Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2005


КНИГА В ГАЗЕТЕ

ПСИХОКОНСТРУИРОВАНИЕ МЕТОДОМ ПРОЕКТИВНОГО РАССКАЗА

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Глава 2.
Проективные рассказы

Нередко для полноценного консультирования активного слушания оказывается недостаточно. Вступив в контакт с учащимся, преодолев психологические барьеры общения, педагог может использовать взаимное состояние высокой доверительности для трансляции некоего опыта, сформулированного в виде поучительной истории, притчи, даже сказки.
Далее предлагаются образцы подобных проективных рассказов, в наибольшей степени оправдавших себя на практике. Каждый из приведенных рассказов снабжен названием, отвечающим его назначению. Это, на наш взгляд, облегчает пользование пособием. Следует также заметить, что предполагаемые тексты, как и активное слушание, вполне могут быть использованы и для работы педагога, мастера производственного обучения с группой учащихся.

2.1. Как же можно не курить?
Не переживай. Если ты куришь, никто не собирается отговаривать тебя от этого занятия. А если не куришь, то и уговаривать тебя курить я не намерен.

Вспомни первую затяжку
Тем, у кого нет личного опыта, придется поверить на слово. Итак, было это в школьном туалете. Или за углом здания школы. Вы сбились в кучу, и Петька вынул пачку сигарет. Конечно, они назывались не «Мальборо». Или все-таки «Мальборо»? Курение оказалось делом непростым.
Обнаружилось, что сигарету нельзя запихивать глубоко в рот, а не то намокнет. Нельзя ее оставлять и на самом краешке губы, а то вывалится. Тут уж все обязательно будут ругать тебя и смеяться над тобой. А это самое ужасное – оказаться посмешищем и неумехой в таком взрослом, мужском деле. Поэтому многие твои приятели сделали свои первые тренировочные затяжки втихаря, в одиночку. Может быть, их тошнило, они давились дымом до слез, у них кружилась и болела голова, но никто не был свидетелем их слабости. Сейчас они, изображая бывалых курильщиков, ждут, что произойдет после первой затяжки с тобой. Помнишь? Помнишь, как долго и серьезно обсуждался вопрос о глубине затяжки, как разоблачали тех, кто просто набирает в рот дыма, не затягиваясь. Не показалось ли тебе тогда, что, закурив, ты стал чувствовать себя чуть взрослее? Запугивание и преследование курильщиков в школе, рассказы о вреде курения – все это до сих пор помогает тебе чувствовать себя почти героем. Ведь ты, несмотря на чудовищные, жуткие опасности для жизни, куришь.
Но курение действительно чрезвычайно вредно. Все это знают. И все-таки курят. Знаешь, почему? Вот почему.

Зов предков
Раньше во многих человеческих культурах были обряды посвящения во взрослые. Общим в них было то, что подросток проходил публичное испытание в каком-либо виде деятельности, и, кроме того, демонстрировал способность терпеть боль или какие-нибудь другие неприятные физические ощущения.
Сдача экзаменов, защита диплома, первые самостоятельно заработанные деньги у современного молодого человека напоминают обряд посвящения во взрослые лишь отчасти. Хотя такие обряды в полном, развернутом виде давно ушли в прошлое, все же где-то в древней, родовой памяти, в дальних уголках сознания, а точнее, подсознания у многих из нас потребность в чем-то этаком, похожем на древний обряд, сохранилась.
Первая мучительная затяжка как раз и стала своеобразной данью древнему обряду посвящения, вхождения во взрослый мир.
Обрати внимание, какие задумчивые, важные и глубокомысленные лица делают курильщики, когда тянут дым. Их завораживает древняя магия старого обряда, перекликающаяся с курением с момента их первой затяжки. Дым из носа, колечки изо рта, спичка, зажженная о штаны, эффектное выщелкивание сигареты из пачки, затейливые зажигалки, красивые сигаретные коробки – все это ритуальные действия, без которых не бывает настоящих обрядов.
Поэтому-то курение особенно распространено именно у отсталых народов, а также среди малообразованных слоев населения. И те и другие находятся в большой зависимости от древних традиций.

Про сосунков
Достаточно назвать курение сосанием дыма, и магия древнего обряда пропадает. Привычные, солидные, взрослые фразы типа «Дай покурить» – если заменить в них глагол «курить» на глагол «сосать» – превращаются во что-то совсем уж несолидное, младенческое, ползунковое.
Фразы «Пойдем подымим» или «давай посмолим» также не соответствуют действительности. Не поленись, поброди при случае в ближайшей сосновой роще. Вдохни там запах настоящей смолы. Почувствуешь разницу между ароматом смолы и вонью сигаретного дыма. Значит, если отказаться от магии слов и назвать все своими именами, то вместо «Пойдем посмолим, подымим» следует говорить «Пойдем, повоняем». Интересно, кого можно увлечь подобным предложением.
Итак, дорогой мой курильщик, ты чувствуешь, как тебя заколдовали простые слова, откликающиеся на древние инстинкты. Покурить и посмолить иной раз хочется ужасно. Особенно если осознаешь, как это противно и вредно. Посасывать и пованивать почему-то не хочется совсем. Верно? Слова разные, а обозначают одно и то же. Что поделаешь, магия.

Рекомендация для родителей
Если вы против того, чтобы ваш ребенок курил, быть некурящим родителем просто необходимо. Но этого мало. Не давайте забывать членам семьи о вашем отвращении именно к запахам, издаваемым курящими. Бранить же самого юного курильщика бесполезно. Этим вы лишь закрепите его привычку.

2.2. О любопытстве и жестокости

Где же норма?
Именно из уст учителей, участковых, родителей и прохожих ты чаще всего слышишь обвинения в черствости, жестокости, бездушии, наплевательстве, цинизме, озлобленности... Стоп. Кажется, я увлекся. Если у кого-то есть желание, продолжите этот список самостоятельно. А лучше составьте другой. Можете с ходу написать, назвать несколько своих отрицательных качеств? А положительных?
Один тринадцатилетний хулиган назвал среди своих недостатков доброту. «Я слишком добрый и мягкий по характеру для этого жестокого мира», – сказал он мне. А куда запишете доброту вы? В список своих достоинств или недостатков? И запишите ли вообще? Я пока не буду выяснять, какой из этих вариантов является «нормальным».

