Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2004


ДОКУМЕНТЫ

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Аттестация была и остается серьезным испытанием для школьных практиков. В то же время она открывает возможности для профессионального роста и дает надежду хотя бы на минимальную прибавку к зарплате. Поэтому тема аттестации является для всех нас очень важной. Но по отношению к оценке работы школьного психолога сама процедура и критерии, используемые в ходе аттестации, до сих пор неясны и вызывают множество вопросов.
Публикуемый проект Положения «Методические рекомендации по аттестации педагогов-психологов» разработан лабораторией психологической службы и аттестации кадров педагогов-психологов Московского городского психолого-педагогического института под руководством заведующей лабораторией, действительного члена РАО И.В. Дубровиной.
Просим вас внимательно ознакомиться с данными рекомендациями и высказать свое мнение относительно этого документа: устраивает он вас или не устраивает? Возникают ли у вас какие-нибудь вопросы в связи с выдвигаемыми в Положении критериями оценки работы психолога и процедурой аттестации?
С чем вы принципиально не согласны?
Ваши отзывы и замечания просим присылать на адрес редакции. Они будут опубликованы и переданы в лабораторию МГППУ для анализа.

 

ПРОЕКТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ НА ВЫСШУЮ
КВАЛИФИКАЦИОННУЮ КАТЕГОРИЮ

ТРЕБОВАНИЯ К ЧЛЕНАМ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ

Эксперты должны иметь высшее психологическое образование и опыт работы в сфере практической психологии не менее 5 лет.
Для экспертов должна быть организована подготовка по технологиям экспертизы.
В процессе проведения экспертизы полностью исключаются высказывания, действия эксперта, ведущие к унижению личного и профессионального достоинства специалиста, дискредитации психолога в глазах администрации образовательного учреждения, учителей, родителей. В состав комиссии могут быть включены:
– психологи, работающие в научно-исследовательских институтах и вузах, имеющие ученую степень кандидата/доктора психологических наук и опыт работы в области практической психологии образования не менее 5 лет;
– педагоги-психологи, имеющие высшую квалификационную категорию.

ПРОЦЕДУРА АТТЕСТАЦИИ

Процедура аттестации педагога-психолога на высшую категорию предполагает прохождение двух обязательных этапов:
Анализ представленных документов (Приложение 1).
Посещение экспертной комиссией рабочего места аттестуемого.
Сроки посещения согласуются с аттестуемым и с администрацией образовательного учреждения.
Посещение рабочего места претендента должно осуществляться не менее чем двумя членами экспертной комиссии.
Ознакомление с работой педагога-психолога на рабочем месте проходит по следующему плану:

I. Анализ документации

Аттестуемый обязан представить следующие материалы:
1. Годовой план работы. Заверяется администрацией образовательного учреждения или подразделения службы.

С кем проводится работа Вид работы Даты проведения Ответственный Примечания
C C C C C
C C C C CC
C C C C C

2. Журнал учета проведенной работы

Дата, часы работы Содержание работы По чьей инициативе проведена работа Участники Примечания
C C C C C
C C C C C

3. График работы на неделю

День недели Часы Вид деятельности Примечания
C C CC C
C C C C

4. Используемые в работе программы и методики психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.Характеристика программ и методов дается в свободной форме и включает в себя:
• цели и направления программы;
• адресата;
• авторство;
• краткое содержание.

5. Аналитический отчет о проведенной работе за год
Пишется в свободной форме, включает:
• количественные данные о проведенной в течение года работе;
• качественный анализ основных проблем, по которым обращались к психологу, в соответствующее подразделение психологической службы;
• обеспеченность их решения научными, методическими средствами;
• основные проблемы и трудности в работе;
• перспективные направления работы.
Материалы, заверенные администрацией образовательного учреждения или учреждения службы, представляются за последние три года.

6. Авторские программы и другие материалы (по желанию аттестуемого)

7. Нормативно-правовая документация
Службы:
– Должностные (функциональные) обязанности;
– Положение о Службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы;
– Закон «Об образовании»;
– Конвенция о правах ребенка;
– Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
– Инструктивное письмо Министерства образования «О распределении рабочего времени педагога-психолога»;
– Инструктивное письмо Департамента образования города Москвы «О введении документации педагога-психолога».

8. Наличие методической и дидактической литературы для работы
План и программы педагога-психолога должны быть связаны с программой работы образовательного учреждения.

II. Форма квалификационного испытания:

1. Открытое занятие.
2. Квалификационное собеседование.

1. Открытое занятие
Педагог-психолог может выбрать форму открытого занятия:
с учащимися, педагогическим коллективом, родителями;
индивидуальное или коллективное;
консультирование, мастер-класс и т.д.
Тему занятия предлагает аттестуемый.
Критерии оценки занятия:
• Научная обоснованность содержания занятия.
• Учет возрастных особенностей.
• Адекватность используемых методик.
• Коммуникативная компетентность.
• Уровень общей культуры.
• Умение ориентироваться во времени.
• Оценка и самооценка аттестуемым собственного занятия.

