Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2005


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ

Ольга ПАХОМОВА

ПСИХОЛОГИЯ ПОНИМАНИЯ

Продолжение. См. № 1, 2/2004

ЗАНЯТИЕ 3

ПРИТЧА ПРО СЛОНА
Занятие началось с того, что психолог рассказал нам старинную восточную притчу «Любопытные и слон».

Жители одного города никогда не видели слона и даже не знали, как он выглядит. И вот наконец им привезли слона. Правда, случилось это ночью, и разглядеть слона было невозможно. Любопытные люди не могли ждать до утра, они стали ощупывать слона, чтобы узнать, как он выглядит. Слон был большой, поэтому каждому, кто к нему подошел, удалось потрогать только часть животного. Один человек погладил ногу слона, после чего сообщил окружающим, что слон похож на колонну; другой любопытный потрогал бивни слона и сказал, что слон — это что-то острое; третий пощупал ухо слона, по его мнению, слон оказался похожим на веер; четвертый, потрогав слоновий бок, пришел к выводу, что слон похож на стену.

Рис. Н. ПахомоваЯ вспомнил, что в детстве читал похожую сказку. Только там были не любопытные, а слепые, они говорили, что хвост слона похож на метелку, хобот — на канат, а ухо — на лист. И из всех этих предметов была составлена смешная картинка, на которую я любил смотреть. Я хотел было рассказать об этой сказке, но пока я об этом думал, о ней рассказала Ксюша.
Психолог спросил, поняли ли эти любопытные и слепые, что такое слон. Мы ответили, что они ничего не поняли. Тогда он спросил, что им нужно было сделать, чтобы понять.
Алик сказал, что люди, которые пришли, должны были посветить на слона фонариком. Миша возразил, что в то время не было никаких фонариков. В конце концов договорились, что слона стоило осветить, а уж чем именно — факелами или какими-нибудь кострами — значения не имеет. Оленька с этим не согласилась и сказала, что слон может испугаться факелов, но мы ей пообещали, что он не испугается.
А вот со слепыми было труднее. Зачем зажигать свет, если они его не видят? Я, правда, знал, как им можно помочь: я же видел в книжке картинку, где слон составлен из кусочков. Я даже собирался об этом рассказать, но потом решил сначала послушать, что скажут другие.
Но все молчали, и тогда психолог сказал: «запомните: смысл — это не вещь, это отношение между вещами. Чтобы понять смысл целого, нужно увидеть, как связаны между собой его части. Чтобы понять смысл какой-то части, нужно узнать, к какому целому эта часть относится и какое место она там занимает».
— Как же я раньше не догадался! — хлопнул себя по лбу Миша. — Слепым очень просто все объяснить. Нужно им сказать: «То, что вы принимаете за колонну, это у слона нога, а то, что похоже на метлу — это у него такой хвост».
— Верно, — согласился психолог. — На этом примере мы видим, что можно многое узнать о каком-то предмете, но так и не понять, что это такое. Для того чтобы понять, что такое слон, нужно представлять, как отдельная его часть соотносится с целым. Тогда нам откроется смысл целого. Ага, скажем мы, то, что похоже на веер, — это же ухо! Ну и здоровущая зверюга этот слон, если у него такое ухо...
— Но ведь в жизни нам ничего такого делать не надо, — сказал Игорь. — Мы просто видим что-то и сразу понимаем. А щупать в темноте слонов нам приходится не так уж часто.
Психолог сказал, что то, о чем мы говорили, относится не только к слонам, но и ко всему остальному.
— На всякое событие можно посмотреть с разных точек зрения, — объяснил он, — при этом каждый замечает в первую очередь то, что соответствует его характеру и интересам. И поэтому одно и то же событие люди могут понимать по-разному. Возьмем для примера какую-нибудь обыкновенную жизненную ситуацию и посмотрим, как понимают ее разные люди.
И психолог рассказал нам историю из школьной жизни.

ИСТОРИЯ ПРО ДРАКУ
Дело было так. После первого урока Карасев обозвал Иванову «выдрой». Это слышал стоявший рядом Перышкин. На следующей перемене он подошел к Карасеву и, ни слова не говоря, толкнул его в грудь. Карасев не понял, почему его толкают, но на всякий случай стукнул Перышкина по носу. Завязалась драка. Шум потасовки привлек внимание директора школы, в тот момент проходившего мимо класса. С его приходом драка закончилась. А Иванова так и не узнала, что Перышкин за нее заступился, ее на этой перемене в классе не было, потому что она ходила к зубному врачу.
Потом психолог предложил нам познакомиться поближе с участниками и очевидцами драки.
Каждый из них имеет о происшествии свое мнение, отличающееся от мнений других, потому что каждый является специалистом (экспертом) в каком-то одном деле. В каком именно — зависит от его интересов и характера.