За любопытство – смерть
Это не про нас, не про людей. Это про крыс. Но иногда кажется, что почти что про людей. А эксперимент проводился с крысами. Для целой крысиной стаи в большой вольере создали условия полноценной и беззаботной жизни. Была еда, питье, уютные теплые норы. Для особо любопытных был оборудован специальный крысиный ход, который вел в холодное, мокрое, неуютное помещение, полное пугающих звуков и отталкивающих даже крысу запахов. А на полу – битые стекла. Каждая крыса из стаи хотя бы разок побывала в этом отвратительном месте и впоследствии теряла к нему всякий интерес. Там ведь не было ни еды, ни питья, ни тепла. Но некоторые крысы, несмотря ни на что, регулярно туда наведывались. Так в крысиной стае образовалась группа «любопытных романтиков». Им, кроме сытого желудка, безопасности и приятной компании, позарез нужны были приключения. Остальные крысы не испытывали жажды приключений и жили как «добропорядочные обыватели».
Когда однажды в вольере отключили отопление и холод нарушил безмятежную жизнь стаи, коллективному истязанию со стороны основной массы крыс подверглись почему-то именно «любопытные романтики». Тогда экспериментаторы решили дать возможность каждому «романтику» свести счеты со своими обидчиками. В клетку, разделенную решеткой пополам, помещали «обывателя» и «романтика». «Романтик», находясь на своей половине, никак не мог достать своего недруга... Но он имел возможность, нажимая на специальную кнопку, пропускать электрический ток по полу под ногами «обывателя». В этом случае крыса-«обыватель» подскакивала и кричала от боли. Но крысы-«романтики» не мстили своим обидчикам! Они старались не задеть эту злополучную кнопку даже случайно. А если экспериментатор устанавливал в клетке мстящей крысы эту же кнопку, но размерами почти во весь пол, то крысы, отличающиеся любопытством и жаждой новых впечатлений, в этом случае никакого любопытства к страданиям другого не испытывали. Наоборот, сознательно ограничивая себя в движениях, эти «любопытные романтики», забивались в угол так, чтобы ни в коем случае не коснуться этой огромной кнопищи, хотя запросто могли наступить на нее всеми своими четырьмя лапами. Любопытные не были жестокими. Когда же возможность для расправы получала крыса-«обыватель», она незамедлительно пользовалась этой возможностью. «Обыватель» била «романтика» током до тех пор, пока жертва не погибала. Налицо была жестокость. Ну и любопытство, быть может. Правда, любопытство особое – любопытство к страданиям другого.

Всегда ли в мире торжествует справедливость?
И ты, и я, мы с детства верим, что добро всегда одержит верх над злом, что в конце любого фильма «наши всегда побеждают», что в мире рано или поздно, но всегда торжествует справедливость. Может быть, это и так... Но детская эта вера делает нас жестокими в отрочестве. Почти такими же, как крысы-«обыватели».
Помните изречение «победителей не судят»? Оно, вероятно, придумано теми, кто верит в непременное торжество справедливости. Ведь если ты победил (а справедливость непременно торжествует), значит, твоя победа справедлива и ты достоин похвалы. И пусть побежденный плачет. Как-то группе специалистов-экспертов, хорошо знающих правила дорожного движения, предложили оценить киносюжеты автомобильных катастроф. Сюжеты были предельно просты. Вина водителя и невиновность пешехода были бесспорны. Но оценки экспертов менялись и зависели от того, что они узнавали о дальнейшей судьбе пешехода. Если выяснялось, что пешеход не пострадал, либо пострадал незначительно, происшествие оценивалось экспертами справедливо. Если же выяснялось, что пешеход погиб или стал инвалидом, то большинство экспертов утверждало, что и пешеход отчасти виноват. Иначе говоря, с детства засевшая вера в непременное торжество справедливости мешала даже специалистам признать возможность гибели по несправедливой случайности. Раз, мол, попал под машину, значит, сам виноват. Да и нам с тобой, вслед за этими экспертами, так иногда не хочется думать, что несправедливость время от времени тоже торжествует. Поэтому и ожесточаемся, когда, расставаясь с детством, берем с собой во взрослую жизнь «веру в справедливый мир». А в поисках справедливости обвиняем всех и вся, делая их своими врагами. Может быть, и крысы-«обыватели» ожесточились на инакомыслящих «романтиков», веря, что мир их вольеры справедлив и просто так, ни с того ни с сего похолодать не может, а похолодало по вине этих непонятных «романтиков», лазающих неизвестно куда и неизвестно зачем? Значит, это любопытные во всем виноваты? К сожалению, крысиная стая молчит, не может, по понятным причинам, рассказать нам о ходе своих мыслей. но нам открыты их поступки.
Прикинь, не случается ли и тебе иной раз искать «козла отпущения», когда тебе плохо и когда не хочется искать выход из безвыходного положения? Может быть, и многие из нас, людей, не прочь пропустить электрический ток под ногами у какого-нибудь любопытного? Правда, у людей все сложнее, и далеко не каждый из тех, на кого мы обрушиваем свою жестокость, похож на крысу-«романтика».
Так что же, считать нормальной позицию жестокого «обывателя», свято верящего, что справедливость торжествует всегда, не дающего спуску врагам, которые часто ни в чем не виноваты? Или считать нормой позицию любопытного «романтика», отвергающего жестокость даже по отношению к врагам реальным? У каждого из них, как и у каждого из нас, свой ответ. А у тебя?

2.3. О сквернословии
А кто, собственно, ругается?
Лучше спросить, кто не ругается. Идут по улице навстречу мне подростки. Громкие голоса. Сначала слышна брань. подходят ближе. Теперь можно разобрать и нормальные, цензурные слова и обороты. Но последних все-таки меньше. А вот взрослые мужчины идут. Тихо о чем-то говорят. И как-то естественно так у них получается, что каждое пятое слово оказывается нецензурным. Семиклассницы мимо прошмыгнули. Щебечут о чем-то своем. И словечки однообразно знакомые непринужденно так лепят и лепят. Догадались какие? Да, именно те самые, нецензурные. Так уж выходит, что ругаются все. Когда? Всегда. А это тогда разве плохо? Если все и всегда? Но тогда почему эти словечки не печатают? Может быть, их печатать начать? Можете ли вы себе представить напечатанный в журнале рассказ, начинающийся примерно так: «Было раннее утро, трам-тарарам. Трам-та-ра-рамистый Петя лениво заворочался в своей пим-пи-рим-пим-пимистой кровати, услышав, трах-та-ра-рах-тах-тах, звук этого уже окончательно обум-бурум-бумбевшего будильника...» Ну и так далее. Как вы догадались, вместо ругательств в рассказе временно употреблены искусственные заменители типа «трам-тара-рам-там-там». Иногда, вместо нецензурных бранных слов некоторые школьники, особенно те, кто недолюбливает химию, используют названия химических элементов. Тогда ругательство звучит примерно так: «Ангидрид твою перекись водорода через двуокись марганца», что в переводе на нормальный человеческий язык может означать: «Ну и ну!» или «Вот тебе и раз!». Так могут быть выражены и досада, и удивление, и разочарование, и радость, и даже восхищение. А слова одни и те же. Очень выгодно. На первый взгляд. Действительно, ругань нередко звучит, срывается с языка от боли, от страха, от ярости и ненависти, от зависти, от тоски, от восторга и даже, иногда, при желании похвалить. Встречается, как особо тяжелый случай, и ругань-разговор. Тогда бранные слова используются просто как способ общения. А поскольку ругательства, по сравнению со всем остальным запасом человеческих слов, это буквально капля в море, то, чтобы было возможным с помощью этих нескольких слов нормально общаться, приходится использовать интонацию! И стремясь понять, что говорит мне сквернослов, я должен прислушиваться к его голосу, а не к словам. Тогда, быть может, и пойму, когда у него в голосе звучит угроза, а когда радость. Так, конечно, тоже можно общаться, но не напоминает ли это взлаивание домашней собачки, вызывающей умиление у хозяина тем, что хоть и бессловесная тварь, а все понимает и даже разговаривает как может. Если хотите вызывать у собеседника именно такое «умиление», ругайтесь смело и без оглядки. Правда, есть и еще несколько «подводных рифов», несколько зацепочек, о которых имеют право знать как заядлые сквернословы, так и те, кто их вынужден слушать.

