Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2004
 

В образовательной системе, в ее задачах и методах, которыми эти задачи решаются, как в увеличительном стекле отражаются все уродливые черты и все реальные ценности общественной жизни.
Слово «технология» стало любимым словом теоретиков образования. Оно наилучшим образом демонстрирует перспективную направленность вектора обучения. Оно свидетельствует: образование овладело набором приемов, при помощи которых можно довольно успешно формировать определенные функциональные качества ребенка и в результате достичь ПОЛЕЗНОГО РЕЗУЛЬТАТА — получить на выходе взрослого, обладающего набором полезных для государства умений.
При этом государство в лице образовательных институтов хотело бы быть расчетливым, рациональным и экономичным, а потому зависимость формирования полезных умений от субъективного фактора должна быть сведена к минимуму. Чем более совершенна технологическая система, тем в большей степени учитель с его настроениями, пристрастиями, болезнями, семейными невзгодами становится для нее второстепенным элементом.
На знамени поступательного движения современных педагогических технологий, подстегиваемых компьютеризацией жизни, можно было бы в качестве лозунга написать слова А. Гастева, казавшиеся раньше безумными: «Мы стоим за механизацию воспитания и противопоставляем ее неорганизованному воспитанию, которое ввергает в обращение огромное количество ненужного материала... мы берем для воздействия на человека только ограниченное, рассчитанное количество самого необходимого материала, а не тот огромный эмпиризм, который является мусором, засоряющим и разлагающим активность воспитанника. <...> Идеалом нашего замысла является то, чтобы устранить всякое непосредственное субъективное воздействие ...педагога».
Конечно, компьютеры пока есть не везде, и учителя как работали себе, так и работают — кричат, ставят двойки и с тревогой ждут дня зарплаты. Безусловно, речь идет лишь о тенденции: школа хочет быть ориентированной как можно более прагматично. Чем солиднее учреждение, чем более «популярно» среди родителей, тем раньше начинается в его стенах дифференциация детей, их специализация. И тем уже спектр воспитательных задач, которые эта школа может решить.
Но где-то на краю образовательной системы живет нечто совершенно непрактичное с точки зрения разума, совершенно необъяснимое и иррациональное. Там действуют силы, не желающие ориентироваться на РЕЗУЛЬТАТ в привычном смысле слова. Точнее, имеющие довольно странное представление о том, что же является результатом педагогической работы. Этакая маргинальная педагогика с характером заповедной странности. Или святости.

Марина АРОМШТАМ