1. Перышкин (участник драки)
Психологический портрет:
Любит читать о путешествиях и великих открытиях.
Мечтает совершить подвиг (возможностей таких пока не представлялось, и он решил для тренировки совершать маленькие благородные поступки).
В наш психологический клуб приглашен в качестве специалиста по спасанию.
Мнение Перышкина о драке:
Сегодня мне удалось совершить благородный поступок. Я сумел защитить беззащитную Иванову.

2. Карасев (участник драки)
Психологический портрет:
Только за последнюю четверть участвовал в 84 драках, считает, что все нарочно его злят и будят в нем зверя. Пусть пеняют на себя.
В психологическом клубе получает почетное звание эксперта по драке.
Мнение Карасева о драке:
Перышкин получил за дело. Будет знать, как меня толкать.

3. Степанов (очевидец драки)
Психологический портрет:
Ученик, не имеющий выраженных интересов.
К нам приглашен как незаинтересованный эксперт.
Мнение Степанова о драке:
Это мне не интересно.

4. Белянчикова (свидетельница драки)
Психологический портрет:
Самая красивая девочка в классе и ни на минуту об этом не забывает, всегда чувствует себя так, как будто выступает на сцене. А все остальные из зала на нее смотрят.
Приглашена к нам в клуб как специалист по обаянию.
Мнение Белянчиковой о драке:
Мальчишки подрались. Наверное, опять из-за меня. Смешные они: готовы на все ради моего внимания.

5. Директор школы (очевидец финального удара)
Психологический портрет:
Мечтает улучшить систему образования и купить новую мебель для актового зала.
Признанный (и не кем-нибудь, а самим Министерством образования) специалист по руководству.
Мнение директора о драке:
Безобразие! Чей это класс? А, Марины Анатольевны! Дисциплинка у вас хромает, Марина Анатольевна!

6. Уборщица тетя Поля (имела дело с последствиями драки в виде опрокинутого цветочного горшка)
Психологический портрет:
Работает уборщицей в трех местах.
Является опытным специалистом по порядку. По мнению некоторых учащихся, еще и по ворчанию.
Мнение тети Поли о драке:
Им бы только мусорить. Другие дети сидят себе спокойно, а эти нарочно прыгают и мусорят.
После того как мы познакомились с участниками и очевидцами драки, психолог предложил нам представить, что все они собрались вместе и каждый коротко, одной фразой, высказал свое отношение к этой драке. И вот что у нас получилось.

Карасев (эксперт по драке):
— Перышкин сам виноват, он первый начал.
Перышкин (эксперт по спасанию):
— С моей стороны это был благородный поступок, я защищал Иванову.
Степанов (незаинтересованный эксперт):
— Меня эта драка не касается.
Белянчикова (эксперт по обаянию):
— Я уверена, что драка произошла из-за меня.
Уборщица тетя Поля (эксперт по порядку):
— От этих драк много мусора.
Директор школы (эксперт по руководству):
— Безобразие! Дисциплина в классе хромает.

Психолог предложил нам сравнить мнения о драке: в чем сходство и в чем различия? Мы стали сравнивать:
— И директор, и уборщица не любят когда дерутся! В этом сходство.
— Для них обоих драка связана с их работой. В этом тоже сходство.
— Только работы у них разные. И отношение к работе тоже разное.
— Драчун Карасев считает, что он прав, и «спасатель» Перышкин считает, что он прав. Только Перышкин поступил как раз неправильно.
— Но ему-то кажется, что он дерется за справедливость.
— Карасев тоже за справедливость. Только он ее по-другому понимает.
— А эта девочка, Белянчикова, вообще не так все поняла. Разглядела в драке даже то, чего в ней не было.
Потом Света говорит:
— Интересно получается. Мы слушали про драку, а узнали совсем не про драку, а про Перышкина, Карасева и про всех остальных. Как же так?
— В этом нет ничего удивительного, — сказал психолог, — ведь характеры людей раскрываются через их отношение к разным событиям. По тому, как человек понимает какое-то событие, ситуацию, мы можем судить о нем самом.
— А это относится к любому событию? — спросил Сеня.
— К любому, — подтвердил психолог.
— А если оно происходит где-нибудь на другой планете?
— И на другой планете будет то же самое, — заверил психолог, — мы можем в этом убедиться.
— Как?!
— Очень просто, — сказал психолог. — Отправим наших специалистов-экспертов в воображаемое путешествие на какую-нибудь далекую неизученную планету и посмотрим, что из этого получится.