Статья опубликована при поддержке медицинского портала "Dermalight". Компания предлагает Вам приобрести товары для лечения кожных заболеваний. Доставка во все регионы. На сайте Вы также найдёте информацию о лечении ногтевого псориаза, псориаза на руках, локтях, ладонях, лице и голове, нейродермите, дерматите и его лечении в домашних условиях, гнездной алопеции и других заболеваниях. Подробнее смотрите на сайте, который располагается по адресу: http://www.dermalight.ru/.

Чего я добьюсь, назвав вас дураками?
Слышу, кричат: «Эй, ты, дятел!» Оглядываюсь. «Это Вы мне?» Зачем, спрашивается, оглядывался, я что, себя дятлом, что ли, считаю?.. И ругани и похвалы в свой адрес мы ищем с одинаковой опаской. Но к чему мы больше готовы? Наверное, встретить ругань. Когда нас ругают, мы не сомневаемся в искренности ругающего. Другое дело, что мы с ним не согласны. Но, встречая брань в свой адрес, каждый из нас вполне уверен в подборе соответствующего ответа. А если мы слышим похвалу, комплименты, неожиданно приятные слова, обращенные к нам? Иногда и не знаешь, что сказать в ответ. Всегда кажется, что здесь что-то не так. Либо хвалящий нас издевается, смеется над нами, либо почему-то ошибается. А может, хочет попросить что-нибудь? А иначе – зачем это он меня так нахваливает? Этим глубинным настроем большинства людей на ожидание ругани, а не похвалы в свой адрес виртуозно пользовался один придворный знаток людей из сказки Евгения Шварца «Голый король». «Ваше величество, – говорил он королю, – Вы меня, старика, простите за правду, не обижайтесь. Вам правду о Вас, кроме меня, никто не скажет, побоится. А мне терять нечего, я старый уже. Так что делайте со мной что хотите, но я Вам прямо в лицо при всех скажу, молчать больше не буду. Вы, Ваше величество, Вы – настоящий гений!» Видите, как этот придворный, боясь быть заподозренным в неискренности, упаковывает свою лесть в оболочку ругани. Это тоже талант. А когда я просто, без всяких там упаковок говорю тебе, что ты дурак, и что, могу убедить тебя в этом? Нисколько. Это я таким образом пытаюсь самого себя убедить в том, что я умнее тебя. А раз я все время кричу всем, что все дураки, значит, я чувствую необходимость убеждать самого себя в том, что я то как раз не дурак, причем убеждать снова и снова. А зачем снова и снова, я что, постоянно сомневаюсь в своих умственных способностях, да? Да. Если все другие способы внушить себе самому, что я не безмозглый тупица, не дают результата, тогда меня, обзывающего всех направо и налево дураками, ослами, баранами и кретинами, можно даже и пожалеть, ведь я все время пробалтываюсь о самом себе.

Магическая сила ругательств
Любое ругательство – это современный вариант магического заклинания предков. Тогда человек, чувствуя себя бессильным против кого-то или чего-то, обращался с пожеланиями смерти к своему противнику: «Чтоб ты ушел обратно в землю, которая всех нас породила. Чтобы ты покрылся землею. Я для этого забрасываю тебя грязью». К этому сводятся все ругательства, связанные с «посыланием...» Говоря: «Пошел ты к дьяволу, к лешему, к черту» или «пошел ты в баню, чтоб ты провалился, чтоб тебя разорвало», произнося более «крутые» ругательства, мы, часто не ведая, используем это видоизмененное древнее «магическое» посылание в мир иной, в преисподнюю. Даже когда современный сквернослов говорит такие невинные слова, как «мне на тебя начхать, наплевать и прочее...», он, по сути, использует ругательства, однородные с первобытными. Раз наплевать, значит, забросать грязью, покрыть землею, предать смерти.
Известен психологический эксперимент. Если человек в спокойном состоянии начинает ругаться, произносить бранные слова, последовательно, одно за другим произносить «грязные» выражения в течение заданного времени, это угнетающе действует на его психику. Сначала незаметно, потом чуть сильнее. Глядишь, человек этот уже раздражен, недоволен чем-то. Как правило, произносимые вслух ругательства сильнее всего действуют на самого произносящего их. Так что ругань – это прежде всего самовнушение, это способ внушить самому себе, что от меня ничего не зависит, что мне не везет, что все очень плохо и безнадежно. Чем не магическая сила? А на первый взгляд, подумаешь, поругался немножко. Многие сквернословы, и взрослые, и не очень, убеждены, что ругань хороша для разрядки, для того чтобы «выпустить пар». Иногда это действительно так. Но чаще всего мы перебарщиваем с «разрядкой», и происходит обратное. Что касается мальчишек, то они в большинстве своем тоже чувствуют, что умение много и часто говорить «грязные» слова – это дело стоящее, это помогает в жизни. То, что они ошибаются, они начинают понимать (если начинают, конечно) лет через десять. Но зачем ждать так долго? Так поступают лишь недотепы и тупицы, которые не в состоянии обнаружить, что даже если произносить все известные им ругательства в десять раз чаще, чем обычно, в течение недели, то дела их за неделю эту отнюдь не улучшатся, а, что более вероятно, пойдут значительно хуже. Все эти проклятья, брань и сквернословие будут действовать как магическое внушение. А жертвой внушения будет тот, кто чаще всего их слышит. Кто же этот несчастный? Да сам исполнитель! Поэтому неудачник будет экспериментально ругаться годами, но так ничего и не поймет. Более сообразительному человеку будет достаточно недели, чтобы убедиться в опасной бесполезности «грязных» слов, и ругань в его лексиконе будет занимать значительно меньшее место, выполняя роль разрядки и «выпускания пара» лишь в исключительных случаях.

