Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №46/2004
 

В Москве зима. Наступила она в этом году сразу, без раздумья. Утром еще была осень, и газоны — свидетельство усилий городского благоустройства — зеленели с вызывающим для ноября неприличием. Деревья, правда, все уже были голые и только подрагивали ветвями от шумных визитов ворон.
А потом вдруг пошел снег — не робкий и не мокрый, а обильный, по легкому морозцу, и все сразу засыпал. Зима пришла быстро и решительно — за два часа наступила смена времен года...
В преддверии зимы я всегда рассказывала ученикам о традиции в Корчаковском Доме сирот — устраивать праздник Первого Снега.
В этот день уроки отменялись, и все — воспитанники и педагоги — высыпали на улицу. И играли в снежки, и валялись в снегу, и радовались жизни. Такой вот праздник.
Я говорила детям: если только мы увидим, что пошел снег, мы поступим так же! Мы отложим все дела — все, кроме тех, что связаны со снегом, побежим на улицу и будем играть.
Но в моей учительской жизни такого праздника не случилось. То снег был «ненастоящий» — мокрый, не способный долететь до земли. И играть с ним было невозможно. Или он выпадал накануне — что уже не в счет. Или вечером, когда школьный день давно закончен. Тогда, по правилам, «праздновать» снег нужно было в одиночку или с друзьями по двору — очевидцами события...
Возможно, праздники как состояния разделенных переживаний даются педагогам по заслугам. Возможно, такой праздник — для тех, кто живет с детьми, не разделяя жизнь на части, а время — на «свое» и «рабочее». Для тех, чья жизнь есть чистое Служение. До нас же весть о таких праздниках доходит как волшебная сказка, как прекрасная легенда о Великом Единении — детей, взрослых и Первого Снега.

Марина АРОМШТАМ