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЗЕЛЕНУЮ ПЛАНЕТУ
На этот раз психолог описал нам ситуацию не слишком жизненную и уж никак не скажешь, что обычную.

Рис. Н. ПахомоваКосмонавты-земляне открыли новую планету, на которой живут разумные и миролюбивые дикари. Космонавты пытаются установить с ними контакт. Но тут происходит одна досадная случайность — компьютерную программу перевода испортил вирус, земляне говорят одно, а дикари слышат совсем другое. Космонавты, например, произносят: «Мы вас приветствуем!», а испорченная вирусом программа переводит: «Сейчас мы вас будем убивать!» Или земляне говорят: «Мы привезли вам подарки», а перевод такой: «Мы все у вас отберем». Дикари, конечно, обижаются, начинают кидать в космонавтов камнями и стрелять в них из луков. Земляне прячутся от стрел в космическом корабле.
— Вот такая «непростая» сложилась ситуация. Земляне и жители Зеленой планеты не поняли друг друга. И теперь отношения между двумя цивилизациями зависят только от того, сумеют ли космонавты и дикари прийти к взаимопониманию, смогут ли они совместными усилиями разобраться в ситуации и достичь мира, — закончил свой рассказ психолог. — А теперь попытаемся представить, что произойдет, если на месте космонавтов окажутся Карасев и Перышкин.
Мы подумали немного и придумали вот такую историю.

КАРАСЕВ И ПЕРЫШКИН ЛЕТЯТ НА ЗЕЛЕНУЮ ПЛАНЕТУ

Эксперт по драке Карасев и эксперт по спасанию Перышкин отправились в космическое путешествие.
Во время полета было не все гладко: мальчики постоянно выясняли, кто из них командир — на Земле они об этом договориться не догадались. До драк дело все же не доходило, потому что космонавтам драться не к лицу. Просто обзывали друг друга и строили рожи.
Перед высадкой на Зеленую планету Карасев на всякий случай вооружился: кто знает этих инопланетян, вдруг они будут настроены враждебно?
Перышкин, верящий в хорошее, обратился к туземцам с приветственной речью.
Дикари, неправильно истолковав намерения космонавтов, стали стрелять в них из луков.
— Ах так! — разъярился Карасев. — Ну я вам покажу! — И схватился за автомат.
Напрасно взывал к нему Перышкин:
— Что ты делаешь! Остановись!
И вот уже раненые туземцы, истекая кровью, падают на траву.
Перышкин, рискуя собственной жизнью, бросился спасать раненых.
Он полз по горячему песку, пот заливал его лицо, над головой свистели пули. Но Перышкин стиснул зубы и полз, чтобы доставить раненых в безопасное место. Временами он почти терял сознание. «Жаль, что меня не видит Иванова», — думал он в такие минуты.
Хорошо, что в рюкзаке у Перышкина были бинты и лекарства. Он смог оказать пострадавшим первую помощь. Там же случайно оказался у него и автомат. Теперь Перышкин мог отстреливаться. Но, разумеется, он стрелял не в Карасева, а лишь давал предупредительные выстрелы в воздух.
Перышкин старался защитить от обстрела женщин и детей. У него даже не было никакой возможности познакомиться с ними поближе, поговорить по душам — все силы отдавались борьбе за жизнь.
В это время шальная стрела угодила Карасеву в ногу. Он упал и заплакал. Перышкин устремился на помощь раненому, несмотря на напряженность, возникшую между ними в последнее время.
— А стрела не отравленная? — тревожился Карасев, пока Перышкин перевязывал его рану.
— Успокойся, все будет хорошо, — говорил Перышкин. — Но вообще-то с твоей стороны это нечестно — нападать на бедных дикарей с автоматом.
— Да-а, а чего они сами дерутся! Они первые начали, — сказал Карасев и снова захныкал: у него болела нога.
Горе-космонавты кое-как доковыляли до космического корабля и поспешили вернуться на Землю. Дружбы и взаимопомощи между двумя цивилизациями не получилось.
Психолог предложил провести «разбор полета», и все желающие высказали свое мнение об этой космической экспедиции.
— То, что они там устроили — недопустимо! — с чувством сказала Ксюша. — Стреляли из автомата по бедным дикарям.
— Но Перышкин-то здесь при чем? — возразил Игорь. — Стрелял Карасев, а Перышкин, наоборот, спасал.
— Не нужно было доводить до стрельбы, — стояла на своем Ксюша, — тогда и спасать бы никого не понадобилось.
— Что же он мог сделать, если Карасев стал стрелять? — заступился за Перышкина Алик.
— Не знаю что, — сказала Ксюша, — но только так было делать уж точно нельзя!
Вопрос к читателям: что, по вашему мнению, можно было сделать в этой ситуации?