Рекомендация для родителей
Когда мы недовольны своим ребенком, он нередко слышит от нас, что он бездельник, грубиян, лоботряс, тупица, хулиган, недотепа и так далее. Так мы не только приучаем его к брани, пусть и безобидной. Мы внушаем ребенку неверные представления о нем самом. Ведь ни хулиганом, ни тупицей он стать еще не успел. Вместо того чтобы сообщать ему, какой он плохой, полезнее сообщать ему, как плохо он поступает.

2.4. Не бойся быть смешным
Клоун в цирке с размаху садится задом в торт или на авоську с яйцами. Публика веселится. Дядька на улице роняет бутылку водки на асфальт. Народ весело оглядывается. Лысому, толстому, неуклюжему, рыжему, курносому значительно легче вызвать над собой насмешку, чем высокому, стройному, черноволосому, ловкому. Но длинноногая блондинка с брезгливо-презрительным взором, одетая так, что позавидуешь, попадая в идиотское положение (от которого не застрахован никто), получает в свой адрес насмешки несколько более злые, чем пухленькая хохотушка с веснушчатым носиком.
Почему мы с тобой почти всегда готовы посмеяться, похохотать, поржать над прохожим, знакомым, даже над приятелем, попадающим в дурацкую ситуацию. Наверное, потому, что радуемся – это случилось не с нами. И как бы в знак невольной благодарности симпатизируем пострадавшему.
Однако насмешка является самой примитивной разновидностью юмора.

Коварство чашки кофе
Два молодых человека устраивались на престижную службу. Место было только одно. Управляющий беседовал с каждым из них с глазу на глаз. Оба показали, что хорошо знают свое дело. «Парни что надо», – подумал управляющий. Правда, один из них отличался безукоризненными манерами поведения. Он сдержанно улыбался, аккуратно и непринужденно пил кофе, предложенное секретаршей, а на прощанье галантно раскланялся. Видно было, что молодой человек очень старался произвести выгодное впечатление.
А другой парень показался управляющему умным, грамотным, сообразительным, но не очень ловким в общении человеком. Его манеры нельзя было назвать безукоризненными. Он не только не сумел быть галантным, но, прощаясь, сделал неловкое движение и опрокинул остатки кофе, который он пил, себе на брюки.
Как ты думаешь, кого управляющий в конечном итоге взял к себе на работу?

Не будь лысым попугаем
У одного торговца птицами жил в магазинчике попугай. Он был большой и красивый, но никто не покупал его, поскольку попугай постоянно ругался на весь магазин бранными словами. это отпугивало покупателей, и торговец в сердцах часто бил попугая веником по голове. В результате попугай облысел. Как-то в магазин зашел лысый покупатель. Попугай увидел его, разволновался, захлопал крыльями и закричал: «Как я тебя понимаю!»
Мы прекрасно знаем, что не стоит судить о других по себе. Только избежать этого часто бывает просто невозможно. Вот тогда-то мы с тобой, словно лысые попугаи, начинаем глупо оглядываться, недоумевая, почему над нами смеются.

Не только насмешка
Злословие не менее коварно, чем насмешка. Забавляя своего приятеля веселыми рассказами о нелепостях и недоразумениях, случившихся с кем-то из наших общих знакомых, мы поступаем по меньшей мере недальновидно. Очень возможно, что, хохоча вместе с нами, приятель все же подумает: «А где гарантия, что этот весельчак не смеется точно так же и надо мной в мое отсутствие?»
Безопаснее всего смеяться над собой. Это действительно высший класс юмора.
Например, один очень неплохой современный певец часто говорит про себя: «У меня голос не сильный, но зато достаточно... противный». Смешно становится благодаря ложному противопоставлению одного качества другому.
Марк Твен не стеснялся признавать себя тугодумом, но делал это так: «У меня, судя по всему, громадные запасы ума. Для того чтобы пораскинуть мозгами, мне иногда требуется неделя». Это высказывание становится забавным из-за ложного усиления впечатления от ситуации.
Энрико Ферми, один из создателей современной ядерной физики, любил строить шутку, доводя высказывание до абсурда. Свое письмо он как-то начал со слов: «Совершенно секретно. Перед прочтением сжечь».
Классик английской литературы Бернард Шоу частенько изощрялся в парадоксах. Попав в ресторан, где музыканты играли раздражающе громко, он спросил у официанта: «Скажите, а этот оркестр играет за деньги? Да? Тогда передайте им фунт стерлингов. Пусть они сыграют в карты или в шахматы».
Серьезно, без тени юмора относятся к собственной персоне лишь дураки и бездельники. Люди, заслуживающие уважения, как правило серьезны по отношению к делу, которое делают, а себя, делающего это дело, часто воспринимают с некоторой долей юмора, слегка несерьезно.
Ты, кстати говоря, находишься теперь в несколько более выигрышном положении, чем Энрико Ферми, Марк Твен или Бернард Шоу. Ты же знаешь четыре психологических приема, создающие комический эффект. Повторю их. Это ложное противопоставление, ложное усиление, абсурд и парадокс. Многие дипломаты, менеджеры, политики тренируются в использовании этих приемов, то есть тренируются острить. Если хочешь, можешь и ты самостоятельно потренироваться. Для этого достаточно придумать несколько высказываний о себе, где применялись бы названные приемы. Хотя шутка и ценна своей неожиданностью, но, как известно, самый лучший экспромт тот, что хорошо подготовлен.

Свой человек
Теперь-то тебе наверняка удалось догадаться, чем кончилась история про двух парней и управляющего. Конечно же, на работу был принят тот, кто опрокинул чашку кофе. Почему? А почему люди, безукоризненные во всем, не имеющие, на наш взгляд, никаких недостатков, вместе с восхищением вызывают к себе и некоторую неприязнь? Не потому ли, что мы им не очень хотим верить? Каждый из нас втайне знает про себя свои уязвимые места. А тут вдруг появляется человек якобы без слабостей. «У этого пижона, конечно, есть изъяны, но он их умело скрывает», – думаем мы в таких случаях. Поэтому-то парень, допустивший промах, произвел впечатление более открытого человека. Открытость рождает доверие.
Я не призываю тебя обливаться кофе с молоком, чаем с лимоном, пепси-колой или, допустим, рыбным супом для того только, чтобы вызвать к себе доверие окружающих. Достаточно помнить: выйти из дурацкого положения не могут как раз те, кто больше других боится в него попасть.

