Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

31-2.jpg (12404 bytes)

Л.М. Костина
СПб.: Речь, 2003

Книга Л.М. Костиной почему-то анонсируется издателями как «первое отечественное практическое пособие». Явная спорность этого утверждения сразу же настраивает на критический лад, но я решила отнестись к этому изданию как можно менее предвзято. Тем более что очень импонировала тематика и тот подход, который избрала автор для ее раскрытия.
В книге представлены результаты исследовательской работы по коррекции детской тревожности на раннем этапе развития. Привлекает, что автор не пошла по накатанной дорожке компиляции известных методов и приемов игровой терапии с тревожными детьми, а, критически переработав имеющийся отечественный и зарубежный опыт, представила собственный взгляд на эту проблему.
Для своего исследования Л.М. Костина выбрала дошкольный возраст, как наименее изученный в плане формирования и коррекции тревожности. При этом она поставила конкретную практическую задачу — выявить влияние ранней тревожности на дальнейшее развитие личности ребенка – и получила доказательства эффективности коррекционной работы по снятию тревожности методами игровой терапии в условиях дошкольных учреждений.
В книге освещены как теоретические, так и прикладные аспекты проблемы детской тревожности и методов игровой терапии. Первая глава представляет собой подробный обзор отечественных и зарубежных исследований данной проблемы. Функциональный подход к тревожности, представленный в обзоре, позволяет рассмотреть ее как системное свойство, проявляющееся на трех уровнях активности человека: социальном, психологическом и психофизиологическом. С этих позиций подробно рассматриваются природа и генезис детской тревожности.
С конкретными направлениями психокоррекционной работы читатели знакомятся во второй главе, где автор, после краткого обзора основных направлений современной игровой терапии, подробно останавливается на двух из них: недирективной и директивной.
Наиболее близкий отечественным психологам метод директивной терапии (где взрослый выступает в роли организатора) представлен более четко. Здесь автор даже приводит конкретные, подробно расписанные программы по коррекции тревожности, которые могут использовать в своей работе не только психологи, но и воспитатели и педагоги.
Сложнее обстоит дело с недирективной терапией (которая включает в себя терапию отношений). Она представлена как «целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию». К сожалению, попытка методически описать подобную работу не удалась в силу ее сложности и специфики: она требует специальной подготовки в области терапии отношений и детского психоанализа.
Несмотря на это, описание терапевтического процесса, а также анализ результатов работы наглядно демонстрируют эффективность коррекции детской тревожности методами игровой терапии.

Ольга РЕШЕТНИКОВА