К полету готовится вторая команда экспертов, — объявил психолог.

БЕЛЯНЧИКОВА И СТЕПАНОВ НА ЗЕЛЕНОЙ ПЛАНЕТЕ

Следующими в космос отправились специалист по обаянию Белянчикова и незаинтересованный эксперт Степанов. Полет проходил успешно, и лишь в самый последний момент, когда корабль уже подлетал к Зеленой планете, у космонавтов возникли разногласия: Степанов считал, что посадку нужно производить немедленно, Белянчикова же вдруг решила еще раз вымыть голову и уложить волосы.
— Все-таки первый контакт с внеземной цивилизацией, — сказала она, — мы не должны ударить в грязь лицом.
— Ты думаешь, кого-нибудь интересует твоя прическа? — проворчал Степанов.
— Уверена, — ответила Белянчикова и сделала по-своему.
Испорченная вирусом программа перевода неправильно передавала туземцам слова землян, но стрелять в космонавтов дикари в этот раз не стали — настолько они были поражены белокурыми локонами Белянчиковой. Таких красивых волос они еще никогда не видали! К тому же гостья приветливо улыбалась, а улыбка порой может сказать больше, чем слова.
— Если хочешь убить нас, то убей, — пролепетал вождь дикарей, восхищенно глядя на девочку.
— Какие глупости, — сказала Белянчикова. — С чего вы взяли? Это, вероятно, ошибка перевода, а я имела в виду совсем другое.
С туземками у Белянчиковой тоже не возникло никаких проблем. Юные жительницы планеты окружили гостью из космоса, рассматривали ее, удивлялись ее одежде.
— Девочки, — обратилась к ним Белянчикова. — Нельзя быть такими дикими, нужно причесываться. Смотрите. И она тут же показала туземкам, как это делается. Дикарки смотрели на нее во все глаза, а то, что некоторые слова переводились неправильно, особого значения не имело.

Так что недоразумение с программой легко разрешилось.
А что же Степанов? Все это время незаинтересованный эксперт провел на космическом корабле. Он проспал установление первого контакта с внеземной цивилизацией, потому что ему это, видите ли, было неинтересно.
Обсуждая вторую экспедицию на Зеленую планету, мы пришли к выводу, что понимание достигается не только с помощью слов. Жесты, мимика, действия и даже прическа — все это тоже помогает наладить взаимопонимание.

КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ДИРЕКТОРА И ТЕТИ ПОЛИ

Эксперт по порядку тетя Поля сначала наотрез отказалась лететь в космос, но директор ее уговорил: он ведь был специалист по руководству, так что спорить с ним все равно было бесполезно.
Во время полета тетя Поля поддерживала на борту космического корабля идеальный порядок, а директор составлял план мероприятий по встрече с представителями внеземной цивилизации. Разумеется, он сразу обнаружил ошибки в компьютерной программе и своевременно их исправил.
Первый контакт с братьями по разуму прошел вполне успешно: директор зачитал туземцам список первоочередных задач и учебный план на полугодие. Возражать специалисту по руководству никто не решился.
Туземцев нужно было учить не только чтению и письму, но и всему остальному — чистить зубы, пилить дрова, строить жилища. И тогда наконец сбылась давняя мечта директора: все население планеты превратилось в его учеников.
Оправдались и худшие ожидания тети Поли — обитатели планеты оказались настоящими дикарями, они не вытирали ноги и повсюду разбрасывали банановую кожуру.
Постепенно Зеленая планета приобрела «человеческий вид» — туземцы провели дороги, построили города, соорудили водопровод.
Тетя Поля не раз напоминала директору, что пора уже им возвращаться домой, но он находил себе на планете все новые дела. И только когда тетя Поля догадалась сказать, что на следующей неделе в их школе собирается педсовет, директор со вздохом воротился с небес на Землю.

