Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2005


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ

Ольга ПАХОМОВА

 

ПСИХОЛОГИЯ ПОНИМАНИЯ

У нас в школе появился психолог. Вчера он приходил к нам в класс и приглашал всех желающих на занятия психологического клуба. Мы с моим другом Тошей решили обязательно пойти, чтобы узнать, что же такое эта психология, о которой столько все говорят.
Дома я сказал маме, что буду ходить в психологический клуб. Мама была очень довольна. Она сказала, что, если я действительно собираюсь стать писателем, знание психологии мне пригодится. Еще мама добавила, что, когда она была маленькой, у них в школе психологию не изучали, и она об этом часто жалеет, потому что, хотя она и не писатель, знание психологии ей бы очень пригодилось, чтобы воспитывать меня.
Я сказал маме, что она и так хорошо меня воспитывает, и пообещал рассказывать ей о занятиях, если там будет что-то интересное. А для себя решил записывать все, что там происходит, потому что это будет хорошей писательской тренировкой.
И вот сегодня после уроков мы с Тошей не пошли домой, а поднялись в кабинет литературы, где должно было состояться первое занятие клуба.
Там уже собрались ребята из разных классов, они были заняты тем, что все столы сдвигали к стенам, а стулья ставили по кругу. Мы немножко удивились, но стали им помогать.
Потом все сели, и получился широкий круг из сидящих людей, а посередине осталось свободное место. Так началось наше первое занятие.

Тима Торопов,
7-й класс «А»

В ПОИСКАХ СМЫСЛА

ЗАНЯТИЕ 1

ЧЕМ МЫ БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ?
— Здравствуйте, — сказал психолог. — Я рад, что вы пришли в психологический клуб. Давайте знакомиться.
Он сказал, как его зовут, и все ребята по очереди вставали со своих стульев и говорили, как их зовут и из какого они класса.
Потом психолог говорит:
— Если у вас есть вопросы, то вы их задавайте, не стесняйтесь.
А мы и не стеснялись. Сначала один мальчик спросил, зачем стулья расставили по кругу.
Психолог объяснил, что мы будем много общаться, разговаривать, поэтому нужно, чтобы мы могли видеть друг друга.
— А о чем мы будем разговаривать? — спросила Ксюша, отличница из параллельного класса.
Психолог ответил, что говорить мы будем о том, что такое «понимание» и что такое «смысл».
— А с нами уже директор о смысле жизни говорил, когда мы стекло в раздевалке разбили, — вспомнил Алик.
Психолог сказал, что, слава богу, мы в психологическом клубе еще не успели ничего разбить, поэтому о таком большом и важном вопросе, как смысл жизни, мы пока говорить не будем. мы будем обсуждать смысл разных поступков и обстоятельств. Попробуем разобраться — что это такое — СМЫСЛ? Откуда берутся смыслы? Как получается, что мы их понимаем?
Еще психолог добавил, что понимание — одна из самых удивительных способностей человека и оно связано со смыслом, потому что еще Пушкин писал:

... Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу.

Чтобы мы смогли как следует понять, что такое «понимание», психолог предложил нам поиграть в одну интересную игру.

