Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2005


КОНКУРС

КОНКУРС «Мои рабочие находки»
НОМИНАЦИЯ «Моя профессиональная победа»

 


 

Настины приемы

Как ученица первого класса победила страх

Дети, переживающие или пережившие кризисную ситуацию (развод родителей, насилие, природный катаклизм), как никто другой нуждаются в психологической помощи, но очень часто ее не получают. Поэтому, стремясь хоть к какой-то внутренней гармонии, они становятся психологами, психотерапевтами для самих себя. Не дождавшись помощи от нас, взрослых, дети начинают самостоятельно придумывать способы выхода из тревожащей ситуации.
Маленький психолог может еще толком не уметь читать и писать, но уже владеет целым арсеналом собственных авторских приемов по преодолению стресса, тревоги, страха — жизнь заставила. Что ни говори, такие дети открывают нам новое, меняют наше мировоззрение, являются нашими учителями.
Так было и у меня. Ко мне на консультацию направили первоклашку Настеньку, жизнь которой радостной, увы, не назовешь. Слишком много плохого пришлось пережить девочке в свои семь лет.
Однажды во время консультации мы с Настей рисовали наши «грусти», «страхи», и в ответ на мое предложение придумать, что можно сделать с нарисованными «грустями» и «страхами», Настя выдала целый ряд креативных находок, которые повергли меня в шок — о некоторых из них я услышала впервые. Это были идеи самой Насти. Девочка пояснила, что этими способами она часто спасается дома, когда ей становится неуютно, плохо.

ПРИГОДИТСЯ ВСЕМ

Итак, какие приемы, открытые Настей, могут пригодиться всем школьным психологам?
• Прием оглушения страха, грусти. После рисования страхов, грусти из листочка делается дудочка, в которую необходимо подуть изо всей силы — «тогда страх оглохнет и перестанет быть страшным».
• Прием утопления страха. После рисования страха из листочка делается стаканчик в технике оригами, в который наливается вода — «пусть страх утонет».
• Прием создания «Дерева счастья». Превращение страшных, грустных рисунков в творческую, счастливую композицию «Дерево счастья».

ДЕРЕВО СЧАСТЬЯ

Для создания этой творческой композиции необходимы 2 рисунка со страхами, обидами и т.д.

Технология изготовления
1. Один листочек сворачивается в трубочку страхами, «грустями» внутрь — это будет ствол дерева.
2. Ствол расписывается всевозможными «радостями» — тем, что ее символизирует: улыбки, солнышки, мордашки, сердечки и т.д.
3. Верхняя часть ствола надрезается так, чтобы получилась бахрома примерно на 2 см от верха. Бахрома должна быть крупной — в дальнейшем к ней будут крепиться листочки дерева счастья.
4. Второй страшный, грустный рисунок складывается в несколько раз, и из него вырезаются листочки.
5. Листочки также расписываются «радостями».
6. Листочки крепятся к бахроме ствола.
Вот так мы страшные, грустные рисунки превратили в Дерево счастья, которое повышает нам настроение и в котором нет ничего пугающего, грустного.

БАШНЯ РАДОСТИ

Из обрезков страшного, грустного рисунка, из которого мы делали листочки для дерева, можно сделать маленькую символическую Башню радости — дополнение к Дереву счастья.

Технология изготовления
1. Из обрезков вырезается большой треугольник.
2. Треугольник сгибается пополам по высоте — это и будет стеной башни радости.
3. Стена, естественно, расписывается «радостями».
4. Для изготовления крыши есть два варианта:
• просто подбирается подходящий обрезок, который можно зафиксировать на стене башни;
• крыша вырезается из обрезков в соответствии с замыслом автора.
5. На крыше Башни радости рисуется огромная улыбающаяся мордашка.
6. Все части соединяются вместе.
Так и получается замечательная композиция — Дерево счастья и Башня радости, изготовление которых позволяет быстро избавить детей от всяких страхов, тревог, «грустей».

СИМВОЛ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ СТРАХА

Перед конструированием Дерева счастья и Башни радости важно рассказать детям о том, что по психологическому закону страх, грусть исчезают, если мы нарисуем их, а затем совершим определенные действия с рисунком, например превратим в Дерево счастья. В моей практике не было еще ни одного ребенка, на которого бы это не подействовало.
Дети, забирая домой Дерево счастья как символ избавления от страха, в тот же день без капельки страха, например, ложились спать в темной комнате, через минуту после изготовления Дерева счастья лезли руками в аквариум, чтобы потрогать улитку, которая еще пять минут назад вызывала жуткий приступ страха, а сам аквариум ассоциировался с чем-то ужасным.
На мой взгляд, уникальность приемов создания Дерева счастья и Башни радости заключается в том, что ребенок сознательно совершает превращение страха в радость, после которого у него остается материальное подтверждение этого превращения — Дерево счастья или Башня радости. А, как известно, с доказательствами не поспоришь...

Надежда БОЛСУНОВСКАЯ,
психолог школы № 41,
Настя СОКОЛОВА,
учащаяся 1-го «В» класса школы № 41, г. Красноярск