Рекомендация для родителей
Кажется, Жан Морис Талейран, наполеоновский министр иностранных дел, любил говаривать: «Не бойтесь быть смешным. Это единственный вид известности, который не убивает». Перефразируя Талейрана, можно сказать: «Дорогие родители! Не бойтесь иногда выглядеть смешными в глазах своих детей. Это не убьет их любовь к вам».

2.5. О желании быть как все
Я вполне серьезно убежден, что ты являешься уникальной и в своем роде единственной личностью. Второго, такого же как ты, нет больше на Земле. И не будет. Не будет, нет и не было никогда второго человека с точно такой же внешностью, как у тебя. Даже если ты имеешь брата-близнеца. Различия все равно существуют. Спроси у мамы. Она знает. Ты действительно, кроме шуток, один такой на всей планете. Именно такой, какой ты есть. Чувства, которые ты испытываешь сейчас, читая этот текст, испытываешь только ты. Другого человека, который умудрился бы почувствовать то, что ощущаешь ты сейчас, не существует в природе. Твои мысли, планы, надежды, мечты, твои тайные желания – все это только твое. И как бы ты ни старался объяснить их кому-то другому, до конца тебя не поймет ни один человек. Ты – уникален.
А сколько сил тратится для того, чтобы быть как все. Хочется этого, почему-то. Если выбриты виски – то у всех. Если шарф красно-белый или серьга в левом ухе, если обесцвечена челка или ватник вместо куртки – то обязательно у всей компании. Вы идете по улице, и вас видно. Все внимание обращают. Скажешь, это не главное. Да, конечно, вполне вероятно. Но все же без ярких внешних отличий многое просто теряет смысл, согласись. «Кони», «Мясо», «Любера», «Металл», «Вагонка» – все имеют свое, не общее для всех, но общее для себя внешнее оформление. Можно ориентироваться. Врага, союзника и друга, как на войне, найдем по форме. Верно? Но твоя неповторимость, твоя индивидуальность, внутренняя непохожесть все же рвется наружу, как бы ты ни подавлял ее в себе. И начинаются конфликты в группе, в команде, в отряде. Обозначу три типа таких конфликтов, возникающих отнюдь не из-за «белой вороны». Это конфликты внутри стаи, казалось бы, совершенно одинаковых, идеально «серых ворон», «вороних», «вороненков».
Если искать в чужом глазу соринку, не замечая полена в своем, иначе говоря – быть ужасно требовательным и придирчивым к окружающим, но только не к себе, можно быстро стать центром всевозможных придирок со стороны собственных друзей. Повысить требовательность к себе крайне сложно. Легче перестать придираться, попробовать быть более терпимым ко всяким раздражающим тебя вывертам приятелей. Если ты не сможешь найти в себе силы быть терпимым, ты сам не заметишь, как прослывешь эгоистом и скандальным типом. У психологов существует догадка, что такая чрезмерная придирчивость к другим, но не к себе – это остатки детского поведения. Известен эксперимент, во время которого двум малышам, вылепившим фигурки из пластилина, предлагали выставлять оценки за работу друга и за свою собственную. Чужая фигурка неизменно оценивалась на двойку, а своя – на пятерку. Малыши, подчеркиваю, находились в приятельских отношениях. Так ведет себя в подобной ситуации большинство детей.
Борьба между «хочется» и «надо», бывает, просто выматывает душу. Вся компания твоих друзей «повалила», например, гулять к вокзалу. А тебе не хочется. Но надо. Потом все решили заглянуть к Толику, у которого родители ушли на ночную работу. Сидели, слушали «волну». Вроде бы все в порядке. Да тебе и это, как говорится, «не в кайф». Так, ходишь со всеми, потому что надо. И в глубине души переживаешь, что вот, мол, все люди как люди. Им все это интересно, а тебе – нет. Появляется даже подозрение в собственной недоделанности, неполноценности. Многие ребята стараются не думать так. Гонят от себя эти мысли. Заставляют себя быть как все и жить как все, через не хочу, насильно. А кто такие эти все? Да только те, с кем ты общаешься непосредственно, каждый день. Отчалить от такой компании – в голову не придет. Одному-то ведь еще хуже. По правде сказать, компании, как и люди, бывают очень и очень разные, и спешить поэтому с выводами о собственной неполноценности не следует ни при какой погоде. Рассказывают, что один человек, взрослый уже, самостоятельный, по каким-то причинам впал в забытье. Медики, не разобравшись, поместили его в психиатрическую лечебницу. Там он скорее вопреки, чем благодаря лечению пришел в себя. Но память о прошлой своей жизни восстановил не сразу. Сравнив себя с окружающими его сумасшедшими, он принял их за нормальных людей. А обнаружив, что сильно отличается от них всех, решил, что раз они все нормальны, то, по всей видимости, сам он сошел с ума. «Я болен. Ведь они все здоровы» – примерно так рассуждал он. Ему и в голову не могло прийти обратное рассуждение: «Я здоров. Следовательно, все вокруг больны». Ты легко догадался, зачем я рассказал эту историю. Конечно, было бы несерьезно утверждать, что все твои товарищи слегка свихнулись, просто ты имеешь право на собственную уникальность, право быть не таким, как все. И не следует об этом забывать.

Когда нет возможности, но есть желание
Здесь речь пойдет не о внешних препятствиях типа нехватки денег или невозможности через час вылететь в Париж. Я имею в виду вот что. Бывает, что тринадцатилетний человек предъявляет слишком высокие требования к самому себе. Ему все необходимо успеть. Везде нужно поучаствовать. Постоянно изматывает нервотрепка из-за ощущения, что огромные возможности уплывают из рук. Срывы в различных делах вызывают не уныние, а раздражение, даже ярость. Удивляет и обижает отношение товарищей, которые, как кажется такому человеку, недооценивают его. Правда, и сам он, как оказывается, не очень высокого мнения о своих друзьях. И насколько он требователен к себе, настолько же снисходителен к приятелям: дескать, что с них возьмешь. Проверь себя. Нет ли у тебя признаков такого отношения к самому себе. Если есть, то поразмысли, быть может, причина последней ссоры с товарищами как-то связана с этим. Итак, эксперимент на самом себе. Возьми лист бумаги и ручку. Старайся выполнить предстоящую процедуру быстро, улавливая самое первое, что приходит в голову... Длительное, мучительное раздумье здесь ни к чему. Прикинь, какое занятие, дело, времяпрепровождение нравится тебе больше всего на свете? Прикинул. Запиши, обозначь, назови как-то его. Сколько времени (часов, минут) ежедневно ты хотел бы затрачивать на это занятие? Запиши эту цифру. Какое еще дело, занятие захватывает, манит тебя? Запиши и его. И количество часов, которое ты хотел бы затрачивать на это второе по важности дело, пометь рядом, так же как и в первом случае. Продолжи этот перечень в виде таблицы до тех пор, пока не перечислишь все, что тебя интересует, увлекает. Не забудь в конце добавить время на еду, сон, поездку в транспорте, посещение магазинов, стирку, уборку. Внимание! Очень важное условие: не занимайся арифметическими подсчетами затраченного времени до того, как составишь весь список. Не стесняйся нагромоздить целый ворох, гору всяческих своих увлечений, желаний, дел, стремлений и потребностей. Подсчитывать будем потом. Итак, отложи журнал в сторону и заверши эту работу самостоятельно...
Теперь, как ты, конечно, уже догадался (догадалась), можно посчитать количество часов в сутках, составленных на основе твоих желаний. Результат оказывается порой чрезвычайно удивительным. В воображаемых сутках обнаруживается и сто часов, и десять тысяч, и всего девять. А сколько у тебя получилось? Чем больше часов в таких воображаемых сутках, тем более оторваны твои требования к самому себе от настоящей твоей жизни, от твоих внутренних возможностей. Значит, надо сделать уступку реальному миру. Придется тебе решить, от чего отказываться. Иначе ты будешь становиться все более и более задерганным, раздрызганным и просто невыносимым в общении о товарищами. Реши, что для тебя важнее.

