Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2004


ГИЛЬДИЯ

ИЛЛЮЗИЯ ДОСТАТОЧНОСТИ

 

...одно из главных различий
между любителем
и профессионалом
заключается в том,
что последний способен расти.

С.Моэм. Подводя итоги

 

Активное развитие практической психологии в последние два десятилетия привело к появлению новых психологических вузов и отделений и к переориентации давно существующих факультетов психологии. Если раньше психологическое образование носило академический характер и нацеливало на теоретическую работу, то сегодня актуальной стала подготовка специалистов прежде всего в области практической психологии.
Эта тенденция явным образом обнаруживается в сфере школьного обучения, именно поэтому число практических психологов значительно превышает штат академических, занятых исследованием теоретических основ обучения и воспитания. Более того, согласно регулярно приводимым данным, психологов образования с каждым годом становится все больше и больше. Если исходить из установленной Министерством образования нормы: один психолог на 500 детей, а также учитывая снижение рождаемости, в ближайшее время может наступить переизбыток психологов. В то же время молодые дипломированные специалисты не стремятся пробовать свои силы в школе. Школьных психологов по-прежнему не хватает. Неужели все дело в заработной плате?
Факт невысокого уровня доходов школьных психологов хорошо известен и в дополнительных доказательствах не нуждается. Такое объяснение выглядит весьма убедительно и, что самое главное, позволяет самим психологам — и тем, кто учит, и тем, кто учится, — снять с себя ответственность за сложившуюся ситуацию. Однако профессиональное общение с выпускниками психологических факультетов московских вузов позволяет предположить, что дело отнюдь не только в материальной неустроенности.

ДОЛЯ ИСТИНЫ

Не так давно увидела свет книга московского психолога А.В. Юревича «Психологи тоже шутят» («Школьный психолог» писал об этом оригинальном, не имеющем аналогов издании), в которой в юмористической, иногда не лишенной сарказма форме повествуется о современной психологии. В частности, автор замечает, что «практические психологи это практически психологи, т.е. в общем-то психологи, но не совсем». При этом сам автор причисляет себя не к практическим, а к академическим психологам и, следовательно, может ошибаться. Велик соблазн признать сказанное шуткой. Но в любой шутке есть доля истины.
Значительно более продуктивным и полезным для общего дела будет рассматривать сказанное как повод задуматься о том, что же не так в современной практической психологии. Пока недовольство состоянием психологии и качеством оказываемых психологами услуг не переросло дозволенные рамки и не привело к отрицанию психологической науки вообще, есть время разобраться в причинах такого отношения к практической психологии.
Было бы наивно пытаться в небольшой публикации осветить все стороны проблемы. Речь пойдет об одном, но весьма существенном аспекте подготовки практических психологов образования.

ОБРАТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Получив солидную психологическую подготовку, выпускники далеко не всегда чувствуют себя уверенно, столкнувшись с необходимостью решать те реальные задачи, которые ставит перед ними школа. Может быть, они проявили недостаточное усердие во время учебы? Отчасти это, конечно, так, но высокий уровень рефлексии и, как результат, недовольство собой свойственны как раз тем вчерашним студентам, которые учились с неослабевающим интересом, аккуратно записывали лекции и по возможности читали рекомендуемую литературу.
Может быть, в учебных планах не хватает практических дисциплин? Скорее наоборот: налицо тенденция усиления именно практической подготовки — расписание занятий изобилует практиками и практикумами. Начинание, на первый взгляд позитивное, не только не сопровождается ожидаемым успехом, но приводит, увы, к негативному результату. Основное время отводится практическим занятиям, не будем скрывать, за счет сокращения часов, положенных на теоретическую подготовку. И это приводит к парадоксальному результату: выпускники не владеют ни теоретическими знаниями, ни практическими умениями.
Именно на эту особенность подготовки и обращают внимание выпускники, которые хотели бы работать в школе. Они не чувствуют уверенности в себе в силу того, что осознают слабость своей теоретической подготовки и оторванность практических знаний (пусть это не покажется странным) и от психологической науки, и от педагогической практики. Иначе говоря — налицо иллюзия достаточности практической подготовки для практической по содержанию работы.
Имея в своем арсенале немало диагностических и коррекционных методик, молодые специалисты с трепетом переступают порог школы, так как не знают, как и о чем говорить с педагогами, с чего начать диалог с подростками, как подойти к решению проблем, возложенных на них администрацией. Их этому не научили.
Вопрос о том, как готовить специалистов для психологической работы в школе, до сих пор остается открытым. Однако можно уверенно сказать, как не надо учить.