ИГРА "СИТУАЦИИ"
Играют в нее так: ведущий задумывает какую-нибудь ситуацию, а остальным участникам игры о ней не рассказывает, вернее, рассказывает, но в общих чертах. Участники задают ведущему вопросы и пытаются разобраться, что же на самом деле произошло. Вопросы должны быть такие, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет». Например, нельзя спрашивать: «Какого цвета платье у этой девочки?», а нужно спросить: «У нее платье голубое?», «У нее платье зеленое?».
Я хорошо знаю эту игру, потому что летом мы в нее играли с моим двоюродным братом. Но я не думал, что она связана с психологией.
Психолог закончил объяснять правила игры и задал нам ситуацию: «В помещение входит Джон, Боб падает, Боб чуть не умер, но в последний момент Джон его спас».
Мы начали задавать вопросы.
— Боб упал оттого, что Джон вошел? — Да.
— Джон стукнул Боба дверью? — Нет.
— Джон специально сделал так, чтобы Боб упал?
— Нет.
— Дело происходило на космическом корабле, и Джон открыл люк как раз в тот момент, когда Боб снял скафандр? (Это спросил очкарик Миша, про которого говорят, что он очень умный.) «Вот это да! — подумал я. — Рис. С. Пахомова и А. КазилоРаз-два, и раскусил, в чем дело».
Но психолог сказал:
— Нет.
Все задумались.
— Джон споткнулся на пороге?
— Хороший вопрос. Да.
— А-а, знаю! — закричал Алик. — У Джона был в руке заряженный пистолет. И когда он споткнулся, пистолет случайно выстрелил!
— Нет.
— Может быть, Джон был привидением, и Боб упал в обморок от страха? (Это сказал мой друг Тоша.)
Тут все как заорут:
— А как же Джон его спас, если он был привидением?!
— Он просто исчез, — объяснил Тоша. — Растворился в воздухе. И этим он его спас.
Мы так кричали, что даже не слышали, что ответил Тошке психолог. И ему пришлось несколько раз повторять:
— Нет, Джон не был привидением. Нет, это не так.
Наконец все успокоились и снова стали задавать вопросы.
— Боб упал на пол? — Да.
— Он перед этим стоял? — Нет.
— Сидел? — Нет.
— Он упал с потолка? — Нет.
— Со шкафа? — Нет.
— Со стола? — Да.
— А что он делал на столе?
— Это неправильный вопрос.
— Боб ушибся?
— Да, немножко.
— А почему он чуть не умер, если ушибся немножко?
— Неправильный вопрос.
— Он потерял сознание? — Нет.
— Он мог встать? — Нет.
— Он сломал ногу? — Нет.
— У него были ноги? — Нет.
...Что?!! Ребята, у него не было ног! Боб — инвалид!
— Тогда понятно, почему он упал со стола. Это был операционный стол. А Джон — хирург, хотел сделать ему операцию, но случайно споткнулся и опрокинул стол.
— Ничего себе, операция!
— Так не бывает! Операционные столы очень крепкие.
— Подожди, давай спросим у психолога. Это был операционный стол?
— Нет.
Мы опять зашли в тупик. Тут Игорь говорит:
— Ну хорошо, ног, допустим, у него не было — это мы выяснили. Но голова-то у него была?
— Голова была, — согласился психолог.
— А хвост?
— И хвост был.
Рис. С. Пахомова и А. КазилоЧто же, думаю, получается — Боб не человек? Все как-то одновременно это поняли и стали кричать:
— Он кошка? Собака? Слон?
Но психолог отвечал: — Нет. Нет. Нет.
Я попытался представить, как безногий слон падает со стола, и мне стало нехорошо. И тогда я тоже закричал:
— Вы что, — дураки? Какой слон? У него же нету ног!
Все замолчали, и Галя сказала тихонько:
— Это рыбка?
И тогда закричал психолог. Он закричал:
— Да! Это — рыбка!
Ситуация окончательно прояснилась: Джон вошел в комнату и опрокинул аквариум. Рыбка Боб чуть не задохнулась, но Джон быстро подхватил ее и сунул в банку с водой.

Игра всем понравилась, и мы хотели бы поиграть еще. Но психолог сказал, что сначала нужно разобраться, что же нам удалось узнать.
— Нам удалось узнать, что Боб — рыбка, — напомнил Алик. — Что же еще?
Но психолог объяснил, что дело тут не только в рыбке. Игра показала нам, как из непонятного получается понятное. Это произошло буквально на наших глазах, и все мы в этом участвовали. А теперь нам нужно разобраться — как это произошло? Что мы при этом делали, что чувствовали?

