Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2004


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

КТО ТАКИЕ
«ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»?

Занятие с учащимися 6–8-х классов

 

БЕСЕДА
Мы все знаем слово «инвалид». Кто они такие, инвалиды?
Учащиеся пытаются ответить на вопрос, их ответы дополняет учитель (ребята могут не знать, что к этой группе относятся люди с болезнями сердца, больные диабетом и т.д.).
Часто ли мы видим таких людей на улицах, в музеях, театрах, в различных учреждениях? Почему?
Обсуждая возможные ответы, ребята могут осознать, насколько трудно бывает инвалидам в обычном мире.
В последнее время практически все, кто общается с инвалидами, помогают им, и сами они предпочитают называть себя «люди с ограниченными возможностями». Как вы думаете, почему?

Этот вопрос помогает изменить угол зрения на то, что значит быть инвалидом. «Люди с ограниченными возможностями» звучит более уважительно, более ясно отражает то, в чем они нуждаются.

МАЛЕНЬКИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ИГРЫ
Для того чтобы хоть немного понять, как чувствуют себя такие люди, можно провести две-три небольшие игры, в которых обычные возможности участников будут ограничены. Класс разбить на несколько групп и в каждой группе организовать свою игру. В этом учителю могут помочь ребята-старшеклассники или добровольцы, приглашенные заранее.
В играх участники могут не видеть («Слепой и поводырь»), не слышать или не говорить («Шарады» — водящий должен показать слово или выражение жестами), не пользоваться одной рукой (какая-нибудь из игр в мяч). Предложите добровольцу с завязанными глазами или не пользуясь одной рукой налить себе чай, сделать бутерброд, пришить пуговицу. Хорошо было бы, если бы учитель смог принести на урок книгу, написанную азбукой Брайля.
Попросите ребят рассказать о том, что они чувствовали. Как, по их мнению, должны относиться здоровые люди к людям с ограниченными возможностями? Жалость к ним — это хорошо или плохо?
После обсуждения учитель может рассказать о людях, которые несмотря на трудности, вызванные болезнью (что лишь в малой степени попытались сейчас почувствовать ребята), достигли в жизни очень многого — получили высшее образование, стали признанными учеными, совершили сложные путешествия, помогали другим людям.
К сожалению, подобные случаи скорее исключение, чем правило для нашего общества, поэтому следующий вид работы посвящен тому, как можно помочь людям с ограниченными возможностями.

РАБОТА В ГРУППАХ
Перед началом работы в группах учитель может задать ребятам несколько вопросов:
Мы уже говорили, что люди с ограниченными возможностями почти полностью выключены из жизни нашего общества. Кажется ли вам это справедливым? Почему?
Представьте себе, что инвалидов лишили части прав, например права голоса на выборах. Объясняется это тем, что они не в состоянии сами добраться до избирательных участков. Как вы относитесь к этому? Какие аргументы «за» и «против» этого решения вы можете привести?
А как вы отнесетесь к решению запретить людям со слабым сердцем или астмой занимать высокие государственные посты, так как приступ у них может случиться в любой момент?
Что могут сделать другие люди и общество для того, чтобы компенсировать ограниченные возможности?
Ребята разбиваются на небольшие группы и обсуждают, какая специальная забота нужна людям, которые не могут ходить, не видят, не слышат, у которых астма или слабое сердце. Группы могут предложить идеи проектов, которые сделают город (дом, школу, магазин, театр) более удобным для людей с ограниченными возможностями.
Важным результатом работы будет осознание ребятами того, что, хотя люди с ограниченными возможностями нуждаются в поддержке и заботе окружающих, нельзя лишать их возможности выбора и самостоятельной жизни. Прекрасно оснащенный и полностью отрезанный от мира интернат, где вся жизнь человека строго регламентирована, никак не приемлем.

Подготовила Светлана ДЬЯЧКОВА,
Молодежный центр прав человека
и правовой культуры