Куда глаза глядят?
Общаясь с ребятами, учителями, ты нередко испытываешь скованность. Само по себе присутствие окружающих влияет на манеру поведения человека. На тебя смотрят, тебя оценивают. Это, естественно, тревожит. Когда натянуты нервы, как правило, напрягаются мышцы. Человек, все мышцы которого напряжены, вызывает агрессию потому, что воспринимается как источник угрозы. Старайся поэтому расслабляться, поочередно вчувствоваться в отдельные группы мышц своего тела. Но куда ты при этом уставился? В пол? На собственные ботинки? Многие ребята, девочки, общаясь, не выдерживают взгляда собеседника, отводят или опускают глаза. Если при разговоре ты хочешь сохранить равную или ведущую позицию, если тебя не устраивает роль ведомого и подавляемого, отводить глаза не стоит. Но как это иногда трудно! Когда пялиться в глаза собеседнику почему-либо становится невмоготу, попробуй использовать маленькую хитрость. Переведи взор с его зрачков на его брови. А если расстояние между вами при разговоре оказывается больше двух метров, то можно дать отдохнуть своим глазам, уставившись на лоб или шевелюру собеседника. Попробуй. Сразу почувствуешь облегчение и некоторую независимость. Теперь ты можешь собраться с мыслями. И продолжить обмен взглядами. И в прямом и в переносном смысле.

Рекомендации для родителей.
•  Если ваш ребенок стал отличаться непостоянством своих пристрастий, часто меняет увлечения, то фото меняет на гитару, то бокс на шахматы, пусть это не вызывает вашу тревогу. Наступило, образно говоря, подростковое «мерцание увлечений». Дайте вашему ребенку возможность лелеять самостоятельный выбор, не уходя от обсуждения этого выбора, если сам подросток хочет обсудить этот выбор именно с вами. Вполне вероятно, что главное дело своей жизни он сумеет определить именно сейчас и именно таким путем.
• – Сегодня мы с Алешенькой пятерку по физике получили, – говорит мама десятиклассника.
– Когда у меня возникают трудности, я советуюсь с мамой и папой. Но чаще всего со своим котом. Потому что маме с папой некогда, – говорит десятилетний мальчик.
Не правда ли, обе фразы по-разному, но задевают? Каждый из нас чувствует – чрезмерная родительская опека, особенно в мелочах, так же разрушительна, как и недостаток родительского внимания. Пока не поздно, задумайтесь хорошенько, в какую из двух опасных крайностей сползают ваши отношения с сыном или дочерью? Еще не поздно внести поправку.

2.6. О силе воли
Прусский король Фридрих, сумевший завоевать половину Европы, говорят, использовал весьма оригинальный способ, позволявший ему каждое утро просыпаться очень рано бодрым и свежим, сразу же вскакивать с кровати и бурно включаться в дела. Секрет в том, что по приказу короля один из его слуг каждое утро использовал в качестве будильника ведро холодной воды, которое выливал королю в постель в строго назначенный час.

О желании делать что хочется
Эти самые желаньица, действительно, целая проблема. Они так много съедают времени. С друзьями поболтать надо? Надо. «Телеящик» посмотреть тоже. вроде бы хорошо. Да поесть, да в окно поглядеть. За стол сядешь уроки делать – начнешь на нем бумажки всякие перебирать, вещички разные передвигать. А тут и родители с работы появляются. И вопросы начинают, конечно же, задавать, противные до идиотизма: «Ну, как уроки? Ну, что там у тебя в школе?» Противно. Сразу, конечно, бурную сосредоточенность демонстрируешь, углубленность в алгебру, а сам нет-нет да и задумаешься, ну что, собственно, мне мешало сесть за эти треклятые уроки часа в четыре? Сейчас бы уже давно к концу шло.
Можно попытаться нащупать, что же мешало тебе сесть за уроки до прихода родителей. А заодно подумать о некоторых причинах появления разнообразных свойств твоего характера. Вот список незаконченных предложений. Придумай и допиши к ним недостающую часть так, чтобы эти предложения имели хоть какой-нибудь смысл, имеющий отношение к тебе. При этом совершенно не нужно связывать предложения в единый рассказ. Пусть они будут разрозненными. Если вдруг затруднишься продолжить какое-то предложение – брось его и переходи к следующему. Порядок выполнения работы не важен. Вот эти оборванные предложения.

Мне нравится, когда есть возможность...
Иногда мне приходит в голову, что...
Я все же хочу, чтобы...
Я думаю, что мы с моими друзьями будем... Мне особенно противно, если...
В случае если у меня что-то не ладится, мне довольно приятно думать про то, как...
Со своими родителями я не прочь иногда...
Если я делаю то, что мне нравится больше всего на свете, я знаю, что...
Я, в общем-то, уверен (уверена), что скрытность...
Когда я испытываю страх, меня нередко волнует мысль о...
Я твердо убежден (убеждена), что если в школе...
Мои способности постоять за себя...