Обсуждаем игру
Мы сказали, что ничего особенного не делали, а просто задавали вопросы.
— А я что делал? — спросил психолог.
— А вы нам отвечали!
— Верно, — подтвердил психолог, — ПОНИМАНИЕ — это всегда вопросы и ответы, другими словами — диалог.
Но мы не согласились, что так бывает всегда.
— Когда я решаю задачу, — сказал Миша, — то я ни у кого не спрашиваю, а стараюсь сам ее решить.
— Нет, — возразил психолог, — когда ты решаешь задачу, то тоже получается диалог: сначала автор задачника задает тебе вопрос, потом ты мысленно задаешь себе вопросы и сам же на них отвечаешь.
Миша согласился, что, пожалуй, так оно и есть.
— А вот у меня сестренка и братишка — двойняшки, — сказала Света. — Когда они были маленькие, мы же понимали, что им нужно. Что они хотят спать или есть. Какой же это диалог, если они вообще не умели говорить?
Но психолог объяснил, что это тоже можно считать диалогом, потому что тут есть обратная связь. Малыши ведь отвечали на вопросы, только не словами, а своим поведением.
Потом психолог снова спросил нас про игру:
— Что вы почувствовали, когда поняли ситуацию? На что это было похоже?
Мой друг Тоша ответил:
— Так бывает, когда читаешь детектив и на последней странице узнаешь, кто убийца. (Тошка обожает детективы, когда вырастет, он станет частным сыщиком.)
Сеня (которого я пока что мало знаю) сказал:
— Так бывает, когда складываешь картинку из мозаики. Сначала ничего не понятно, а потом каждый кусочек занимает свое место — и все понятно!
Оленька (странноватая девочка из нашего класса, иногда задает такие вопросы, на которые учителя не могут ответить) сказала:
— Было похоже, как будто мы были в темноте, а потом вдруг — раз! — и зажегся свет. И все стало ясно.
Психолог был доволен нашими ответами и сказал, чтобы мы постарались запомнить свои ощущения. Потом он нас спросил, знаем ли мы, что такое смысл.
Мы ответили, что знаем. Но когда попытались объяснить, что же такое смысл, это оказалось неожиданно трудно. То есть мы, конечно, сказали, что смысл — это что-то важное и что в словах он тоже есть, потому что если слышишь незнакомое иностранное слово, то не понимаешь его смысла. Но больше ничего вспомнить не смогли.
Рис. С. Пахомова и А. КазилоПсихолог сказал, что не только школьники, но и взрослые часто не знают, как определить слово «смысл», но при этом прекрасно видят, где смысл есть, а где его нет.
Мы сказали, что тоже это видим.
Тогда психолог спросил, какой смысл, по-нашему мнению, имеет ситуация про Джона и Боба.
Тут у нас вышел спор. Одни говорили, что главное в ситуации то, что Джон спас Боба, и в этом ее смысл. А другие считали, что весь смысл в том, что Боб оказался рыбкой. Мы спросили психолога, кто прав, но он ответил, что верны оба мнения, потому что ситуация имеет несколько разных смыслов.
После этого психолог напомнил нам, что во время игры, пока мы еще не знали, что Боб — рыбка, то предлагали другие версии — про космонавта, который не закрыл за собой люк, про привидение, которое напугало Боба. Эти версии чем-то похожи на задуманную ситуацию, а чем-то отличаются.
Мы подумали немножко и догадались — у разных ситуаций может быть сходный смысл.
А потом психолог дал нам задания, и мы стали их выполнять.

ЗАДАНИЯ
1. Придумать ситуацию, по смыслу похожую на историю про Джона и Боба, но с другими обстоятельствами и персонажами.
2. Придумать ситуацию, по каким-то обстоятельствам похожую на историю про Джона и Боба, но имеющую при этом совсем другой смысл.
Попробуйте выполнить эти задания, а потом прочитайте, какие ситуации придумали мы.

СИТУАЦИИ, ПОХОЖИЕ И НЕПОХОЖИЕ
НА ИСТОРИЮ ПРО ДЖОНА И БОБА

1. Джон и Боб – люди. Боб болен, и ему срочно надо выпить лекарство. Входит Джон, спотыкается и проливает это лекарство. Боб чуть не погиб, но в последний момент Джон находит другое лекарство и спасает его.
2. Дело происходит под водой. Джон – водолаз, а Боб – рыба, но только очень большая, например рыба-пила. Джон работает в каюте затонувшего корабля, а Боб туда заплывает и случайно своим острым носом перерезает кислородный шланг. Водолаз Джон начинает захлебываться и чуть не тонет, но Боб поднимает его на поверхность и этим спасает.
3. Джон и Боб – люди. Боб сидит за столом и собирается пить кофе из чашки. Он не знает, что в кофе подложен смертельный яд и пить его нельзя. Но тут в комнату вваливается Джон, спотыкается и случайно опрокидывает чашку. Отравленный кофе проливается на пол, и Боб спасен.

 

Словарь терминов и мысли умных людей

В самом конце занятия психолог написал на доске значения некоторых слов и мнения ученых о смысле.

Смысл – 1. Внутреннее содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом. 2. Цель, разумное основание. 3. Разум.

(Словарь русского языка С.И. Ожегова)

Ситуация – положение, обстановка, совокупность обстоятельств.

(Словарь иностранных слов,
под ред. И.В. Лехина и проф. Ф.Н. Петрова)

 

 

«Смысл – это всегда смысл чего-то. Не существует «чистого» смысла».

A.Н. Леонтьев,
известный психолог

«Смысл – это всякий раз также и конкретный смысл конкретной ситуации».

Виктор Франкл,
австрийский психолог и психиатр

«Смыслами я называю ответы на вопросы. То, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено для нас смысла».

М.М. Бахтин,
философ и филолог

«Самое непонятное в природе – что ее можно понять».

Альберт Эйнштейн,
великий физик

«Способность понимать как одна из важнейших сущностных сил человека».

А.А. Брудный,
философ и психолог

«Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять».

С.Л. Рубинштейн,
психолог