. Выготского? Великий психоанализ? Гуманистическую психологию А. Маслоу, К. Роджерса? Экзистенциальную психологию В. Франкла?
Такое самоопределение необходимо, чтобы иметь систему координат для своей работы. Потому что нет психолога вне пространства. А пространство требует от него продуманной стратегии и тактики.

Ведь, если вдуматься, школьный психолог — как разведчик. К нему с полным основанием можно отнести пословицу «И один в поле воин». Психолог в школе всегда — вольно или невольно — несет ответственность за психологический климат в педагогическом коллективе, за мотивацию этого коллектива, за поиск коллективом своей миссии.

Это невероятно сложно, потому что психологу приходится иметь дело с самыми разными педагогами. Но искусство общаться с непохожими друг на друга людьми — отличительная черта психолога-профессионала. Он — носитель культуры толерантности, а не конфликтности.

Не менее важным, чем установка на толерантность, является для школьного психолога отношение к норме и патологии. Кто ищет патологию, тот ее находит. Норма не относится к статистическим категориям. Норма — это возможность самореализации личности в мире. А «диагноз» человека ХХI века — «Психически здоров в личностном поле».

Наконец, психолог — человек, который живет согласно логике мотивов, а не логике потребностей. Логика потребностей — логика отрицательная. Психолог — носитель конструктивной логики жизни. Поэтому он не тот, кто наказывает или поощряет. Он тот, кто помогает. А для этого ему нужно уметь читать язык личностных смыслов.

Психолог — именно мастер чтения личностных смыслов, а не человек с набором тестов в руках. Как только тестирование становится основной (и, как следствие, единственной) функцией психолога, он превращается в «тестоудера», в инструментальщика. Редукция к тестам — смерть для практической психологии.

Психолог — мастер общения. Он знает: невербальные миры несут подчас больше информации о человеке, чем его слова. Он умеет смотреть в глаза. Главным для психолога является искусство герменевтики, понимания другого. В противном случае люди останутся для него закрытыми.

С этой точки зрения, определение психологии как ДУШЕВЕДЕНИЯ, данное в старых толковых словарях, остается путеводной звездой для практического психолога образования.