Задание выполнено? Теперь посмотри, сколько предложений остались у тебя незаконченными, продолжать которые тебе не захотелось. Если их больше пяти, то, по всей вероятности, чаще всего тебе неохота думать о будущем. Ты, по преимуществу, живешь, находясь целиком во власти текущего момента. Ведь если сейчас над тобой не каплет, то работа «не волк, в лес не убежит». Такие примерно рассуждения частенько и подводят тебя. кроме того, тебе может быть, не удалось по-настоящему разобраться, зачем нужно делать то дело, от которого ты сейчас отлыниваешь. «Зачем это нужно мне», – думаешь ты и до бесконечности откладываешь всю эту мороку на потом.
Посмотри внимательно и подсчитай, сколько предложений имеют одинаковые по смыслу окончания, придуманные тобой. Они, окончания эти, могли быть тобой сформулированы разными словами, но смысл имеют одинаковый или очень похожий, про что-то, про одно. Если таких предложений набралось больше пяти, то твое безделье может быть вызвано тем, что тебе ужасно противно прикладывать усилия, заставлять самого себя что-то делать, даже если ты и знаешь, что это дело даст приятный для тебя результат. Тебя отпугивают эти необходимые усилия над собой, необходимость себя заставить. Ты и не заставляешь. Либо ты идешь на поводу у обстоятельств и не в состоянии вырваться из них. (Весь день, например, проторчал с друзьями во дворе.) В результате дело не сделано.
Если же более пяти предложений у тебя получились по смыслу своему про то, что ты предполагаешь делать, как ты собираешься жить, каким станешь в отдаленном будущем, то причину лени следует искать в том, что в тебе восстал «дух противоречия», нежелание подчиняться, делать то, что велено. Вот ты и не делаешь. Либо в тебе глубоко сидит страх, опасение неудачного результата. Вот ты и не начинаешь, откладываешь неприятную работу на неопределенное время.
И наконец, попробуй определить, сколько предложений по смыслу своему про умение защитить себя, свою личность от обид, наскоков, нападок. Если таких больше пяти, то, кроме упомянутого опасения, страха потерпеть неудачу, опозориться в предстоящем деле, появляется еще одна причина. Очевидно, ты никогда раньше не чувствовал радости от победы над собой, «кайфа» от преодоления трудностей. А если удовольствие не маячит, зачем трудиться? Ведь верно?
Может быть, эта процедура и не позволила тебе точно определить причину своего нежелания что-то делать. Но, как только ты сумеешь найти какую-то конкретную причину своего безволия, своей лени, ты сможешь уже совершенно осознанно и без всякой помощи, самостоятельно решить для себя, заслуживает эта причина внимания или ей лучше все же пренебречь. Как сказал один школьник, «я обладаю огромной силой воли. Просто я не склонен слишком часто ею пользоваться». Можешь ли и ты сказать это про себя?

Эксперимент с крысой
Ученые обнаружили в крысином мозгу участки, которые под очень слабыми электрическими разрядами вызывают у крысы чувство огромного удовольствия. И вот в крысиной вольере – кнопка. Нажмешь ее, в мозг крысы направляется сигнал и она «обалдевает от кайфа». Кроме кнопки – в клетке избыток всего необходимого для жизни. Безоблачная крысиная жизнь дала трещину, когда крыса однажды случайно задела эту кнопку. Она замерла как завороженная. Попробовала еще раз... Через несколько дней можно было наблюдать как крыса, исхудавшая, с сумасшедшими глазами исступленно долбила и долбила по кнопке. Ей больше ничего уже не было нужно. Вскоре крыса умерла от истощения. Но умерла счастливой, наверное... Или нет?
В отличие от животных лишь человек стремится испытывать радость и даже счастье не просто от нажимания на собственную «кнопку удовольствия» (еда, развлечения, сон и прочее), но и сознательно увлекая себя успешным преодолением трудностей (разгадывание кроссвордов, спорт, одиночное путешествие к Северному полюсу, выполнение домашнего задания). Это уже особое, высшее наслаждение, доступное только человеку. Как же научиться отказываться от сиюминутных желаньиц во имя более заманчивой, но несколько отдаленной перспективы?

Добрая половина дела
Начать заставлять себя засесть за уроки можно двумя способами. Можно, стиснув зубы, с тоской поглядывая в окно и ярко представляя, как там вольготно было бы с ребятами, сесть за стол и открыть учебник. Это способ не для нормального человека. Легче съесть собственную кроссовку, чем усидеть в таких условиях за алгеброй. Есть способ менее «кровавый». Фокус в том, чтобы научиться управлять своим воображением. Можно распалить свое воображение до такой степени, что уроки делать захочется просто неудержимо. С этой целью, садясь за уроки, постарайся представить себе, как ты будешь сейчас писать упражнение по русскому. Как ты его уже напишешь. И сколько времени примерно это займет. Представь, как ты без всяких промедлений и перерывов примешься за алгебру, начнешь разбираться в условиях задачи, выискивать похожие, которые решали в классе. Представишь себе и ситуацию, когда задача не получается, и ты, переписав ее в тетрадь, подготовив место для решения, самостоятельно выберешь, что тебе делать – звонить приятелю, дожидаться родителей, оставлять на завтра, чтобы списать перед уроком, или справляться самому... Ты ярко представишь, как свободно и уверенно будешь чувствовать себя вечером, когда придут родители, и завтра в школе. Умение сосредотачиваться на неотложном деле – это полпути к действительно тренированной силе воли. И даже больше.

Рекомендация для родителей
Перед тем, как рекомендовать ребенку сделать что-либо, постарайтесь по косвенным признакам догадаться, понять, не собирается ли он сделать это сам и без вашего указания. Если это так, то ваша искренняя радость в связи с этим его самостоятельным решением сделать что-то станет не только лучшей наградой, не только поможет ему почувствовать себя взрослее, но и подтолкнет его к быстрейшему претворению благого намерения в конкретное дело. Это не исключено и в том случае, если вы даже и ошибетесь в своих догадках. Уверяю, ваш ребенок постарается оправдать такое хорошее мнение о нем.

2.7. Тело, счастье и характер
Что важнее для счастья, стройное тело, легкий характер или везение? Желаемое. И то, и другое, и третье. Но большинству людей судьба дарит лишь что-то одно.

Пижон, зануда и простак
Представь себе трех человек, в компании с которыми ты как бы оказался. Один – худой, сутулый, с длинным носом. Другой – коренастый, толстенький, небольшого роста, с короткими ножками и круглым животиком. У него румяные щечки, толстые губы и нос «картошкой». А третий – спортивного телосложения. У него свободный разворот плеч и подтянутый живот. В общем, очень стройная, атлетическая фигура.
Давай пофантазируем немного о том, какие могут быть характеры у этих людей. Попробуй выбрать подходящие определения из такого вот списка: общительный, завистливый, гордый, скрытный, жизнерадостный, заносчивый, весельчак, угрюмый, простак, пижон, зануда, добряк, вспыльчивый, смелый, хитрый. Здесь пятнадцать качеств. Выбери по пять для каждого из этих трех типов.
Что получилось? Наверное, угрюмым, скрытным занудой у тебя стал тощий тип с длинным носом? Толстяк, скорее всего, оказался добродушным простаком. А атлет – гордым, смелым, вспыльчивым и чуть-чуть пижоном. Я почти угадал? Вероятно, все же ошибся немного. А в общем-то, люди, не сговариваясь, в большинстве случаев именно так и воспринимают внешность друг друга. Ты можешь возразить, что ведь не может быть, чтобы все тощие были занудами, все толстяки – простаками, а все атлеты – пижонами. Я с тобой согласен. Однако мы, люди, очень настырны в своих ожиданиях. Незаметно для самих себя и я, и ты частенько склонны относиться к нашим новым знакомым, невольно подразделяя их на три упомянутых типа.