— Вот и закончилось последнее космическое путешествие к Зеленой планете, — сказал психолог. — Что вы можете о нем сказать?
— Что ж тут скажешь? — удивился Игорь. — Директор, он и есть директор, все делал правильно, как надо. Даже компьютерную программу вовремя починил. Так что у него с жителями Зеленой планеты получилось полное взаимопонимание.
— А я так не считаю, — возразила Галя, — то, что он программу исправил, это хорошо. Но получилось ли взаимопонимание — это еще вопрос. Мне кажется, что туземцы директора поняли, а он их даже не пытался понять, просто навязал им свое ученье.
Сеня был согласен с Галей:
— Все-таки эти туземцы — взрослые люди, жили себе спокойно, как им хочется. Может быть, им не нужны все эти города. По-моему, нельзя заставлять их учиться. Вот если сами захотят — тогда другое дело.
— Да знают ли они сами, чего хотят? — спросил Миша. — А учили дикарей для их же пользы, потому что раньше они многого не умели, а теперь умеют. Я считаю, что им повезло.
Все задумались.

Вопросы к читателям:
1. Как вы считаете — директор и обитатели Зеленой планеты понимали друг друга? Почему вы так думаете?
2. Изменится ли жизнь туземцев после визита космических гостей?
3. Что расскажут жители Зеленой планеты о землянах своим детям и внукам?
4. На примере трех экспедиций на Зеленую планету попробуйте выявить связь между:

а) характером и пониманием ситуации;
б) пониманием ситуации и поведением;
в) поведением и развитием событий;
г) развитием событий и пониманием.

ЗАДАНИЯ
А потом мы выполняли разные задания.
Психолог сказал, что сегодня мы будем тренироваться в понимании ситуаций и упражняться в диалогах без слов.
Сначала, чтобы мы немного освоились, он дал нам совсем простые задания. Например, нужно было без слов пройти по комнате, как будто ты торопишься. А потом пройти по-другому — словно ты никуда не спешишь, у тебя хорошее настроение и ты просто гуляешь.
Еще мы все подходили к двери и ее открывали, но не просто так, а тоже по-разному: например, ты пришел к директору, который будет тебя сейчас ругать, или ты пришел в гости к своему другу.
Потом было упражнение «Разговор через стекло» — это уже было задание посложнее. Один из ребят изображал, что он зашел в поезд и через закрытое окно хочет жестами передать что-то тем, кто его провожает. К примеру: «Позвоните мне», или «Я забыл выключить утюг», или «Я вас люблю».

Психолог сказал, что такие групповые упражнения называются психогимнастикой, а если мы показываем сценки без слов, то это называется пантомимой.
Затем началось самое интересное (и самое сложное). Мы разделились на группы, стали придумывать разные ситуации и с помощью пантомимы их показывать. А ребята из других команд старались угадать, что им показывают.
Получалось здорово, но только я вам этого описывать не буду. Во-первых, очень трудно писать про пантомиму, это ведь не разговор, это нужно видеть. Во-вторых, я лично предпочел бы не читать про пантомиму, а сам в ней участвовать. Потому что так получится гораздо интереснее, я думаю, вы и сами в этом убедитесь.

Впрочем, один забавный случай, связанный с пантомимой, все-таки расскажу. Когда мы показывали сценки уже по второму кругу, психолог дал нам инструкцию: проводить самонаблюдение и самоотчет, фиксировать вопросы, которые сам себе задаешь во время просмотра. Я попробовал фиксировать, и вот что получилось.
«Идет кто-то, качается... Наверное, медведь. Куда это он идет? А-а, он подходит к медведю поменьше... Сейчас подерутся... Нет, вроде не подрались, маленький медведь куда-то полез. Куда же он полез? Может быть, за медом? Ага, лопает... Нет, не лопает, вроде бы смотрит в бинокль... Ничего не понимаю...» А потом оказалось, что нам показывали сценку «Колумб открывает Америку». Вот тебе и обратная связь!

О ПОНИМАНИИ И СМЫСЛЕ
Высказывания членов
психологического клуба

«Мальчик, который любит драться (типа Карасева), во всех ситуациях задает себе один и тот же вопрос: «Кого мне ударить?». Из-за этого все ситуации вокруг него превращаются в сплошную драку».

Света

«Я люблю смотреть, как работают часы, хотя не знаю, как называются разные детали. Но я понимаю, как устроены часы, поэтому иногда я могу их починить».

Алик

«Когда я была маленькая, то не понимала, как хорошо иметь свободное время. Сейчас я это поняла».

Галя

«Если задача простая, это неинтересно. Задача должна быть сложная, чтобы ее захотелось понять».

Миша