Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В ОБРАЗОВАНИИ

 

И.А. Баева
СПб.: СОЮЗ, 2002

Издание представляет собой научную монографию, посвященную созданию безопасной среды в школе. Автор рассматривает построение учебного процесса с точки зрения гуманистической парадигмы и предполагает создание особых благоприятных условий для ученика и учителя, способствующих наиболее полному личностному развитию и того и другого.
Слово «безопасность» так часто встречается на страницах этой книги, что вызывает подсознательное отношение к современной школе как к особо опасному месту. Особенно к той школе, в которой не проводятся предлагаемые автором мероприятия по изменению среды.
Вообще-то, школы бывают разные. Существуют и такие, где находиться неприятно: репрессивные методы руководители считают единственно возможными, ученики боятся учителей, учителя — администрацию. К сожалению, изменить ситуацию в таких школах чрезвычайно трудно.
Преследуя благородные цели, автор считает необходимым создать в учреждении психологически комфортную обстановку, обучить участников образовательного процесса регулировать свои взаимоотношения, призвать к всеобщему взаимопониманию и (так и хочется продолжить) всеобщей любви. Хочется помечтать, что в каждой школе найдется энтузиаст, который откроет всем глаза на идеальные отношения между людьми и поведет их, как пастырь, в новую жизнь. Наивно предположим, что этим пастырем будет педагог-психолог.
Методы налаживания взаимоотношений все те же: тренинги конструктивного общения с учителями, учениками и родителями; групповые дискуссии на тему «Давайте жить дружно!» и т.п. Кроме того, желающим улучшить школьный климат предлагается вести тщательный мониторинг динамики психологической комфортности, включающий в себя различные анкеты для всех участников образовательного процесса. Автором подробно расписано: каким образом эту самую комфортность, взаимопонимание и расположение к ближнему замерять и анализировать.
И.А. Баева предлагает использовать критерий «психологическая безопасность в школе» как основной показатель эффективности деятельности психологической службы. Допустим, педагогу-психологу, желающему воспользоваться рекомендациями данной книги, удалось убедить директора школы в необходимости проведения первичного обследования состояния образовательной среды на предмет безопасности. Проведя анализ, он получит ряд неприятных фактов, в том числе и по рейтингу учителей (что является наиболее конфликтным моментом в учреждении). Далее предстоит огромная работа по нивелированию этих неприятностей, с которой справится далеко не каждый, особенно молодой специалист. А предстоит еще измерение динамики состояния...
В том случае, если психолог пользуется в школе авторитетом и имеет приличный опыт работы, он действительно сможет получить желаемую позитивную динамику. Но нужно ли ему для этого проводить столь объемное исследование?

Ирина КОНОВАЛОВА