2. Квалификационное собеседование аттестуемого с экспертной комиссией
Беседа может содержать следующие вопросы:
• Каковы основные направления вашей работы и каково их соотношение с образовательной концепцией школы и программой ее деятельности?
• Каковы ваши функциональные обязанности?
• Имеете ли вы авторские разработки, и если да, то каково их научное обоснование? (на собеседование необходимо представить соответствующие материалы.)
• Какие формы взаимодействия с родителями вы используете?
• Какие формы работы и взаимодействия с педагогическим коллективом являются, по вашему мнению, наиболее продуктивными? Какие из них вы применяете?
• Чем, с вашей точки зрения, определяется эффективность деятельности педагога-психолога в школе?
• Участвуете ли вы в методической работе в школе и в системе психологической службы образования: проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов, участие в окружных, городских, российских и международных конференциях и конкурсах.
• Каковы ваши профессиональные достижения за время, прошедшее с последней аттестации?
• Чем вы не удовлетворены в своей работе? В чем сомневаетесь?

ОЦЕНКА

Содержательный анализ работы аттестуемого предполагает оценку умения:
продемонстрировать свои профессиональные возможности;
преобразовать неадекватный запрос в психологический по содержанию;
решать профессиональные проблемы в сотрудничестве со специалистами смежных областей (педагогами, дефектологами, логопедами, врачами, социальными педагогами и пр.);
четко определять границы своей профессиональной компетентности;
анализировать и обобщать опыт своей работы.
При оценке учитываются:
– разнообразие видов работ (отрицательный показатель – работа одного типа, если это не обусловлено требованиями администрации);
– методическая насыщенность различных видов работ, количество обращений, заданий (динамика в течение года) со стороны администрации, педагогов, родителей, учеников;
Примечание: положительный показатель – большое количество обращений, их разнообразие; представленность всех субъектов образовательного пространства; отрицательный показатель – низкая обращаемость; обращается только какая-нибудь одна категория; обращаются только по требованию администрации.
– наличие свидетельства об окончании курсов повышения квалификации, непосредственно связанных с содержанием работы аттестуемого; общее количество пройденных курсов повышения квалификации не оказывает решающего влияния на прохождение аттестации.
Для удобства работы экспертов предлагается форма (Приложение № 2), которая заполняется каждым экспертом в отдельности. По результатам выводится согласованная общая оценка экспертов.
Работа оценивается по двухбалльной системе «удовлетворяет – не удовлетворяет».
Оценка «удовлетворяет» свидетельствует о соответствии деятельности педагога-психолога квалификационным требованиям, предъявляемым к специалисту высшей категории. Оценка «не удовлетворяет» означает, что профессиональные качества специалиста не соответствуют требованиям высшей квалификационной категории.
По итогам экспертной работы составляется заключение (Приложение № 3), которое утверждается экспертной комиссией.
Аттестуемый имеет право ознакомиться с экспертным заключением. В случае несогласия с его выводами он имеет право обратиться в экспертную комиссию для решения спорных вопросов.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ НА АТТЕСТАЦИЮ

1. Заявление по установленной форме.
2. Аттестационный лист установленного образца.
3. Диплом о высшем психологическом образовании (базовом или втором высшем).
4. Документы о повышении квалификации по основным направлениям работы аттестуемого.
5. Характеристика-представление от образовательного учреждения.
6. Характеристика-представление окружного методического центра.

Примечание: Стаж работы педагога-психолога, претендующего на высшую категорию, должен быть не менее 5 лет. Наличие ученой степени и публикаций не имеет решающего значения для присвоения высшей категории педагога-психолога.
Документы рассматриваются комиссией, которая делает вывод о соответствии аттестуемого формальным требованиям к педагогу-психологу высшей категории.
На основании этого вывода педагог-психолог допускается к аттестации.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Критерии оценки

Оценка

Примечания
Требованиям к высшей категории
удовлетворяет не удовлетворяет
1 Постановка задач деятельности психолога в соответствии с запросами учреждения c c c
2 Профессиональная деятельность с детьми,
с педагогами, с родителями
c c c
3 Методическое обеспечение c c c
4 Результативность деятельности c c c
5 Повышение квалификации и профессионального мастерства c c c
6 Ориентация в смежных областях (педагогика, дефектология, психоневрология, криминология и др.) c c c
7 Документация:
– планы работы
– журналы регистрации
– аналитические отчеты
c c c
8 Кабинет психолога c c c
9 Авторские программы c c c
10 Методическая работа:
проведение семинаров,
«круглых столов», мастер-классов, участие в конференциях и конкурсах
c c c
11 Участие в школьных мероприятиях (педсоветы, консилиумы, родительские собрания, семинары и др.) c c c
12 Общая оценка c c c

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ФОРМА ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Заключение выносится на основании обобщения всех этапов аттестации с учетом общего культурного уровня аттестуемого.

