Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ:
ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ

М.И. Лукьянова
М.: Сфера, 2004

Московское издательство «Сфера», специализирующееся на выпуске учебной и методической литературы, взяло на себя смелость опубликовать работу, относящуюся к своеобразному жанру, который пользуется популярностью в весьма узких кругах. Книга издана в серии «Педагогическое мастерство» и адресована, как указано в аннотации, прежде всего школьным психологам, а также руководителям образовательных учреждений и работникам системы повышения квалификации. Можно предположить, что и посвящена она приемам формирования педагогического мастерства. Книга действительно содержит определенные практические разработки, однако практическим руководством вовсе не является. Она выполнена в мало популярном жанре научно-педагогической монографии, точнее – диссертационного исследования. Вообще-то диссертационные работы традиционно выполняются по рутинной схеме. Даже беглого знакомства со структурой и стилистикой данной книги достаточно, чтобы понять – именно как диссертация она и создавалась. Бросается в глаза до боли знакомая, утвержденная ВАКом структура – «Актуальность проблемы», «Цель исследования», «Научная новизна» и т.д. Чувствуется, что соискатель продемонстрировал изрядную дисциплину и аккуратность. Даже обработка результатов проведена с исключительной статистической скрупулезностью (хотя, признаться, при обсуждении проблемы педагогического мастерства статистические формулы выглядят несколько комично).
Не секрет, что диссертационные исследования вообще не предназначаются для чтения и служат целям сугубо ритуальным. Редкое исключение может составить работа особой научной новизны и большой практической значимости. Данная работа, в самом деле, довольно интересна. В ней автором предпринята попытка выделить разнообразные аспекты психолого-педагогической компетентности учителя, предложены приемы ее оценки и совершенствования (соответствующие опросники с инструкцией по обработке результатов, а также сценарии тренингов и представляют самую практически ценную часть работы). Для школьного психолога разработки автора могут послужить если не руководством, то по крайней мере ориентиром в налаживании сотрудничества с педагогами. Так что ознакомиться с книгой было бы весьма полезно и поучительно.
По крайней мере в одном отношении практическая ценность книги сомнений не вызывает. Тем коллегам, кто всерьез подумывает об обретении ученой степени или уже занят сочинением собственного научного труда, предназначенного для защиты, книга предоставляет весьма добротный образец исполнения и оформления соответствующего исследования. Выполнив предложенную последовательность шагов и изложив результаты аналогичным слогом, можно смело выходить на защиту. А потом после небольшой «косметической» правки можно и вынести работу на суд массового читателя. Правда, в последнем случае успех не гарантирован.

Сергей СТЕПАНОВ