«Преступники» и «герои»
С учителями в одной школе провели такой эксперимент. Их разделили на две группы и собрали в двух разных классах. В каждый класс учителям принесли по одинаковому набору фотографий учащихся соседней школы. Одной группе учителей сообщили, что это двоечники, хулиганы, правонарушители и тупицы. А другой группе учителей про точно такие же фотографии сказали, что здесь собраны самые лучшие, примерные, дисциплинированные и одаренные учащиеся. Единственная, дескать, просьба, пусть педагоги, используя свой учительский опыт и глядя на лица и фигуры учеников (фотографии были в полный рост, и ребята фотографировались в свободных позах, кто как хотел), постараются сообщить, что они углядели в характерах этих ребят. На самом-то деле фотографировали для этого эксперимента всех подряд, вперемешку и двоечников, и отличников, и хулиганов, и примерных, всех. Учителя сразу попались в «ловушку». Про одну и ту же фотографию учителя в одной группе говорили, что, судя по глазам, по выражению лица и позе, в которой сфотографировалась семиклассница, можно уверенно судить о таких чертах ее характера, как агрессивность, скрытность, легкомыслие и лень. Поза ее пренебрежительная, взгляд вызывающе наглый, на лице издевательская усмешка. Этим учителям, как ты можешь догадаться, предварительно сообщили, что дадут разглядывать двоечников.
В другой группе учителей про эту же фотографию говорили: у этой девочки смелая улыбка, уверенная поза, открытый, искренний взгляд. Чувствуется, что человек умеет работать над собой. Просматриваются черты развитой, зрелой личности. Так говорили учителя, которых предупредили, что показывают им фотографии отличников.
Проверено, что пленниками таких «ловушек» становится большинство людей, а не только учителя. Поэтому, когда ты вдруг во внешности того или иного человека видишь черты «преступника» или, наоборот, «героя», задумайся, не видишь ли ты в этом человеке то, что только лишь хочешь увидеть, и незаметно для самого себя выдаешь ожидаемое за действительное.
Огромное количество девушек желают похудеть, стать меньше ростом. Не менее огромная армия ребят мечтает иметь мощные бицепсы, широкие плечи, узкие бедра и высокий рост. И все для того, чтобы вызывать восхищение окружающих одним лишь своим появлением. Совсем мало народу желает для достижения той же цели улучшить свой неудобный характер. Да, в первый момент твоего появления среди новых приятелей и малознакомых людей тебя будут оценивать так же, как мы с тобой оценили Простака, Зануду и Пижона. Кроме этого, твои новые знакомые, обладая какой-то предварительной информацией о тебе, невольно зачислят тебя либо в «преступники», либо в «герои», какая бы внешность у тебя не была. Но вот ты в компании. Ты открываешь рот, начиная что-то такое говорить, при этом ты либо присаживаешься, либо подпираешь спиной стену в уголке. Ты слушаешь кого-то более внимательно, а кого-то игнорируешь. Ты или прячешь глаза, или смело смотришь на всех. Внешность твоя и предварительный настрой окружающих теперь могут оказаться делом второстепенным.
Пришла, например, в компанию девочка-красотка, но так стесняется, что аж деревенеет от напряжения, говорит сквозь зубы, хихикает, глаза прячет. Быть может, и умница она, но воспринимать ее будут как слегка придурочную. И относиться к ней будут в этой компании так же. Серьезно никто с ней общаться не станет. А если она, наоборот, будет строить из себя супердевочку, которая все знает, обо всем имеет свое мнение, никого не слушает и дает каждому понять, что он по сравнению с ней осел и дурак, то, несмотря на всю ее выигрышную внешность, окружающие будут относиться к ней с недоверием и неприязнью. А ведь и тот и другой варианты поведения возникают по одной причине. Это неуверенность в себе. Только в первом случае человек сдается без боя, сразу, а во втором так боится нападения, так ждет этого нападения отовсюду, что набрасывается на всех первым.
Если тебя не удовлетворяет общение со сверстниками и ты догадался, что дело тут, скорее всего, не в фигуре, а в характере, у тебя есть два способа улучшить свое положение в группе.
Способ первый. Стать таким, каким ожидают видеть тебя окружающие. Если они решили, что раз ты толстый, значит, ты добродушный простак, – будь таким. Данный способ очень распространен. Огромное количество людей как бы доигрывает образ, навязанный им окружающими. Тебе будет трудно, зато приятелям удобно.
Способ второй. Постараться все же стать самим собой вопреки всем ожиданиям и ярлыкам окружающих. Для начала стоит вспомнить, что великий полководец Тимур (Тамерлан) был хромым. Наполеон имел рост 1 м 65 см, американский президент Рузвельт был вообще паралитиком, а певице Алле Пугачевой совсем не мешает быть поп-звездой ее не очень пропорциональная фигура. В чем секрет успеха этих людей? Тебе скажут: они верили в себя. Я уточню: они любили себя и не боялись самим себе признаться в этом. Но они любили себя именно такими, какими их сделала природа. Они совершенствовались, но не стремились себя перекроить. Любовь к себе – это не самолюбование. Каждый человек любит себя хотя бы немножко. Но не каждый в этом признается. Пугачева, Рузвельт и Тамерлан, по-видимому, признавались. Недаром в Библии, в этом древнейшем хранилище человеческой мудрости, сказано: «Возлюби ближнего своего как самого себя». То есть и в Библии любовь к самому себе почиталась делом само собой разумеющимся. Пусть и для тебя будет естественно. Тогда ты не только завоюешь симпатии друзей, но сможешь самостоятельно строить свою судьбу, несмотря на такие мелочи, как маленький рост и не очень прямые ноги.

Рекомендация для родителей
Комплекс мнимого уродства или «гадкого утенка» – частый спутник отрочества. Чтобы помочь подростку пережить его, используйте юмор. Но не как насмешку над подростком, а как иронию над собой. Если вы будете с легким юмором иногда обсуждать вслух недостатки собственной фигуры – и той, что стала сейчас, и той, что была в юности, – вы дадите ребенку образец позитивного отношения к собственной индивидуальности. А именно этого ему сейчас не хватает.