МАЛОЕ ЗНАНИЕ

Словосочетание «практическая психология» состоит из двух слов: «практическая» и «психология». Обучение на психологических факультетах, ориентирующих студентов на практическую работу, построено с явным акцентом на первом слове, причем понимаемом буквально (слово «практика» имеет греческое происхождение и означает «деятельный»).
В данном словосочетании главным является слово «психология», и между теоретической и практической психологией значительно больше общего, чем между практикующими психологом и педагогом.
Установка на овладение практическими методиками не может обеспечить высокой профессиональной подготовки, так как по большому счету для проведения тестового обследования совсем не обязательно быть психологом, вполне достаточно уметь читать. Но при этом работа психолога теряет самое главное — она перестает быть психологической по своему содержанию.
Перед практическим психологом стоит практическая задача, которая решается практическими средствами, которые имеют — и далее цепочка со словом «практический» прерывается — теоретическое обоснование для своего применения.
Представьте себе такую типичную для школы ситуацию: перед вами неуспевающий ученик и ваша задача — вместе с педагогом помочь этому ученику в усвоении школьной программы. Какие бы методики вы ни применяли, вы сможете лишь подтвердить то, о чем учитель знает и без вас. Вы получите право называться психологом лишь тогда, когда проникнете в механизмы школьной неуспешности и будете в состоянии отыскать ее причину — нарушение внимания, слабость логических процессов, отсутствие мотивации к учению, несформированность произвольных процессов и т.п. Именно этому, к сожалению, будущих психологов и не учат.
Классик современной психологии Ганс Айзенк иллюстрировал тезис «малое знание — опасная вещь» следующим положением: обладание профессиональной книгой может превратить читателя в профессионального психолога не в большей степени, чем обладание термометром может превратить его в практикующего врача. В то же время, продолжает Айзенк, иногда полезно узнать температуру, и термометр позволяет получить ответ на этот вопрос, даже если его владелец не имеет медицинского образования. Иначе говоря, обращение к опроснику или иному тестовому обследованию представляет собой лишь одно из звеньев работы психолога, а никак не ее окончание. А собственно психологическая работа как раз лежит за пределами самого обследования и заключается в выборе адекватных методов работы и интерпретации полученных данных.

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Подготовка психологов для работы в образовании только набирает силу, и найти те или иные ее недостатки не составит большого труда. Критиковать, как известно, дело нехитрое, но не это было главной задачей автора. Обнаружение слабых сторон профессиональной подготовки психологов может способствовать определению путей их дальнейшего, уже самостоятельного повышения профессионального мастерства.
Начинающие психологи, владеющие не одним десятком практических методик, чувствуют себя беспомощными в школе. Чего им не хватает? Приходится признать, что, не успев начать профессиональной карьеры, практические психологи образования вынуждены пополнять свой багаж знаний.
Из всего сказанного следуют простые выводы и советы, воспользоваться которыми можно без дополнительной подготовки, что называется «здесь и сейчас».
Во-первых, не следует проводить большого числа психологических обследований — ни у вас на это нет времени, ни тем более у детей. Попробуйте заменить тестовые обследования наблюдением за поведением детей на переменах, во время совместной подготовки стенгазеты и на экскурсиях. Посмотрите, как работают дети на уроках: кто постоянно и активно, кто время от времени, а кто и вовсе «отсутствует».
Во-вторых, не ограничивайтесь прочтением инструкций к предлагаемым методикам и правил количественной обработки данных. Кроме того, старайтесь подбирать методики, предполагающие качественный анализ полученных результатов. Вы наверняка уже сами успели убедиться, что за одними и теми же количественными показателями нередко скрываются разные психологические причины, их обусловившие.
В-третьих, большое количество вопросов в личностных методиках и заданий в интеллектуальных тестах провоцирует на то, чтобы сократить, убрать ненужные, лишние, на ваш взгляд. Лучше отказаться совсем от трудоемких методов работы, в противном случае вы заслуживаете упрека в непрофессионализме.

Марина СТЕПАНОВА,
педагог-психолог московской гимназии 1541