 

Заключение включает ответы на следующие вопросы:
– Общий стаж работы.
– Стаж работы в должности педагога-психолога в данном образовательном учреждении.
– Педагогический стаж.
– Общий стаж работы педагогом-психологом.
– Когда присвоена 1-я квалификационная категория.
– Образование – высшее, в каком году, какой вуз закончил, специальность, квалификация по образованию (заполняется по диплому о высшем образовании).
– Повышение квалификации конкретно – когда, где, участие в мероприятиях, организуемых в округе и г. Москве.
– Форма квалификационных испытаний.
– Программа аттестации.
– Участие в научно-методической работе и профессиональных конкурсах.
– Участие в жизни образовательного учреждения.
– Награды (грамоты, медали, почетные значки и т.п.).
– Оценка деятельности психолога администрацией школы и руководством округа.
– Представление и оценка работы.
– Использование диагностических, развивающих, коррекционных и консультативных методов.
– Наличие авторских разработок и их оценка.
– Оценка изменений в деятельности психолога за время, прошедшее с предыдущей аттестации.
– Общая краткая оценка профессионально-личностных качеств аттестуемого.
– Общее заключение:
На основании вышеизложенного экспертная комиссия считает, что деятельность ... соответствует (не соответствует) требованиям, предъявляемым к специалистам высшей квалификационной категории, и предлагает аттестовать (не аттестовывать) ... на высшую квалификационную категорию педагога-психолога.

Председатель экспертной группы.
Члены экспертной группы:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕТЕНДЕНТА НА ВЫСШУЮ
КВАЛИФИКАЦИОННУЮ КАТЕГОРИЮ

I. Документы
Для прохождения аттестации необходимо подготовиться к собеседованию и представить следующие документы:
1. Заявление по установленной форме.
2. Аттестационный лист установленного образца.
3. Диплом о высшем психологическом образовании (базовом иди втором высшем).
4. Документы о повышении квалификации по основным направлениям работы аттестуемого. Принимаются во внимание в первую очередь свидетельства об окончании курсов повышения квалификации, непосредственно связанных с содержанием работы аттестуемого. Общее количество пройденных курсов повышения квалификации не оказывает решающего влияния на прохождение аттестации.
5. Характеристика-представление от образовательного учреждения.
6. Характеристика-представление окружного методического центра.

Примечание: Стаж работы педагога-психолога, претендующего на высшую категорию, должен быть не менее 5 лет. Наличие ученой степени и публикаций не имеет решающего значения для присвоения высшей категории педагога-психолога.

II. Материалы, представляемые экспертам при посещении ими рабочего места претендента
1. План работы на учебный год, в котором должны быть отражены следующие вопросы: с кем проводится работа, вид работы, даты проведения. В плане должно быть отражено участие психолога в общешкольных мероприятиях (консилиумы, педсоветы, родительские собрания, конференции, методические совещания и т.п.).
2. Журнал обращений и учета проведенной работы – включает запись всех заявок, поступающих к педагогу-психологу, и сроков их выполнения.
3. Аналитический отчет, включающий:
– Количественные данные о проведенной в течение года работе.
– Краткий анализ основных проблем, по которым обращались к психологу, в соответствующее подразделение психологической службы.
– Обеспеченность их решения научными, методическими средствами.
– Основные проблемы и трудности в работе, что необходимо для их решения.
– Перспективные направления работы.
Материалы, заверенные администрацией образовательного учреждения или учреждения службы, представляются за последние три года.
4. Авторские программы и другие материалы (по желанию аттестуемого).
5. Нормативно-правовая документация Службы.

III. Претендент должен подготовиться к проведению открытого занятия, выбрав тему, форму и участников занятия самостоятельно

IV. Претендент должен подготовиться к квалификационному собеседованию с экспертной комиссией
Собеседование включает обсуждение таких тем, как основные направления и виды работы, профессиональные обязанности, наличие авторских разработок, их научное обоснование; основные формы взаимодействия с родителями, педагогическим коллективом, проблемы эффективности деятельности психолога в школе, самооценка профессиональных достижений, основные проблемы и трудности профессиональной деятельности.
Аттестация проводится для того, чтобы способствовать вашему профессиональному росту, помочь вам понять сильные стороны вашей деятельности, открыть пути и способы ее совершенствования.
Ваша работа оценивается по двухбалльной системе «удовлетворяет – не удовлетворяет».
Оценка «удовлетворяет» свидетельствует о соответствии деятельности педагога-психолога квалификационным требованиям, предъявляемым к специалисту высшей категории. Оценка «не удовлетворяет» означает, что профессиональные качества специалиста не соответствуют уровню заявленной квалификационной категории.
По итогам экспертной работы составляется заключение, которое утверждается экспертной комиссией. Вы имеете право ознакомиться с экспертным заключением. В случае несогласия с его выводами вы имеет право обратиться в экспертную комиссию для решения спорных вопросов.

Желаем удачи!

Проект Положения разработан лабораторией психологической службы и аттестации кадров педагогов-психологов Московского городского психолого-педагогического института.

И.В. ДУБРОВИНА
зав. лабораторией
Психологического института РАО,
действительный член РАО